Основные направления аграрных преобразований в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы развития сельского хозяйства, регулирования земельных отношений на конкретных этапах земельной реформы
Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда. Механизм регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю и т. д.

Содержание

Введение...…………………………………………………………………………3
1. Рынок земли: особенности, понятие, сущность……………………………...4
2. Земельная рента и её формы…………………………………………………...8
3. Основные направления аграрных преобразований в России…………...….20
Заключение…….…………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.Виталя.docx

— 123.94 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение...…………………………………………………………………………3

1. Рынок земли: особенности, понятие,  сущность……………………………...4

2. Земельная рента и её формы…………………………………………………...8

3. Основные направления аграрных преобразований в России…………...….20

Заключение…….…………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях перехода к рыночной экономике  особое значение приобретают проблемы развития сельского хозяйства, регулирования  земельных отношений на конкретных этапах земельной реформы 
Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда. Механизм регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю и т. д. Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку включает: земельный налог, арендную плату за землю, рыночную цену земли и т. д.Весной 2002 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О купле-продаже земель сельскохозяйственного назначения» от 25. 10.2001 № 136-ФЗ. Представляется целесообразным и необходимым понять процессы, происходящие в сельском хозяйстве и факторы, влияющие на воспроизводственный процесс. Именно эти задачи в этой курсовой я выбрал как основные и первостепенные. В современной литературе тема земельной ренты, её сущности и форм освещена широко, представляя из себя одну из важнейших тем классической школы экономики. На основе обобщения обширного материала рассмотрены основные вопросы теории земельной ренты. Целью данной работы является попытка осветить ключевые моменты существования ренты в сельском хозяйстве, а именно ее формы.

 

 

Рынок земли: Особенности, понятие, зарождение.

 

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого  государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в  жизни и деятельности любого общества. Рынок земли обладает целым рядом  специфических особенностей:

Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет  говорить об иррациональном характере  ее стоимости. Тем не менее, земля  является объектом купли-продажи; с  ней связаны земельные арендные отношения.

Во-вторых, в зависимости от тех  или иных природно-климатических  условий, а также местонахождения  участков земли, последние подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но она может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется экономическим. Повышение экономического плодородия почвы практически возможно на любых участках. Однако оно имеет определенные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

В-третьих, в следствие фиксированности  площади земельных угодий природой, предложение земли характеризуется  в общественном масштабе совершенной  неэластичностью, хотя для конкретного  пользователя землей дело обстоит иначе: предложение земли обладает определенной эластичностью, поскольку пользователь имеет возможность увеличить  имеющуюся у него земельную площадь  за счет конкурентов. Ограниченность предложения  земельных ресурсов усиливается  закрепленностью земли в частную  собственность. В условиях рынка  земельные собственники весьма неохотно идут на продажу своих земельных участков, отдавая пре1дпочтение сдаче земли в виде аренды, они получают право получения стабильного дохода, именно поэтому каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда, в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

Земельный рынок формирует условия, стимулирующие эффективное использование  земли и вынуждает отдельных  субъектов отказаться от части земли  или от всего участка, если он не функционирует эффективно.

Однако рынок земли далек  от совершенства и не является гарантом стабильности. Восполнение недостатков  рынка - важнейшая задача государства. Государство обязано в первую очередь создать условия защиты прав собственности на землю, соблюдения субъектами своих договорных обязательств, целенаправленного и разумного  использования земельного фонда  страны, при этом политика государства  должна базироваться на сочетании интересов  всех хозяйствующих субъектов аграрного  сектора. Любая государственная  система управления должна базироваться на земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный  свод сведений, касающийся земельного фонда страны. Очевидно, что вне  наличия у государства банка  данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.

Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и  предоставление ее в аренду, а также  весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той  или иной форме отношения собственности  на землю.

Земельный рынок – это одна из самых прибыльных статей доходов  бюджета многих государств. В этот нелегкий для нашей страны период, когда в государстве растут внутренние и внешние задолженности, спад производства, увеличение безработицы и ухудшение  уровня жизни населения, развитие рынка земли могло бы стать дополнительным источником бюджетных поступлений.

В России в XIX в. земельные отношения  развивались весьма ускоренными темпами. Тогда в России можно было видеть, как феодальные, так и капиталистические отношения. Существовало множество форм собственности и землевладения. Правовое регулирование земель, зачастую находившихся по соседству, но принадлежащих разным ведомствам, происходило разными отраслями права. Так, например, земли казарм, транспорта и крепостей регулировались нормами административного или полицейского законодательства. А церковные, монастырские, удельные и частновладельческие - нормами феодально-сословного права, а городские земли нормами гражданского права. На этом этапе исторического развития можно было сказать, что рынок земли касался более или менее состоятельных слоев населения, да и только в той её части, где дело касалось уплаты суммы при покупке или продаже земли. Но положение резко изменилось после провозглашения манифеста 19 февраля 1861 году, в котором было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются землёй. В это время крестьяне узнали, что такое плата за землю, потому что они получили землю не в собственность, а только в пользование, хотя оно и было пожизненным. Крестьяне работали на своих наделах и платили помещику как раз ту самую земельную ренту (речь о которой пойдет ниже), кто деньгами, кто продуктами, а кто работал на помещика, только за то чтобы остаться на своей земле.

