Организация оплаты труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в анализе организации труда на предприятии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность оплаты труда на предприятии;
- проследить, как оплата труда влияет на экономику;
- выявить каким образом осуществляется планирование средств на оплату труда;
- определить основные проблемы данной темы;
- рассмотреть инструменты регулирования заработной платы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие оплаты труда на предприятии…………………………………….5
Основная и дополнительная оплата труда…………………………………9
Виды заработной платы…………………………………………………….14
Основы регулирования заработной платы………………………………..18
Фонд оплаты труда и его структура……………………………………….24
Понятие прожиточного минимума…………………………………………28
Дифференциация оплаты труда на предприятии и ее тарификация …….31
Предложения по улучшению оплаты труда на предприятии…………….38
Заключение………………………………………………………………………42
Список литературы……………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

организация оплаты труда на предприятии.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Система договорного регулирования заработной платы

Система договорного  регулирования заработной платы  позволяет на основе прямых переговоров  между работодателями и наемными работниками (или их объединениями) обеспечивать и развивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника.

В России действует многоуровневая система соглашений - правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и устанавливающих общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть дву- и трехсторонними. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

В тех случаях, когда  в отношении работников действует  одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Генеральное соглашение действует на федеральном уровне и определяет общие принципы социально-экономической политики и обязательства в сфере развития рынка труда и содействия занятости, в области регулирования заработной платы и доходов, уровня жизни и социальной защиты населения, в области социального обеспечения и социального страхования, в сфере охраны труда. В нем целесообразно предусматривать:

· величину минимальной  заработной платы в процентах  к стоимости минимальной потребительской  корзины одинокого работника  в трудоспособном возрасте; меры по повышению среднемесячной заработной платы работников в целом по России с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

· рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности  труда основных групп работников для всех отраслей экономики;

· меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников;

· меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответственности  за несвоевременные расчеты по оплате труда.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации, территориальное - на территории соответствующего муниципального образования. Они определяют условия оплаты труда, гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования, а также нормы оплаты труда, по которым предусмотрены более высокие количественные показатели по сравнению с генеральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффициент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите заработной платы от инфляции).

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие  условия оплаты труда, гарантии, компенсации  и льготы работникам с учетом специфики  отрасли (отраслей) и может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. В нем могут быть предусмотрены:

· размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между  основными профессиями и должностями работников, видами работ в отрасли;

· виды и межрегиональные  размеры гарантийных и компенсационных  доплат и надбавок, отражающих специфику  отрасли;

· повышение минимальной  месячной тарифной ставки (ставки 1-го разряда), устанавливаемой с учетом экономической возможности организаций и величины прожиточного минимума;

· соотношение между  минимальной и максимальной заработной платой в организациях отрасли; предельно  допустимую долю заработной платы в  себестоимости продукции для  производственных отраслей;

· порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен па потребительские товары и услуги;

· рекомендуемые к применению формы  и системы заработной платы для  основных видов работ;

· порядок тарификации работ  по сложности их выполнения, условиям труда и интенсивности, по кругу профессий и видов деятельности, не включенных в генеральное и территориальное соглашения;

· рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок  выплаты премиальных вознаграждений;

· перечень отраслевых и межотраслевых  нормативных материалов для нормирования труда, выпусков ЕТКС и ТКС, рекомендуемых для применения в организациях отрасли.

На уровне организаций и предприятий  регулирование заработной платы  осуществляется коллективным договором, который регулирует отношения между работниками и работодателями, дополняя и развивая нормы, принятые в соглашениях высших уровней. Коллективный договор должен предусматривать:

· формы и системы заработной платы работников;

· порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда;

· порядок снижения заработной платы  при нарушениях в исполнении работником трудовых обязанностей;

· перечень норм и нормативов, согласованных  между работодателем и работниками  для определения норм трудовых затрат, порядок их уточнения и пересмотра;

· размеры гарантийных и компенсационных выплат, если они превышают размеры, предусмотренные ТК РФ, а также соглашениями высших уровней;

· размеры и условия выплат доплат, надбавок, премий и т.д.;

· сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку заработной платы;

· механизм индексации заработной платы с учетом роста цен, уровня инфляции.

Следует отметить, что  механизм договорного регулирования  действует в России далеко не в полную силу. Не до конца оформились представительные органы работодателей и наемных работников. Экономическая и социальная защищенность работников и их представителей не в полной мере обеспечивает принципы равноправия сторон. Не всегда имеет место и равный доступ сторон к информации при заключении коллективных договоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Фонд оплаты труда и его структура

 

В настоящее время  в состав фонда заработной платы  расходы организации, связанные  с оплатой труда, и другие выплаты  работникам подразделяются на три части:

1.) Фонд заработной  платы

2.) Выплаты социального  характера

3.) Расходы не относящиеся  к фонду заработной платы и  выплатам социального характера. 

В состав фонда заработной платы входят: 
- начисленные предприятиями и организациями суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное время; 
- оплата за неотработанное время;

 -стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные доплаты и регулярные выплаты с режимом работы и условиями труда; 
-регулярные выплаты на питание, жилье и топливо. 
Оплата за отработанное время включает: заработную плату, начисленную по тарифным ставкам и окладам, по сдельным расценкам, в процентах от выручки за реализованную продукцию, стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты; премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер, независимо от источников их выплаты; стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессии и т. п.); компенсационные выплаты и доплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (работа во вредных или опасных условиях, работа в ночное время, сверхурочная работа и т. д.) и другие выплаты. Сюда входит оплата труда лиц, принятых по совместительству, и оплата труда работников несписочного состава. В статистической отчетности оплата труда несписочного состава не учитывается в фонде оплаты труда списочного состава и показывается отдельно. 
Оплата за неотработанное время - это различного рода выплаты, которые включают как оплату неотработанных часов в пределах рабочего дня, так и оплату неотработанных человеко-дней, в том числе: оплата ежегодных и дополнительных отпусков, оплата дополнительных отпусков, предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством); оплата учебных отпусков и оплата периодов профессиональной переподготовки работников; оплата труда работников, привлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей; оплата льготных часов подростков, суммы, выплаченные работникам за счет средств предприятий, вынуждено работавшим неполное время по инициативе администрации; оплата простоев не по вине работника.

