Основные направления аграрных преобразований в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы развития сельского хозяйства, регулирования земельных отношений на конкретных этапах земельной реформы
Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда. Механизм регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю и т. д.

Содержание

Введение...…………………………………………………………………………3
1. Рынок земли: особенности, понятие, сущность……………………………...4
2. Земельная рента и её формы…………………………………………………...8
3. Основные направления аграрных преобразований в России…………...….20
Заключение…….…………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.Виталя.docx

— 123.94 Кб (Скачать файл)

Дифференциальная рента является наиболее распространенной формой земельной  ренты. Это разница между общественной и индивидуальной стоимостью сельскохозяйственной продукции. Образование дифференциальной земельной ренты вызвано различием  в плодородии и местоположении земли  и эффективности добавочных затрат труда и средств на землю. Дифференциальная рента — это понятие, фигурирующее не только на рынках земельных угодий и производства сельскохозяйственной продукции; она возникает как  экономическая категория в случае использования любого рода ресурсов, не являющихся полностью однородными  в каждом их классе. Так, адвокаты в  среднем зарабатывают больше, чем  водители грузового автотранспорта, что сопрягается с соответствующими в этих случаях вложениями в человеческий капитал. Конечно, в каждом конкретном случае существуют свои тонкости. Например, адвокат, обладающий особым даром убеждать присяжных заседателей и смягчать судейские сердца, получает дифференциальную ренту, намного превосходящую альтернативную стоимость полученного им образования.

 

 

 

 

 

 

4Основные направления аграрных преобразований в России.

 

Основные направления  аграрной реформы в РФ следующие:

1. Земельная реформа. 

2. Утверждение многообразия  государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности.

3. Приватизация и демонополизация  промышленной и других обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса.

4. Создание рыночной инфраструктуры  в агропромышленном комплексе.

5. Социальное преобразование  села.

Необходимость осуществления  земельной реформы вызвана, с  одной стороны, нерациональностью  использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия  не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, слабой материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерским и другим вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

Земельнаяреформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: "О земельной  реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", Земельном кодексе России. Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Переход к частной собственности на землю не должен привести к тому, чтобы земля стала средством наживы, спекуляции, поэтому выработан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение размеров выделяемых земель, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.

 

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности и сферы агросервиса. В рамках проводимо аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителя. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.

Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Начинают функционировать аграрные биржи, банки, торговые дома, торги, разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительства дорог, газификацию, электрификацию, связь), т.е. создать  условия для переселения граждан  в покинутые деревни, в малонаселенные регионы.

Развитие рыночных отношений в  сельском хозяйстве стимулировало  решение Правительства России с 1993 г. формировать государственные ресурсы на контрактной основе по свободным ценам, отменить обязательные поставки. Формирование государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва будет осуществляться на средства государственного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводителей — только за счет внебюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельхозпредприятий, заключающих с ним договора по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотация животноводческой продукции, компенсация стоимости горюче-смазочных материалов и т.д. Договора будут заключаться на конкурсной основе. Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может ' быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы три четверти продукции сельского хозяйства будут произ5водить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно до 2% от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3—5 лет, чтобы встать на ноги.

Современная аграрная политика направлена на вывод аграрного сектора экономики  из кризиса. Ведущую роль в этом процессе играет завершение институциональных  преобразований, реформирование отношений собственности. Уже сейчас основная часть колхозов и совхозов реорганизована и перерегистрирована. Доля государственного сектора сократилась до 10%, остальная часть приходится на предприятия, основанные на мастной собственности на землю и имущество. Хотя, разгосударствление проходило довольно формально, все равно оно создало благоприятные условия для развития рыночных отношений в АПК и условия для будущего подъема производства. Изменение отношений собственности создало условия для развития новых форм хозяйствования: акционерных обществ открытого и закрытою типа, товариществ с ограниченной ответственностью, смешанных товариществ, коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов. 55% от их общего числа приходится на предприятия акционерного типа — акционерные общества и товарищества, 45% — предприятия кооперативного типа — колхозы, производственные кооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия. Развитие кооперативных отношений — приоритетное направление аграрной реформы.

Развитие кооперации в АПК предусматривается  как в виде производственной сельскохозяйственной кооперации, кооперации крестьянских хозяйств, так и кооперации для переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения, сбыта, кредитной и страховой кооперации. Для формирования класса реальных собственников в рамках реформы будет поддержано и создание полных товариществ, и товариществ на вере (коммандитных товариществ).

Большое внимание будет уделено  развитию агропромышленной интеграции во всех ее формах — от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации населению (финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, торговле ею и продовольствием).

