Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 10:42, дипломная работа
Особое значение имеет повышение эффективности розничной торговой сети для системы потребительской кооперации. Это обусловлено тем, что розничная торговая сеть является доминирующей подсистемой, обеспечивающей устойчивый рост всей системы потребительской кооперации.
Основные мероприятия по совершенствованию организации труда в магазине разрабатываются по следующим направлениям:
совершенствование форм разделения и кооперации труда;
нормализация численности
улучшение организации и обслуживания зон приложения труда;
улучшение условий труда.
При выборе форм разделения и кооперации
труда учитывают торговую площадь,
взаимосвязь и очередность
В магазине применяется функциональное,
технологическое и
В зависимости от характера выполняемых функций весь персонал магазина разделяется на функциональные группы: административно-управленческие работники (директор, заведующий секцией, товаровед, главный бухгалтер, бухгалтер, старший кассир), основные работники (продавцы I, II, III категорий) и вспомогательные работники (грузчики, уборщики, электрик, дворник, слесарь-сантехник).
При разработке и совершенствовании форм разделения труда установлено рациональное соотношение в численности функциональных групп и подгрупп работников.
При разделение труда по технологическому признаку производится специализация работников по выполнению торгово-технологического процесса: продавцы зон индивидуального обслуживания покупателей, контролер-кассир.
Квалификационные разделение труда существует внутри каждой из функциональных групп и предполагает распределение работников в соответствии их квалификацией, например, продавцы I, II, III категорий.
Рациональная структура штатов позволяет определить круг обязанностей каждого работника, установить объем работ, обеспечивающих равномерную загрузку в течение рабочего дня.
Важное значение в работе магазина имеет правильное соотношение числа работников различной квалификации.
Одним из путей рационального
Совмещение профессий, должностей и функций позволяет повысить квалификацию работников, обеспечить их взаимозаменяемость в торгово-технологическом процессе, полнее загрузить в течение рабочей смены, сократить нерегламентированные перерывы, повысить культуру обслуживания покупателей.
Разделение труда в магазине предусматривает взаимосвязь и согласованность действий работников в торговом процессе, то есть кооперацию труда.
Рациональная кооперация труда
обеспечивает непрерывность торгово-
Наиболее эффективное
Одним из важных направлений организаций труда в магазине является разработка мероприятий по улучшению условий труда работников, которые в значительной степени определяют их работоспособность и утомляемость.
Из различных факторов, влияющих на состояние условий труда торговых работников и качество обслуживания покупателей, выделяют температуру окружающего воздуха, его влажность, наличие шума, уровень освещенности.
Условия труда во многом зависят от вентиляции и отопления. Температура воздуха в помещениях магазина «Продукты» в теплый период не превышает 27 0С, а в холодный – поддерживается в пределах 18 – 22 0С. Для поддержания оптимальной температуры в магазине установлено два кондиционера. Относительная влажность воздуха в магазине не превышает 75%.
Особые требования предъявляются
к освещению магазина, оно равномерное,
достаточное интенсивное, но не ослепляющее.
Рабочие места продавцов-
Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах, используют пылесосы. Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний, оказывает отрицательное воздействие и на покупателей. В связи с этим допустимый уровень шума для торгового зала магазина «Продукты» №94составляет 50-60 дБ.
В магазине при организации рабочих мест соблюдаются требования технической эстетики и оформления интерьера, все продавцы работают в форменной одежде, строго соблюдаются санитарно-гигиенические условия труда, что способствует улучшению условий труда работников магазина, повышению культура обслуживания покупателей.
Качество обслуживания покупателей,
численность работников, фонд заработной
платы и эффективность
Учитывая эти факторы, администрация магазина «Продукты» №94установила режим его работы с 8 до 20 часов.
В период с 1 мая по 31 августа, в связи с наступлением весенне-летнего сезона, время работы магазина увеличивается на один час, и составляет 13 часов, с 8 до 21 ч.
Режим работы магазина может быть односменным, полуторасменным и двусменным.
В праздничные дни
Обеденный перерыв не совпадает с перерывом на предприятиях и в учреждениях, находящихся в зоне деятельности магазина.
При закрытия предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые чеки, должны быть обслужены. За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
На входной двери магазина устанавливается табличка с указанием его юридического адреса, начала и окончания работы, обеденного перерыва и наличия выходного дня.
Глава 3. Оценка эффективности
и пути совершенствования торгово-
3.1 Оценка эффективности торгово-технологического процесса магазина
Для успешного функционирования магазина «Продукты»№ 94, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.
Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
точно и своевременно находить и
учитывать факторы, влияющие на получаемую
прибыль по конкретным видам реализуемых
товаров и предоставляемых
определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
находить оптимальные пути решения
коммерческих проблем торгового
предприятия и получения
Производительность труда и культура торгового обслуживания во многом зависит от уровня профессионального мастерства, квалификации работников, занятых непосредственным обслуживанием покупателей. Рост квалификации создает условия для выполнения большей по объему и степени сложности работы с меньшими затратами труда.
При оценке степени профессиональной подготовки работников магазина используется коэффициент уровня квалификации, имеющий значение от 0 до 1.
В магазине данный коэффициент имеет следующее значение:
К = (7ч.+3ч.+4ч.)/ 20 = 0,7
Следовательно, в магазине «Продукты» коэффициент уровня квалификации торговых работников составляет 0,7, что меньше единицы, к которой должно стремиться эффективно работающие торговое предприятие.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности магазина необходима система показателей. Важнейшим показателем эффективности работы торгового предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия – объем реализованной продукции, ее состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь.
От размера полученной прибыли
зависят пополнение фондов, материальное
поощрение работников, уплаты налогов.
Наличие прибыли
Операционная прибыль – это разность между торговыми надбавками (наценками) и издержками обращения.
Балансовая прибыль
Таблица 6
Основные показатели эффективности торгово-технологического процесса
Показатели |
годы |
отклонение |
темп роста.% | ||||
2005 |
2006 |
2007 |
2007 2005 |
2007 2006 |
2007 2005 |
2007 2006 | |
Прибыль |
3518 |
2740 |
2235 |
-1283 |
-505 |
63,53 |
81,57 |
Оборот розничной торговли,тыс. |
14139,60 |
17166,54 |
19410 |
5270,4 |
2243,46 |
137,3 |
113,07 |
Рентабельность продаж,% |
24,88 |
15,96 |
11,51 |
-13,37 |
-4,45 |
46,26 |
72,12 |
Издержки обращения,тыс.руб., |
37669 |
39528 |
42528 |
4859 |
3000 |
0,01 |
107,6 |
Рентабельность затрат,% |
9,34 |
6,93 |
5,26 |
-4,08 |
-1,67 |
56,32 |
75,90 |
Фонд заработной платы |
16978 |
21916 |
23802 |
6824 |
1886 |
140,19 |
108,61 |
Рентабельность фонда оплаты труда |
0,21 |
0,13 |
0,09 |
-0,12 |
-0,04 |
42,86 |
6923 |
Для характеристики экономической
эффективности торгового
На всех уровнях управления торговлей наиболее часто при оценки эффективности хозяйствования, ее анализе используют показатель рентабельности продаж.
В магазине рентабельность продаж составляет:
Рп = 1075,9 тыс.руб./ 30496,5 тыс.руб. х 100%= 3,52%
Можно сделать вывод, что доля прибыли на каждые 100 рублей товарооборота составляет 3,52 рублей.
Однако, рентабельность продаж не является единственным показателем рентабельности торговой деятельности, так как показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме оборота розничной торговли. В данном показателе не находит отражение степень эффективности всех авансированных затрат (единовременных и текущих), связанных с коммерческой деятельностью. Так, при одной и той же сумме прибыли и товарооборота у разных коммерческих организаций могут быть различные вложения в основные и оборотные средства.
В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения).
В магазине «Продукты» в 2007 году этот показатель составляет:
Ри = 1075,9 тыс.руб/6269,8 тыс.руб. . х 100%= 17,16%
Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, поскольку показывает, какова доля прибыли на каждые 100 рублей расходов по ведению торговли. Следовательно, в Магазине «Продукты» на 100 рублей расходов приходится 17,16 рубля прибыли.
В Магазине «Продукты» данный показатель рентабельности составляет:
Рфот = 1075,9 тыс.руб./ 2627,7 тыс.руб. = 0,41
Отношение прибыли магазина к среднесписочной численности составляет:
Рч = 1075,9 тыс.руб/85,7 тыс.руб. = 12,55
Таким образом, в 2007 году на каждого работника магазина приходилось 12,55 тыс. руб. прибыли.
Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности).
Издержки обращения
Расходы, связанные с осуществлением
процессов купли-продажи
Классификация издержек обращения позволяет улучшить учет, углубить анализ, сделать более действенным контроль за их состоянием.
Информация о работе Организация торгово технологического процесса