Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 08:58, курсовая работа
Пятьдесят лет отделяет нас от того дня, когда на площади Тяньаньмэнь была провозглашена Китайская Народная Республика. Трудными были эти годы, наполненные попытками применить к Китаю научные положения марксизма и опыт «советской модели»; «построить социализм в одно прекрасное утро»; достичь благоденствия в рамках «народной коммуны»; преобразовать менталитет и образ жизни китайского общества в период «культурной революции»; начать радикальные социально-экономические реформы после «десятилетия хаоса».
Введение......................................................................................................
Предпосылки проведения экономических реформ в Китае....
1.1 Градулизм................................................................................
1.2 Концепция экономических реформ...................................
1.3 Бюрократия как активный участник реформ.................
1.4 Ставка на высокие технологии..........................................
1.5 Развитие института поддержки..........................................
Реализация реформ в отдельных секторах.................................
2.1 Экономические реформы в деревне..................................
2.2 Экономические реформы в городе....................................
2.3 Трансформация государственных предприятий.............
2.4 Реформа финансовой системы............................................
2.5 Банковская реформа в Китае..............................................
Китай на современном этапе развития.......................................
3.1 Уроки китайских реформ для России...............................
3.2 Новые горизонты китайской экономики в XXI веке.....
Заключение.................................................................................................
Список литературы..................................................................................
Таблица 1. Масштабы инвестиций в городское хозяйство и недвижимость, % к ВВП
Годы | Инвестиции в основной капитал | ||
Всего | В экономику города | ||
всего | В том числе в недвижимость | ||
1996–2000 | 32.8 | 25.8 | 4.5 |
2001–2007 | 41.7 | 34.6 | 7.5 |
2008 | 51.9 | 44.1 | 9.2 |
2009 | 55.0 | 47.1 | 10.1 |
2010 | 57.3 | 86.0 |
Согласно китайской статистике, общая сумма обязательств по инвестициям в Китае за 1979–1993 годы составила 220 миллиардов долларов. Конечно, реализация этих обязательств – дело иное. И все же на конец 1995 года общая сумма накопленных иностранных инвестиций составила 110 миллиардов долларов. Сумма внушительная, если вспомнить, что к тому же самому времени Россия смогла заполучить всего 6 миллиардов долларов всех видов прямых иностранных инвестиций. Это и неудивительно, так как в течение четырех лет российские правительства тем только и занимались, что убеждали нас и зарубежных инвесторов в желательности иностранных инвестиций, но соответствующее законодательство было принято (да и то не в лучшей редакции) только в конце 1995 года.8
Китай является одной из немногих стран мира, где концепция «свободных экономических зон» (СЭЗ) была реализована последовательно и с успехом. Открывая первые из пяти «специальных городов» или «специальных экономических зон», Дэн Сяопин рассчитывал главным образом на капитал хуацяо (заморских китайцев). И действительно, от 75 до 80 процентов всех инвестиций в Китае осуществлены китайцами, проживающими в Гонконге, Макао, на Тайване, в Сингапуре, иных странах Юго-Восточной Азии и других частях света. Кстати, это обстоятельство до недавнего времени создавало определенный перекос, географическую неравномерность промышленного развития Китая. Хуацяо предпочитали инвестировать в свои «родные» провинции, поэтому приморские юго-восточные провинции Китая сегодня намного опережают обширный «хинтерланд» по уровню и динамизму развития. Тем не менее Шэньчжень («второй Гонконг») в провинции Гуандун и Пудон (в пригороде Шанхая) стали сегодня объектами массированных иностранных инвестиций. Весьма интересен опыт создания СЭЗ в г. Янцзи, расположенном в Корейском автономном округе провинции Цзилинь. Здесь ведущую роль играют инвестиции южнокорейцев. У нас, конечно, нет такой мощной российской экономической эмиграции, как у Китая, но разве нет у нас российских корейцев или немцев, которые могли бы привлечь в «свободные экономические зоны» (будь они созданы) значительные инвестиции из Южной Кореи и ФРГ? Слабость центральной власти, своеволие и корыстные интересы федеральной и региональной номенклатуры приводят к тому, что даже созданные СЭЗ (Находка, Калининград) сталкиваются в своем развитии с труднопреодолимыми препятствиями.