За годы реформы изменились производственные отношения: вместо административных методов управления в новых условиях — полная хозяйственная самостоятельность, ориентация на экономическую эффективность производства.

Совершенствование отношений собственности  в аграрном секторе экономики потребует формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, полной выдачи собственникам земельных долей и имущественных паев всех сельскохозяйственных организаций. Под контролем государства создается рыночный оборот земли. Будет расширен институт аренды земли и усовершенствован механизм ее правового регулирования, разработай механизм экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель, поддержания и восстановления плодородия почвы.

Различны направления федеральной  поддержки по регионам страны: в основных сельскохозяйственных базах страны ~ это повышение эффективности производства, в районах депрессивного сельского хозяйства создание дополнительных источников доходов для сельского населения этих районов. Государственная поддержка в первую очередь будет направляться не самим производителям сельхозпродукции, а образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, на расширение сбыта сельскохозяйственной продукции. Создание современной инфраструктуры сбыта позволит быстро поднять эффективность АПК.

Финансово-лизинговая деятельность в  аграрном секторе также нуждается  в государственной поддержке. Она  предусматривает развитие системы  сельскохозяйственного кредита (банковского  и небанковского) и лизинга. Создание системы сельских кредитных кооперативов, ипотечных кредитов, коммерческих сельскохозяйственных банков намечается провести в ближайшие годы.

Государственная поддержка будет  также предоставлена предприятиям, выпускающим конкурентоспособную  на мировом рынке продукцию.

Социальное развитие села предполагает реализацию целевых федеральных  и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному  строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения.

Совершенствование налоговой системы  предусматривает переход к единому  земельному налогу. Предстоит осуществить  финансовое оздоровление и реформировать  неплатежеспособность сельхозпредприятий, реструктуризировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

Несостоятельные перерабатывающие предприятия  будут продаваться отечественным инвесторам, государство предоставит льготы на операции с ценными бумагами этих предприятий.

Роста продукции можно достичь  за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных  сортов сельскохозяйственных культур  и высокопродуктивных животных, использования  новейших достижений биологической  науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота  и птицы, совершенствования структуры  производства продукции животноводства.

Аграрная реформа предполагает создание всероссийского рынка сельскохозяйственной продукции на основе углубления специализации  экономических районов, интенсификации сельскохозяйственного производства при свободном взаимодействии спроса и предложения с элементами государственного регулирования рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Земля должна принадлежать тому, кто  на ней работает. Как ни парадоксально  это звучит, но сегодня, в наших  условиях, нет другого способа, реализовать  этот справедливый принцип, кроме частной  собственности на землю. Впрочем, дело не в самой частной собственности, а в тех правовых нормах, в которых она вводится и развиваетсяЕсли не принять надежных ограничительных мер, не направить процессы в нужное русло, все может закончиться криминальной скупкой земли чиновниками и богатыми людьми, "освобождением" крестьян от земли и превращением в батраков, обслуживающих новых помещиков и земельных баронов. Партия власти зовет к полной свободе для криминального капитала.Надо ввести частную собственность на землю, но сделать это так, чтобы выиграл от этого только тот, кто работает на земле. Человек должен обладать правом собственности на землю, правом пользования, владения и распоряжения ей. Только в этом случае он может использовать землю так, как он хочет: свободно продавать и покупать, не испрашивая разрешения от чиновника, дарить и завещать по наследству, брать кредиты под залог земли. В этом и состоит свобода собственника. Эта экономическая свобода необходима для постоянного повышения эффективности производства за счет автоматической регуляции рынка, за счет свободной конкуренции. В то же время, земля - это всенародное достояние. Она не создана ни трудом, ни капиталом. Она дана природой. Она принадлежит всем, живущим на Земле, в стране в равной мере. Нет ли здесь противоречия? Нет. Частная собственность на землю - это лишь способ использования земли. Она может служить и крупным земельным владельцам и трудовому крестьянству.

Описанные механизмы земельных  отношений дают возможность поднять  сельское хозяйство, но это только возможность. Мало убрать барьеры перед его  развитием, надо еще реализовать  и механизм этого развития. Надо решить и следующую задачу: создать  и запустить механизм землепользования.

Выход один: спроектировать и создать  в каждом регионе ассоциацию, группу фермерских хозяйств, отвечающих последним  достижениям науки, техники, агротехники, технологии, организации. Этим хозяйствам, готовым к конкурентному товарному  производству, отдать в аренду земли  с выкупом на 20-30 лет. Пусть они  растут и развиваются при поддержке  государства. Пусть полученная прибыль  пойдет на расширение числа таких  хозяйств, на становление и развитие аграрного сектора страны и на улучшение всеобщего благосостояния.

 

 

 

 

 

Информация о работе Основные направления аграрных преобразований в России