К единовременным поощрительным выплатам относятся единовременные (разовые) премии, вознаграждение по итогам за год и выслугу лет, компенсации за неиспользованный отпуск, дополнительные выплаты при предоставлении отпуска, стоимость бесплатно выдаваемых работникам в качестве поощрения акций и другие выплаты. 
Расходы на питание, жилье и топливо включают: стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей экономики питания и продуктов (в соответствии с законодательством), стоимость бесплатного или по льготным ценам питания (сверх предусмотренного законодательством); стоимость бесплатно предоставляемого жилья и коммунальных услуг работникам отраслей или суммы денежной компенсации за не предоставление их бесплатно (в соответствии в законодательством), стоимость бесплатно предоставленного работникам топлива. 
Фонд заработной платы исчисляется за месяц, квартал и год. Годовой фонд заработной платы равен сумме месячных фондов. Исходя из фонда заработной платы определяется уровень средней заработной платы как для предприятий и организаций, так и для отрасли и экономики в целом. Данные о фонде заработной платы необходимы: для определения издержек на рабочую силу; для построения счета образования доходов в СНС; для определения валового внутреннего продукта распределительным методом. 
Данные о фонде заработной платы как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных отраслей и секторов экономики широко применяются при построении межотраслевого баланса, производственных функций и других эконометрических моделей, используемых для анализа структуры экономики, экономического роста и уровня жизни. Затраты на оплату труда являются важнейшим, а во многих отраслях экономики и самым значительным компонентом себестоимости продукции. 
Фонд заработной платы на отдельных предприятиях учитывается по отдельным категориям персонала. Структура фонда заработной платы для отдельных категорий работников весьма различна, что подтверждает ее анализ как по персоналу в целом, так и по отдельным его категориям в различных отраслях. 
Данные о структуре фонда оплаты труда и абсолютных выплатах по отдельным компонентам, особенно в части оплаты за отработанное время на отраслевом уровне, необходимы для разработки политики в области заработной платы и заключения отраслевых коллективных трудовых соглашений между организациями предпринимателей и трудящихся. 
При анализе фонда заработной платы по категориям рабочих в промышленности и некоторых других сферах материального производства выделяют фонды часовой, дневной и месячной заработной платы. 
Фонд часовой заработной платы включает часовой фонд заработной платы, а также часы, не отработанные, но подлежащие оплате согласно действующему законодательству, оплату льготных часов подростков, оплату внутрисменных простоев не по вине работника, оплату сверхурочной работы и др. Дневной фонд представляет собой оплату за фактически отработанные человеко-дни. 
Месячный (или полный фонд) заработной платы включает дневной фонд заработной платы и остальные выплаты за неотработанное время, единовременные и поощрительные выплаты, выплаты на питание, жилье и топливо. 
           По динамике часового, дневного и месячного фондов и соотношению между ними судить об организации производства и использовании рабочего времени на предприятии. Превышение темпов роста часового фонда зарплаты над темпами роста дневного фонда свидетельствует об эффективном использовании рабочего дня, о том, что рост зарплаты происходит за счет выплат, которые связаны непосредственно с выпуском продукции. Данные о часовом, дневном и месячном фондах используются для расчета среднего уровня зарплаты рабочих за отработанные час, день и месяц, анализа соотношений динамики часовой, дневной и месячной производительности труда и соответствующих показателей средней зарплаты рабочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие прожиточного минимума

 

Прожиточный минимум — это стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей лица.

Прожиточный минимум, социально-экономическая  категория, характеризующая минимум  жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося человека и восстановления его рабочей силы.

Данный показатель является базовым государственным социальным стандартом, на основании которого определяются государственные социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, здравоохранения и образования.

Бюджет прожиточного минимума - его стоимостный показатель, который включает в себя стоимостную оценку натурального набора, а также необходимые расходы на обязательные платежи (налоги, коммунальные расходы и др.). Прожиточный минимум можно считать границей бедности и на его основе, как правило, устанавливается минимальный размер оплаты труда и минимальный размер трудовой пенсии.

Размер прожиточного минимума варьируется в зависимости от местных условий проживания (экономического показателя региона, политической линии, национальных традиций, плотности населения, климата и т.п.).

Бюджет прожиточного минимума рассчитывается как в среднем  на душу населения, так и отдельно для трудоспособных граждан, пенсионеров, подростков и детей. Семьи, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума, являются бедными и могут претендовать на получение адресной социальной помощи.

Обычно выделяют два вида прожиточного минимума: социальный и жизненный.

Жизненный прожиточный  минимум основан на удовлетворении только главных физических потребностей и основных услуг. С методологической точки зрения он представляет собой  стоимостное или материальное выражение  материальных ценностей, соответствующих данному уровню. Социальный минимум содержит затраты на минимальные духовные и социальные запросы, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей. Он представляет собой стоимостное выражение совокупности материальных благ и услуг, предназначенных для сохранения приемлемого уровня жизни.

Информация о работе Организация оплаты труда на предприятии