Спустя полвека Россия была уже  более развитой в правовом смысле страной и крестьяне, которые  работали на земле как сообща (общиной), так и единолично, понимали, что  земля нужна им в собственность. Этот факт сразу бы дал огромный стимул и для сохранения плодородия земли и для более бережного  её использования. Так земельные  отношения в России, к началу ХХ столетия, стали приобретать иной вид и перерождаться в более цивилизованные.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земельная рента и её формы.

 

Земельная рента - доход, получаемый землевладельцы, реализуя собственность на землю. Причиной возникновения признается существование монополии на землю как объект хозяйства. Земельная рента - нетрудовой тип частной собственности на средства производства.

В экономической литературе существует два основных подхода  определения земельной ренты: марксистский и неоклассический.

Марксистская  концепция земельной ренты. В самом общем виде в нашей экономической литературе дается следующее определение ренты: рента – не связанный с предпринимательской деятельностью вид дохода, регулярно получаемый с капитала, земли или имущества.

Земельная рента – это часть прибавочного продукта, создаваемая непосредственными производителями в сельском хозяйстве и присваиваемая собственником земли или землепользователем.

Исходным условием образования  земельной ренты является аренда земли.

Аренда земли – это вид землепользования, при котором собственник передает свой земельный участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за определенную арендную плату. Процесс образования земельной ренты основывается на том, что в сельском хозяйстве взаимодействуют три социальные группы:

  • земельные собственники (землевладельцы);
  • капиталисты-предприниматели (арендаторы);
  • наемные сельскохозяйственные рабочие.

Земельные собственники сдают  землю в аренду, реализуя тем самым  свое право собственности на землю  и получая за счет этого от арендатора определенную часть стоимости продукции, произведенной на данной земле. Получаемый земельным собственником доход  выступает в виде земельной ренты.

Капиталисты-предприниматели, арендуя землю, организуют на ней  сельскохозяйственное производство или  добычу полезных ископаемых с целью  получения прибыли. Земля в этом случае выступает в качестве главного средства производства, как особая сфера приложения капитала.

Создавая стоимость товара своим трудом, наемные сельскохозяйственные рабочие получают заработную плату; одновременно они производят прибавочную  стоимость, определенная часть которой  присваивается собственником земли  в виде земельной ренты.

Важным условием возникновения  земельной ренты являются два  вида монополии на землю:

  • монополия собственности на землю, когда землевладельцем выступает частный собственник, кооператив, государство; этот вид монополии порождает абсолютную ренту;
  • монополия хозяйствования (монополия на землю как объект хозяйствования на земле), когда предприниматель берет землю в аренду и монопольно на ней хозяйствует; этот вид монополии порождает дифференциальную ренту.

Абсолютная рента. В условиях ограниченности земель в оборот включаются не только лучшие, но и худшие земли. При этом арендная плата собственниками взимается за всякие земли, в том числе за худшие. В результате на худших землях возникает земельная рента, которая выступает в виде абсолютной ренты.

Механизм образования  абсолютной ренты обеспечивается за счет того, что в качестве общественных издержек производства в сельском хозяйстве  выступают издержки производства на худших землях, а реализуется продукция  по общественным ценам. Разница между  ними позволяет получать добавочную прибыль в виде абсолютной ренты:

Т = С + V + Рср + Рдоп,

где Т – стоимость продукции сельского хозяйства, производимой на худших землях; С + V – затраты капитала фермера соответственно на средства производства (С) и на заработную плату наемных рабочих (V); Рср – средняя прибыль, которую получает фермер; Рдоп – дополнительная прибыль, которую получает собственник земли в виде абсолютной ренты.

В нашей стране до последнего времени исходя из принятой методологии обоснования появления ренты абсолютная рента отсутствовала (в силу отсутствия частной собственности на землю). В настоящее время частная собственность на землю вновь вводится. В этих условиях необходимо выяснить природу возникновения абсолютной ренты.

Напомним, что абсолютная рента предполагает наличие частной  собственности на землю, которая  может использоваться двумя путями:

а) с правом сдачи земли  в аренду;  
б) без права сдачи земли в аренду.

При первом подходе собственник  сдает землю в аренду и получает определенный доход, который выступает  в виде абсолютной ренты. В этом случае собственник земли может не участвовать  в сельскохозяйственном производстве, а жить на доходы от сдачи земли  в аренду. Не случайно Н. Г. Чернышевский называл абсолютную ренту «праздной  рентой».

При втором подходе собственник  не имеет права сдачи земли  в аренду. В этом случае земля  исключается из свободного товарооборота; следовательно, исключается и возможность  возникновения монополии крупного землевладения. При такой форме  аграрных отношений существование  абсолютной ренты становится невозможным.

Особо следует сказать  о государственной форме собственности  на землю. До последнего времени считалось, что государственная форма собственности  исключает возможность возникновения  абсолютной ренты. Однако в рыночных условиях регионы все в большей  мере наделяются правами субъектов  хозяйствования; внедряются принципы организации местного самоуправления, осуществляемые на основе экономической  и финансовой самостоятельности; усиливается  ответственность регионов за обеспечение  жизнедеятельности подведомственных территорий. В этих условиях вполне правомерно регионам как хозяйствующим субъектам и как собственникам земли ставить вопрос о сдаче земель в аренду (особенно в городах и поселениях городского типа) и получении доходов в виде абсолютной или дифференциальной ренты с использованием ее на местные нужды. Такой подход соответствует положению о том, что присвоение ренты является экономической формой реализации земельной собственности.

Информация о работе Основные направления аграрных преобразований в России