Организация конструкторской подготовки производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что конструкторский отдел осуществляет создание и внедрение в производство новых и модернизацию имеющихся конструкторских разработок на основе современных достижений науки и техники с учетом результатов функционально-стоимостного анализа, требований технической эстетики и использования наиболее экономичных технологий производства.

Вложенные файлы: 1 файл

оппм.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование  организации конструкторской подготовкой  производства в ОАО «Копейский  машиностроительный завод»

 

3.1. Необходимые условия совершенствования  кострукторского отдела на ОАО  «Копейский машиностроительный завод»

 

     Подготовка  производства способствует непрерывному  техническому прогрессу, выпуску  высокоэффективной новой техники, созданию условий для эффективной  работы предприятия. Конструкторская  подготовка производства – совокупность  работ по проектированию новой или совершенствованию выпускаемой продукции. Вновь проектируемые изделия должны соответствовать по своим технико-экономическим характеристикам передовым достижениям науки и техники, обеспечивать комплексную механизацию и автоматизацию производства, и повышение его эффективности. К новой продукции нужно предъявляет ряд требований:

     1. Непрерывное  совершенствование  качества продукции. Качество  продукции - это совокупность  свойств продукции, обуславливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствие с ее назначением;

     2. Повышение  надежности и долговечности  продукции. Надежность – это  свойство  изделия сохранять технические  параметры в заданных пределах  и условиях эксплуатации (частота  отказа изделия, безотказность, вероятность отказа изделия). Долговечность – свойство изделия длительно сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения (ресурс работы, срок службы оборудования);

     3. Повышение  уровня технологичности  продукции, под которой понимается облегчение процесса изготовления продукции, возможность применения прогрессивных методов. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкции машин и технологии их изготовления (агрегатность конструкции, показатели блочной конструкции, материалоемкость);

     4. Снижение  себестоимости новой  продукции  за счет упрощения  и совершенствования  конструкции, замены дорогих материалов  более дешевыми, снижение эксплуатационных  затрат, связанных с эксплуатацией продукции;

     5. Использование  при проектировании  продукции  существующих стандартов и унифицированных  полуфабрикатов. Показатели стандартизации  и унификации – дают представление  о степени использования в  продукции стандартизированных  составных частей и уровень их унификации. Стандартизация заключается в установлении единых, строго определенных требований к технико-экономическим параметрам и качеству изделий, правилам испытаний, контролю, упаковке, маркировке и хранению продукции. Унификация – приведение деталей и узлов машин.

Приборов, оборудования, используемых в различных конструкциях, но выполняющих в них одинаковые функции, к конструктивной тождественности;

6. Улучшение экономических  показателей – экономический  эффект от эксплуатации изделия, уменьшение затрат на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции;

     7. Обеспечение  охраны труда и  техники безопасности, а также  удобств при эксплуатации и  ремонте новых изделий. Это  требование переплетается с этапами  эргономической разработки. Под  эргономикой понимается область  знания, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системах «человек – техника – среда» (СЧТС), с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта. Главной целью эргономики является:

     а) Повышение эффективности СЧТС;

     б) Безопасность  труда;

     в) Обеспечение  условий для развития личности  человека в процессе труда.

     Состав  эргономики  формирует система показателей: Антропологические – эти показатели  регламентируют соответствие машины размещению и формам тела человека. Их задача – обеспечить рациональную и удобную позу; Гигиенические условия – создание на рабочих местах нормальных метеорологических условий. Превышение установленных пределов по этим показателям не допускается; . Физиологические и психофизиологические показатели – определяют соответствие СЧТС силовым, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным возможностям и особенностям человека. Проектирование нового изделия начинается с составления технического задания. Оно разрабатывается заказчиком и согласовывается с проектной организацией. В техническом задании устанавливаются назначение нового изделия, условия его эксплуатации, основные требования к качеству проектируемого изделия и технической документации.

