Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:46, курсовая работа
В данной курсовой работе приведены расчеты, связанные с организацией и планированием деятельности проектируемого предприятия. Целью данной курсовой работы является планирование деятельности и расчет экономической эффективности проектируемого предприятия, ознакомления с особенностями создания и функционирования предприятий, различных организационно-правовых форм собственности.
- разрабатываются сметы косвенных расходов;
- составляется сводная смета затрат на производство и реализацию продукции;
- калькулируется себестоимость выпускаемых видов продукции;
- составляется свод затрат на производство.
Затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно при увеличении выпуска продукции называются условно- постоянными.
Соотношение условно-постоянных
расходов и затрат на оплату труда
на действующем предприятии
Таблица 5 - Соотношение условно-постоянных расходов и затрат на оплату труда на действующем предприятии
Статьи затрат |
Джем абрикосовый |
Морковный сок |
Яблочно-фруктовая смесь |
Повидло вишневое | ||||
сумма затрат на 1 т.р |
уд.вес,% к сумме оплаты труда |
сумма затрат на 1 т.р |
уд.вес,% к сумме оплаты труда |
сумма затрат на 1 т.р |
уд.вес,% к сумме оплаты труда |
сумма затрат на 1 т.р |
уд.вес,% к сумме оплаты труда | |
1.Затраты на оплату труда производственных рабочих |
639,8 |
100 |
335,6 |
100 |
435,6 |
100 |
712,5 |
100 |
2.Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования |
791,2 |
123,7 |
318,8 |
95 |
474,8 |
109 |
840,7 |
118 |
3.Общепроизводственные расходы |
1203,1 |
188,1 |
469,8 |
140 |
749,2 |
172 |
1375,1 |
193 |
4.Общехозяйственные расходы |
1770 |
276,9 |
624,2 |
186 |
1171,8 |
269 |
1916,6 |
269 |
5.Коммерческие расходы |
550,9 |
86,1 |
342,3 |
102 |
444,3 |
102 |
776,6 |
109 |
В ходе производственной деятельности на каждом предприятии бывают расходы, которые невозможно отнести по прямому признаку себестоимость конкретного вида продукции. Такие расходы формируются в смету общепроизводственных расходов. То же самое можно сказать об общехозяйственных и коммерческих расходах. Для упрощения расчетов по данным статьям затрат определяется соотношение условно-постоянных расходов и затрат на оплату труда на действующем предприятии и на основании этого определяются условно-постоянные расходы на проектируемом предприятии. Расчет условно-постоянных расходов на проектируемом предприятии представлен в таблице 6.
Таблица 6 – Расчет условно- постоянных расходов на проектируемом предприятии
Статьи затрат |
Джем абрикосовый |
Морковный сок |
Яблочно-фруктовая смесь |
Повидло вишневое | ||||
уд. вес, % к сумме оплаты труда |
сумма затрат на весь объем, тыс.р. |
уд. вес, % к сумме оплаты труда |
сумма затрат на весь объем, тыс.р. |
уд. вес, % к сумме оплаты труда |
сумма затрат на весь объем, тыс.р. |
уд. вес, % к сумме оплаты труда |
сумма затрат на весь объем, тыс.р. | |
1.Затраты на оплату труда производственных рабочих |
100 |
5019,9 |
100 |
2736,3 |
100 |
3759,8 |
100 |
1783,9 |
2.Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования |
123,7 |
6209,6 |
95 |
2599,5 |
109 |
4098,2 |
118 |
2105,0 |
3.Общепроизводственные расходы |
188,1 |
9442,4 |
140 |
3830,8 |
172 |
6466,9 |
193 |
3442,9 |
4.Общехозяйственные расходы |
276,9 |
13900,1 |
186 |
5089,5 |
269 |
10113,9 |
269 |
4798,7 |
5.Коммерческие расходы |
86,1 |
4322,1 |
102 |
2791,0 |
102 |
3835,0 |
109 |
1944,5 |
Себестоимость продукции представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий работу предприятия. По себестоимости судят, насколько рационально, бережливо использует предприятие производственные фонды, трудовые и финансовые ресурсы. Показатели себестоимости продукции отражают, синтезируют все стороны многогранной производительной деятельности предприятия: уровень его технического развития, степень использования им производственной мощности, состояние организации производства и труда, качество вырабатываемой продукции, уровень организации материально-технического обеспечения, сбыта продукции. Для калькуляции себестоимости продукции используется группировка затрат предприятия по калькуляционным статьям, каждая из которых характеризует не только целевое назначение затрат, но и место их образования. В статью калькуляции «Внепроизводственные расходы» или коммерческие расходы включаются затраты, связанные с реализацией готовой продукции (упаковка, отгрузка, реклама, сбытовая сеть, комиссионные) а так же различного рода отчисления и платежи. Расчет себестоимости продукции представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Себестоимость продукции
Затраты на весь объем, тыс.р. | ||||
Джем аврикосовый |
Сок морковный |
Яблочно-фруктовая смесь |
Повидло вишневое | |
1.Сырье и основные материалы |
179474,8 |
43640,1 |
122225,8 |
67675,0 |
2.Тара и тарные материалы |
26348,4 |
8934,6 |
14295,0 |
7529,9 |
3.Топливо и энергия на |
3490,7 |
1615,6 |
2262,0 |
1257,6 |
4.Затраты на оплату труда производственных рабочих |
5019,9 |
2736,3 |
3759,8 |
1783,9 |
5.Единый социальный налог |
1506,0 |
820,9 |
1127,9 |
535,2 |
6.Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования |
6209,6 |
2599,5 |
40298,2 |
2105,0 |
7.Общепроизводственные расходы |
9442,4 |
3830,8 |
6466,9 |
3442,9 |
8.Общехозяйственные расходы |
13900,1 |
5089,5 |
10113,9 |
4798,7 |
9.Коммерческие расходы |
4322,1 |
2791,0 |
3835,0 |
1944,5 |
Итого себестоимость |
249714,0 |
72058,3 |
168184,5 |
91072,7 |
Уровень себестоимости единицы продукции зависит от объема производства предприятия. Рассчитанная себестоимость продукции, осуществляемая по всей совокупности затрат на производство и реализацию каждого вида продукта, составила приемлемую цену как для оптовых, так и для розничных покупателей.
2.5 Планирование прибыли и рентабельности
Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).
Прибыль выполняет две важнейшие функции:
1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
2) является главным
источником финансирования
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
1. прибыль от продажи продукции и товаров;
2. прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
3. прибыль от реализации основных средств;
4. прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
5. прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
6. прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Основными методами планирования прибыли являются:
-метод прямого счета;
-аналитический метод;
-метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета.
Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Аналитический метод.
Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации
(продукции и услуг подсобного
сельского хозяйства, автохозяйств,
услуг непромышленного характер
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.
После расчета прибыли
(убытков) по остальным видам деятельности,
а также внереализационных
Метод совмещенного расчета.
В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
1. Рентабельность всей
реализованной продукции,
2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
3. Рентабельность продаж
по чистой пробыли,
4. Рентабельность отдельных
видов продукции. Отношение
Задачами анализа прибыли и рентабельности являются:
- изучение динамики прибыли и показателей рентабельности за ряд лет;
- оценка степени выполнения самостоятельно установленного плана прибыли;
- изучение влияния на изменение прибыли и рентабельности различных факторов;