Что касается внешней торговли, то Китай сумел найти свою нишу в международной торговле (текстиль и другие товары широкого потребления), а государство всемерно содействовало развитию экспорта и строгому регулированию импорта. Как и в Южной Корее, экспортная ориентация гибко сочеталась с импортзамещением, в то время как в российской внешней торговле за четыре последних года явственно стали проступать черты колониального разделения труда: вывоз сырья в обмен на ввоз второсортного ширпотреба и предметов роскоши для новоявленных местных нуворишей.
За 2010 год внешнеторговый оборот возрос до 25,616 млрд. долларов, что на 17,8% больше, чем в предыдущем году. Экспорт увеличился на 17.2%. импорт на 18,5%. Однако чистый экспорт на этот же период сократился с 47,7 до 12,7%, то есть упал на 35 процентных пунктов. Тем не менее, положительное сальдо составило 295.5 млрд. долларов, что на 32,8 млрд. больше, чем в 2009 г.
Реформа
хозяйственной системы в
В китайской деревне были созданы 2 типа подряда:
1) Подряд на объем производства. Он подразумевает под собой форму хозяйствования, при котором двор-подрядчик (семья – низший «разряд» производителя) заключает с производственной бригадой договор на выполнение конкретного производственного задания. Средством расчета служат, в основном, либо часть произведенной по договору продукции, либо деньги. Но отношения между двором-подрядчиком и производственной бригадой не укладываются в рамки схемы «подписался-рассчитался». Происходит это, в основном, потому, что, как уровень жизни, так и уровень обеспечения средствами производства остается в среде мелких сельхоз производителей, как правило, довольно низким или, по крайней мере, недостаточным для полностью независимого ведения всего производственного процесса.
Для расчета с семьей-подрядчиком используется все та же система трудодней. Существуют различные тарифные сетки распределения вознаграждения по трудодням, которые можно не очень строго разделить на системы распределения вознаграждения за продукцию, произведенную по договору на объем производства, и за продукцию произведенную сверх этого запланированного по подряду объема. Денежный эквивалент вознаграждения в сетках второго типа существенно выше, так как продукция, произведенная сверх запланированной нормы покупается за гораздо более высокую цену.
Этот подряд вызвал у мелких сельхоз производителей большой интерес, так как они старались производить сверх нормы и таким образом уровень производства в сельском хозяйстве значительно возрастал.
2) Полный подворный подряд. Отличие этого подряда от предыдущего состоит в том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням не учитывает произведенную сверх договорного объема продукцию, она полностью остается в распоряжении семьи.
Хозрасчетная единица, с которой двор-производитель непосредственно заключал подряд, может только предложить ему сдать излишек продукции государству по повышенным закупочным ценам, а также предложить услуги по его переработке, продаже на городских рынках и т.п. Но все это предлагается на добровольной основе. Хозрасчетная единица выступает здесь уже не как производственная бригада, а как торгово-промышленная коммерческая структура, предлагающая свои услуги желающим, как правило, на более предпочтительных условиях для своих подрядчиков. Но многие семьи предпочитают сами или скооперировавшись с другими дворами реализовывать на рынках или перерабатывать остающиеся у них излишки продукции. Для этого в городах созданы все условия – постоянно совершенствуется и развивается двухсторонняя связь между городом и деревней.
Важную роль играет и тот факт, что правительство КНР постепенно все больше переходило от практики закупок у сельских производителей излишков произведенной ими продукции по повышенным закупочным ценам к закупкам по рыночным ценам через свои региональные представительства на местах. Это ставит в равные условия отдельные регионы страны, так как издержки на производство одного и того же вида продукции в разных местах различны.
С ходом аграрной реформы начали появляться и продолжают создаваться до сих пор специализированные дворы, занятые товарным производством, а также целые специализированные деревни и небольшое число специализированных областей и уездов. Для их обслуживания создается система специализированных рынков. Эти производственные единицы и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений в китайском сельском хозяйстве.
Факторами высокой экономической эффективности этих специализированных объединений являлись полномасштабное использование распыленных финансовых средств, средств производства и рабочей силы, максимально рациональная занятость в своих рамках различного рода отдельных мастеров-умельцев, увеличение степени разделения труда с целью повышения его производительности.