     Сдачей  установочной серии приемочной комиссии завершается процесс отработки  конструкции и формируется документация установившегося серийного или  массового производства. По результатам проведения приемочных испытаний и принятия опытного образца определяется проект оптовой цены и экономический эффект от производства и использования новой техники, продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути повышения  эффективности опытно-конструкторских  работ на ОАО «Копейский машиностроительный  завод

 

     При технической  подготовке производства на стадии проектирования новой машины весьма важна экономическая оценка ее конструкции. Она оценивается как объект производства и как объект эксплуатации.

     Как объект  производства конструкция новой  машины характеризуется: трудоемкостью  изготовления — абсолютной (па машину) и относительной (на единицу мощности или производительности); материалоемкостью и абсолютной и относительной массой; себестоимостью изготовления.

     Поскольку  целью разработки и освоения  в  производстве нового изделия  является рост доходов предприятия, то обобщающей экономической оценкой будет размер прибыли, получаемой предприятием от его выпуска и реализации. При этом выпуск нового изделия экономически оправдан, если дополнительная прибыль, полученная в результате освоения его в производстве, обеспечит рентабельность не ниже средней рентабельности предприятия.

     Необходимо  применять основные направления  совершенствования конструкции  новой машины с целью повышения  ее эффективности как объекта  производства:

     1) снижение себестоимости производства  путем повышения технологичности  конструкции;

     2) упрощение  конструкции, позволяющее  значительно  увеличить выпуск  машин;

     3) уменьшение  затрат на техническую  подготовку  и освоение новой  машины в  производстве.

     Все эти проблемы непосредственно нужно  решить на ОАО «Копейский машиностроительный завод» и оказать большое влияние на повышение эффективности конструкции новой машины.

     Эффективность  конструкции новой машины увеличивается  вместе с ростом цены на  нее. Эта цена, устанавливаемая на стадии маркетинговых исследований, обычно выше цены старого изделия в конце его жизненного цикла, перед снятием с производства, когда в целях стимулирования продажи изделий старой модели приходится снижать цену до минимума или даже продавать в убыток. Однако рост цены допустим только в том случае, если эксплуатационные качества нового изделия улучшены по сравнению с качествами старой модели и могут быть использованы потребителем. Это требует определения эффективности новой конструкции как объекта эксплуатации.

     Важные  экономические  показатели качества конструкции  — производительность труда (трудоемкость), себестоимость  и размер капитальных  затрат на продукцию, производимую  с помощью новой машины.

 

     Капитальные  вложения состоят из стоимости машины и дополнительных затрат на ее доставку, монтаж, на производственные площади  или место стоянки машины, фундаменты и т.д. В машиностроении эти дополнительные единовременные затраты составляют значительную часть капиталовложений, нередко превышая стоимость самой машины.

     Основные пути  повышения эффективности новой  конструкции как объекта эксплуатации  следующие:

     1) уменьшение  затрат на эксплуатацию  машины (горючее, смазочные материалы, топливо, энергия, заработная плата, запасные части, содержание и ремонт), что обеспечивает снижение затрат на единицу продукции.

     2) снижение  стоимости машины, что одновременно  уменьшает затраты на ее амортизацию  и ремонт.

     3) повышение  производительности машины, если  такое повышение может  быть использовано при ее эксплуатации; в этом случае уменьшается относительно объема производства.

     Другими словами, эффективность конструкции  новой  машины у потребителя повышается  за счет улучшения как эксплуатационных, так и технологических ее качеств. Наибольший эффект дает повышение долговечности машин с малым сроком службы и относительного срока службы.

     Для каждого  вида изделия, выпускаемого ОАО  «Копейский машиностроительный  завод», существует примерно одинаковое  соотношение затрат на изготовление его отдельных частей и суммы издержек по изделию в целом.

     На  основании  такой экономической  оценки нового  изделия можно определить качество  работы каждого подразделения  и отдельных специалистов, их  вклад в разработку и организовать  материальное стимулирование, поставив перед каждым задачу уложиться в предельные затраты. При этом особо высокое вознаграждение конструктор, технолог или группа должны получить в том случае, если им удастся снизить затраты на стадии проектирования (разумеется, не в ущерб качеству), так как даже незначительная экономия на каждом изделии, умноженная на большое количество изделий, выпускаемых в год, даст предприятию огромный дополнительный доход.

