Опыт экономических реформ в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Пятьдесят лет отделяет нас от того дня, когда на площади Тяньаньмэнь была провозглашена Китайская Народная Республика. Трудными были эти годы, наполненные попытками применить к Китаю научные положения марксизма и опыт «советской модели»; «построить социализм в одно прекрасное утро»; достичь благоденствия в рамках «народной коммуны»; преобразовать менталитет и образ жизни китайского общества в период «культурной революции»; начать радикальные социально-экономические реформы после «десятилетия хаоса».

Содержание

Введение......................................................................................................
Предпосылки проведения экономических реформ в Китае....
1.1 Градулизм................................................................................
1.2 Концепция экономических реформ...................................
1.3 Бюрократия как активный участник реформ.................
1.4 Ставка на высокие технологии..........................................
1.5 Развитие института поддержки..........................................
Реализация реформ в отдельных секторах.................................
2.1 Экономические реформы в деревне..................................
2.2 Экономические реформы в городе....................................
2.3 Трансформация государственных предприятий.............
2.4 Реформа финансовой системы............................................
2.5 Банковская реформа в Китае..............................................
Китай на современном этапе развития.......................................
3.1 Уроки китайских реформ для России...............................
3.2 Новые горизонты китайской экономики в XXI веке.....
Заключение.................................................................................................
Список литературы..................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

МАКРОЭКОНОМИКА.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

     Радикальная реформа госсектора объявлялась и откладывалась не раз. До 1995 года дело ограничивалось частичной либерализацией менеджмента, массовым обновлением директорского корпуса (до 90 процентов), введением системы «двойных цен». Уже к середине 90-х многие промышленные товары полностью реализовывались по рыночным ценам. В настоящее время государство регулирует лишь 10% цен. Значительная часть из 14 тысяч госпредприятий добилась не только существенного роста производства, но и прибылей (в среднем до 4 процентов в год). Наконец, в 1995 году в 18 крупных городах была начата в опытном порядке реализация практики банкротств. С 1996 года реформа госпредприятий начала охватывать уже 52 города. В течение 1996 года было децентрализовано около 1000 ключевых предприятий. Набирает темпы коммерциализация госпредприятий. Эти ГП выпустили акции и стали корпорациями, которыми владеют акционеры. Идея заключалась в том, чтобы сделать руководство новых компаний ответственным перед акционерами. Правительству, тем не менее, принадлежит контрольный пакет акций 1000 предприятий. Все остальные 300 тысяч ГП были проданы частным лицам (или группам частных лиц) или, если они не представляли собой никакой ценности – обанкрочены.

     В 2010 г. государственные и контролируемые государством предприятия составили лишь 6,1% от общего числа «сверхнормативных» предприятий, однако они располагали всего 45% активов, получили около 40% прибыли и выплатили 44% налога на добавленную стоимость.

     Поразительно  быстро росло количество частных  «сверхнормативных» промышленных предприятий. В 2010 г. на долю частного сектора приходилось 51,5% «сверхнормативных» промышленных предприятий, из них почти 53% принадлежали национальному капиталу и произвели 23,2% валовой продукции, а 20% иностранному (31,5% валовой продукции).

     Достижения предыдущего тридцатилетия огромны. Китай стал производить 5–6% мирового ВВП. В стране образовались особые районы экспортного производства. К 2020 г. планируется увеличить уровень ВВП в 4 раза и занять господствующее положение в мировой экономике. Планируется существенно повысить уровень и качество жизни населения.10

     2.4 Реформа финансовой системы

 

     Реформа финансовой системы была проведена  в Китае к середине 80-х годов. Чтобы иметь наглядное представление о ее результатах, можно буквально двумя фразами охарактеризовать сначала прежнюю китайскую финансовую систему и затем – ныне существующую. Общее – главным каналом накопления и распределения финансовых средств является госбюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий (в последние годы постепенно повышается роль внешней торговли). Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм – хозяйственную деятельность предприятий.

     Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы.

     Первые  три года были экспериментально-подготовительным этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений. Основными формами были:

       а) Формула первой системы финансовых  взаимоотношений с городами центрального  подчинения, провинций и автономных  районов была следующей: «Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы». То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета.