Вне зависимости от типа объединения, все они обязаны соблюдать принцип добровольного участия членов, подчиняться центральному плану, выполнять договора на объем производства с государством и местными органами власти, сохранять (сейчас – хотя бы формально) основополагающим принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение доходов с местными руководящими хозяйственными структурами.
На втором этапе реформ (1985–1991 годы) акцент стал переноситься из деревни в город. Но и тут сохранялся принцип не быстрого разрушения старых структур, а формирования новых рядом со старыми. Централизованное правительство распространило реформы на государственные предприятия (ГП) в городах. Этим предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. (Ранее они должны были направлять большую часть прибыли центральному правительству.) Правительство распространило двухуровневую систему цен также и на несельскохозяйственную продукцию. ГП получили возможность покупать материалы и комплектующие, используемые ими в производстве, а также продавать свою продукцию все в большем объеме по рыночным, а не по фиксированным ценам. Доля продукции, продаваемая по рыночным, а не по фиксированным ценам, выросла с 12% в 1980 г. до 66% в 1987 г.9
Более
того, китайское правительство
Сегодня в Китае доля государственных предприятий в общей стоимости основных фондов предприятий всех форм собственности составляет 60%, коллективных – 20%, частных – 7% и предприятий с участием иностранного капитала – 13%. Можно ожидать, что по мере дальнейшего развития экономики доля государственного сектора экономики снизится, однако базовые отрасли промышленности будут по-прежнему оставаться под контролем государства, обеспечивая своей продукцией быстрый рост производства в негосударственном секторе.
«Негосударственный» сектор в Китае не означает «частный» сектор. Более 70% продукции, производимой негосударственным сектором, приходится на предприятия, которые находятся в общественной собственности местных провинциальных правительств. Другими словами, приватизация не играет существенной роли в экономических реформах Китая. Вместе с тем, многие экономисты считают, что одним из двигателей экономического бума в Китае (его национальный продукт увеличивается примерно на 10% в год) стало сокращение деятельности государства. За последние 15 лет совокупные расходы государственного бюджета снизились втрое. Высвобожденные в результате этого гигантские финансовые ресурсы были направлены в реальную экономику.
Негосударственный сектор экономики Китая оказался особенно эффективен в производстве бытовой продукции всех видов и продуктов питания. Его динамичность в условиях конкуренции внесла серьезный вклад в экономический рост Китая и повышение уровня жизни населения. Что касается экономического роста, то в настоящее время 80–90% товаров в китайских магазинах – отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай взял направление на развитие экспортных отраслей. Китай сегодня вышел на первое место в мире по объемам производства угля, цемента, хлопка и хлопчатобумажных тканей, зерна, мяса, телевизоров. На второе место – по производству стали, синтетических волокон и электроэнергии. Поэтому сегодня китайский рынок завоевывает новые и новые рынки.
Хотя реальные доходы населения Китая растут, они все еще остаются на невысоком уровне – около $460 в год в городе и $200 – в сельской местности. Рост уровня жизни населения Китая тормозится его численностью. Есть и другие факторы, сдерживающие развитие Китая. Это, скажем, сокращение площади пашен, плохо развитая инфраструктура, нехватка свободной земли для строительства. 94% населения страны живет на половине площади Китая, так как значительную его часть занимают горы и пустыни.
Квартира среднего китайца крайне мала, горячая вода для многих и многих остается мечтой. И тем не менее никогда за всю историю Китая уровень жизни населения этой страны не был так высок, как сейчас.
реформа
На третьем этапе, начиная с 1992, правительство занялось углублением реформ, а также попыталось реформировать госсектор, который на фоне развивающегося частного предпринимательства выглядел все более неповоротливым и малоэффективным. От 30% до 40% всех промышленных предприятий госсектора были убыточными, и предоставляемые им дотации ложились тяжелым бременем на всю экономику страны. Очень важно отметить, что в результате предшествующей политики правительству удалось снизить удельный вес госсектора в народном хозяйстве с 77,6% в 1997 г до 29,5% в 2007 г. Тем не менее, именно в этой сфере китайское правительство проявляло особую осторожность, опасаясь массовой безработицы и волнений среди рабочих.