     Если  конструкторам  не удается уложиться  в предельные  затраты по какому-либо узлу (детали), необходимо перекрыть их экономией по другим узлам. Полученные в результате конструкторской и технологической проработки проектные затраты по машине в целом и отдельным ее элементам, должны стать исходными проектными нормативами для организации работы по экономическому стимулированию как производственного персонала, так и персонала, занятого технической подготовкой новой машины.

 

     Тщательная  доводка конструкции перед запуском  ее в производство (серийное, массовое) обусловлена тем, что при конструировании машины не всегда удастся с необходимой точностью определить действительное поведение ее элементов в условиях эксплуатации и предвидеть технологические последствия конструкторских решений. В эксплуатационных показателях машины и технологических процессах могут произойти отклонения, которые сведут на нет эффективность новой конструкции. Доводка конструкции необходима и в связи  с тем, что при проектировании конструкторы неизбежно делают ряд  общепринятых допущений в прочности, статических и динамических нагрузках, герметичности, свойствах и эффективности материалов и т.д. При испытаниях вследствие деформации под нагрузками, неточности обработки, монтажа и других недоделок выявляются истинные условия работы отдельных элементов конструкции, поэтому после испытаний в конструкцию машины нередко вносятся необходимые изменения. Однако  удовлетворяющая эксплуатационным показателям машина может оказаться  недостаточно технологичной. Отдельные  ее элементы, удовлетворяя требованиям  технологичности единичного и мелкосерийного производства, не приемлемы для массового  производства. К тому же детали, получаемые при массовом производстве, по своим свойствам нередко отличаются от изготовленных единичных деталей. Все это требует внесения отдельные образцы повой машины, а установочная и контрольная серии машин перед окончательным запуском в производство. Если такая доводка конструкции и внесение в нее изменений не будут осуществлены на стадии технической подготовки, это нанесет большой ущерб производству.

     Недостаточная  доводка конструкции на стадии  технической  подготовки приводит  к резкому повышению  затрат  на изготовление и эксплуатацию  машин, поскольку недостатки в  конструкции  повторяются уже  в больших  масштабах, а также  к уменьшению объема выпуска новых машин в  первые годы, когда эксплуатация их могла бы дать наибольший эффект. Запуск в производство недоработанной конструкции наносит большой ущерб.      Эффективным методом экономической доводки  конструкции изделия на стадии конструирования, по моему мнению, является использование структурно-функционального и функционально-стоимостного анализа.

     Под структурно-функциональном  анализом понимается процесс  выявления основных функциональных  элементов изделия технической  системы и их конструктивно-технологической проработки в качестве самостоятельных возможных вариантов исполнения.

     При проведении  анализа описываются  структурные  части (агрегаты, узлы) изделия, их функции  и параметры, способы и средства, обеспечивающие достижение этих параметров. Например, легковой автомобиль состоит из трех основных элементов: двигателя, шасси, кузова.

В каждом из них, в свою очередь, имеется ряд агрегатов, выполняющих определенные функции (например, в шасси — силовая передача, передний и задний мосты, тормоза и др.).

     Дальнейший  структурно-функциональный анализ  заключается  в том, чтобы учесть  ряд дополнительных ограничений (например, по мощности или габаритам  двигателя, по виду и расходу  топлива, токсичности отходящих  газов и др.) и на этой основе предложить варианты исполнения отдельных функциональных элементов для функционально-стоимостного анализа и окончательного выбора оптимального варианта. Поэтому число вариантов решений, принятых для дальнейшей проработки, значительно меньше их общего числа.

     Функционально-стоимостный  анализ изделия состоит в определении  затрат на выполнение функций  по каждому варианту в расчете  на единицу полезных свойств  изделия в целом или по элементу (например, стоимость двигателя и  затраты на топливо в расчете  на 100 км пробега автомобиля, один тонно-километр перевезенного груза или на единицу мощности двигателя) и выборе варианта с наименьшими затратами.

     Такая тщательная  отработка конструкции  машины  до запуска ее в серийное  производство существует в авиационной промышленности. Обычно основные модели самолетов гражданской авиации начинают эксплуатироваться через пять и более лет после первого испытания в воздухе на стадии опытного конструирования.

Информация о работе Организация конструкторской подготовки производства