     б) При второй форме – «деление прироста доходов, увязка доходов с расходами» – внимание на положительный или отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае.

     в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции  Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доли расходов в доходах района. Полное название этой системы – «увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий в течение нескольких лет». Эта форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с изолированными в хозяйственном и культурном плане высокогорными районами страны.

     Второй  этап ознаменовался выработкой по большому счету лишь одной оправдавшей  надежды формы финансовых взаимоотношений  между центром и периферией. Это  была так называемая система «ступенчатой ответственности с отделением доходов от расходов». Временные положения о ней были опубликованы Госсоветом КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и центрального бюджета на местах четко разграничивались по принципу хозяйственного подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет, пропорции деления прибыли между центральным и местными бюджетами, величина промышленных дотаций оставались неизменными в течение 5 лет. Кроме того, что повышалась стабильность центрального бюджета за счет отказа от внеплановых дотаций, так как система фактически вводила их лимит, идея такой формы финансовых взаиморасчетов упала еще и на благодатную почву активизировавшегося вскоре процесса перехода предприятий на полную производственную ответственность. Дело в том, что устанавливались рамки доходов и расходов, за нарушение которых отвечали сами регионы своими же интересами. Принявшие эту форму финансовых отчислений в Госбюджет регионы в большинстве своем вскоре трансформировали многие положения этой системы на уровень своих взаимоотношений с предприятиями, значительно повысив тем самым их хозяйственную заинтересованность и финансовую самостоятельность.

     Эта система успешно просуществовала  до 1984 года, когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым  механизмом. Собственно это уже рассматривалось в предыдущей главе, но, поскольку это же самое является и третьим этапом финансовой реформы в КНР, то несколько слов необходимо сказать и здесь. В принципе к этому этапу китайские плановики шли аж с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из доли прибыли возникла необходимость определения принципов распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральным бюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и легли потом в основу налогового законодательства.

     Но  первый подэтап третьего этапа финансовой реформы снова стал переходным. На нем изобретательными китайцами  было применено сочетание деления  прибыли и налога. То есть, наоборот, сначала прибыль подвергалась налогообложению  по зафиксированному в налоговом законодательстве твердому механизму, а оставшаяся прибыль подвергалась снова той или иной форме ее деления между Центральным бюджетом, местным бюджетом и предприятием.

     Очевидно, само китайское руководство не было уверено в целесообразности такого положения поскольку, во-первых, решилось распространить ее только на крупные рентабельные предприятия, а, во-вторых, уже через год налоговая политика КНР перешла ко второму этапу – полной отмене деления прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых (процентных) налогов дифференцированные или с плавающими нормативами.

     В качестве заключения могу добавить даже с некоторой точки зрения курьезный  факт. Упорно «сопротивлявшаяся» своей отмене в нижних уровнях китайской экономики, система деления прибылей закончила свое существование в высших ее эшелонах. В ушедших на «подчистку шероховатостей» налогового законодательства 1985 и 1986 годах она активно использовалась для систематизации принятых в разное время отдельных законов о налогах на прибыль. В основном, правда, это делалось уже с помощью простого деления всей суммы прибыли с целью постепенного фиксирования плавающих и дифференцированных налоговых нормативов.

     2.5 Банковская реформа в Китае

 

     В годы реформ банковская система в  Китае является одним из самых динамичных элементов экономики. При этом, несмотря на многочисленные нововведения, основной ее характеристикой остается жесткий контроль за деятельностью кредитных организаций со стороны государства и Центрального Банка.

     Совокупная  чистая прибыль китайских коммерческих банков по итогам 2011 года выросла до 1,04 трлн юаней (165,1 млрд долларов), согласно последним официальным данным. В 2010 году показатель составил 763,7 млрд юаней. Таким образом, отмечается в сообщении Комиссии по банковскому регулированию КНР (CBRC), подъем составил 15,8% по сравнению с 2010 годом. Надо отметить, что в 2011 году рост прибыли достиг 34,5%.11

     Переход к международным стандартам бухгалтерского учета, который завершен в 1999 г., в совокупности с реструктуризацией кредитного портфеля банков позволил, по мнению экспертов Банка Китая, получить реальную картину состояния банковской системы в стране.

     В Китае действует двухуровневая  система банков. На первом уровне находится  Центральный банк, на втором – специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. Отдельные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и сельскими кредитными кооперативами, а также городскими кредитными банками. Народный банк Китая (НБК) был создан 1 декабря 1948 г. Первоначально на него было возложено выполнение операций государственного казначейства, контроль над частными кредитами, размещение государственных займов и контроль над операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами.

     С 1983 г. НБК выполняет функции центрального банка страны и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбережениями. Его капиталы полностью финансируются государством и являются государственной собственностью. Бюджет НБК, после его рассмотрения и утверждения финансовыми ведомствами Госсовета, включается в центральный бюджет КНР и подпадает под контроль за исполнением бюджета со стороны финансовых ведомств Госсовета.

     Доходы  НБК, за вычетом расходов отчетного  года, а также чистая прибыль, образовавшаяся после формирования общего резервного фонда в соответствии с устанавливаемой финансовыми ведомствами Госсовета пропорцией, полностью перечисляются в центральный бюджет Китая. Убытки НБК компенсируются за счет ассигнований из того же бюджета. В 1998 г. чистая прибыль Банка Китая составила 3,52 млрд. юаней (425 млн. долл.), против 6,03 млрд. юаней в 1997 г.

     В рамках банковской реформы в Китае  продолжается кампания по освобождению Центрального банка от «посторонних видов деятельности». Так только за 1998 г. было закрыто 3226 принадлежащих банку фирм, или 92% из всех зарегистрированных его дочерних компаний. В региональные представительства Центрального банка были направлены специальные команды по надзору за исполнением принятых решений.

     Среди коммерческих банков, расположенных на материковой части Китая, крупнейшими являются: Банк Китая и Южного моря (создан в 1921 г., владеет им Банк Китая); Китайский банк торговли (создан в 1985 г., находится в собственности более 7 банков и компаний); Гуандунский банк развития (создан в 1988 г., находится в собственности 9 банков и компаний).

     По  данным официальной статистики, коммерческие банки Китая имеют большую  норму прибыли, чем государственные. У них более низкий уровень  просроченной задолженности, что обусловлено  изначальной коммерциализацией их деятельности и отсутствием «государственного заказа» в выдаче кредитов.

     В то же время, коммерческие банки в  значительно большей степени  подвержены действию рыночных рисков, чем крупные государственные  банки, имеющие поддержку Правительства. Банкиры обеспокоены значительными колебаниями национальной валюты и намерены вводить более действенные системы контроля за банковскими рисками, а также расширять операции в низкорискованных направлениях, за пределами кредитно-депозитной сферы.

     После воссоединения 1 июля 1997 г. Сянгана (Гонконга) с Китаем с определенными оговорками можно сказать, что банковская система Китая пополнилась и банками, расположенными на территории Сянгана. Однако, согласно условиям соглашения, в Сянгане сохраняется право частной собственности на протяжении 50 лет.

     В особом административном районе Сянган нет центрального банка, отсутствует  валютный контроль. Капитал перемещается без каких-либо ограничений. Банковские проценты устанавливаются Банковской ассоциацией Сянгана с учетом мнения сянганского Правительства. Право денежной эмиссии принадлежит Правительству Сянгана, которое назначает банки, правомочные осуществлять эмиссию гонконгского доллара. Для получения права эмиссии банку необходимо иметь 100-процентный резервный фонд в долларах США. Кстати, в мае 1994 г. Банк Китая также участвовал в выпуске гонконгского доллара на общую сумму 5 млрд., что соответствовало 4% общего объема в обращении.

     Осуществляют  свою деятельность на территории Китая  и иностранные банки, их представительства и филиалы. К 1995 г. в 20 городах страны действовало 417 банковских учреждений из 33 стран. Наибольшее количество иностранных банков учреждается в районах концентрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, доля действующих в районе Шанхая иностранных банков составляет 43% общих активов иностранных банков в Китае, 45% кредитов и 40% депозитов в иностранной валюте.

Информация о работе Опыт экономических реформ в Китае