Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:26, курсовая работа
Проблема малого бизнеса и государственных мер по его поддержке достаточно актуальна. Особенно в современных условиях, когда значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, который может привести к таким последствиям многочисленные народнохозяйственными негативы, усугубление кризиса российской экономики в целом. А малое предпринимательство – это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.
Введение 3
Глава 1 Сущность и характеристика
малого бизнеса в России 4
1.1. Понятие и сущность
малого предпринимательства в России 4
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса 8
Глава 2 Роль малого бизнеса в России 11
2.1. Необходимость малого предпринимательства
для российской экономики 11
2.2. Значимость государственной
поддержки российского малого бизнеса 16
Глава 3Основные направления государственной
поддержки малого предпринимательства в России 21
3.1. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 21
3.2. Государственная поддержка
малого предпринимательства 24
3.3. Формы и методы поддержки предпринимательства 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Колледж предпринимательства № 15
Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика организации»
на тему: «Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России»
Выполнила студентка
2 курса группы ЭК-0112
Исаева К.В.
Преподаватель:
Федосеева Е.С.
Дата сдачи:15 ноября 2013 г.
Дата защиты:
Оценка:
Москва
Год выполнения
2013
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Сущность и характеристика
малого бизнеса в России 4
1.1. Понятие и сущность
малого предпринимательства в России 4
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса 8
Глава 2 Роль малого бизнеса в России 11
2.1. Необходимость малого предпринимательства
для российской экономики 11
2.2. Значимость государственной
поддержки российского малого бизнеса 16
Глава
3Основные направления
поддержки малого
3.1. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 21
3.2. Государственная поддержка
малого предпринимательства 24
3.3. Формы и методы поддержки предпринимательства 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33
ВВЕДЕНИЕ
Проблема малого бизнеса и государственных мер по его поддержке достаточно актуальна. Особенно в современных условиях, когда значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, который может привести к таким последствиям многочисленные народнохозяйственными негативы, усугубление кризиса российской экономики в целом. А малое предпринимательство – это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.
Объект исследования: малое предпринимательство в России.
Предмет исследования: основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России.
Цель исследования: проанализировать малый бизнес в России и дать оценку основным направлениям государственной поддержки.
Цель исследования требует решения следующих задач:
Глава 1 Сущность и характеристика малого бизнеса в России
С переходом к рыночным отношениям, проведением экономических реформ, в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ, услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Основным действующим лицом проводимых в настоящее время экономических реформ являются предприниматели. Получило развитие также законодательство, закрепляющее новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей. За годы реформирования России юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.
Действующее сейчас законодательство (ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее ГК РФ) рассматривает предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Предпринимательские отношения – общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.
Эти отношения подразделяются на две группы:
1) собственно
предпринимательские отношения (горизонтальные
отношения, то есть отношения
предприниматель –
2) некоммерческие
отношения (вертикальные отношения,
то есть отношения
Эти группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот. В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Права и обязанности, как правило, возникают из договора.
Во вторую группу входят отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д.
В эту группу включены отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т.д. Для них характерна обязательность адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органов управления.
В сфере экономики эти две группы отношений тесно взаимодействуют, что обуславливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.
Особенностью предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемы ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Граждане без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ), а также юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью. В предпринимательских отношениях за основу берется понятие «хозяйствующий субъект».
Хозяйствующий субъект – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация – учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.
Существенным в понимании предпринимательства является норма ч.2 ст. 34 Конституции РФ, определяющей, что предпринимательская деятельность есть разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получение какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.
Признаки предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о более узком понятии, чем хозяйственная.
Основные и обязательные признаки предпринимательской деятельности являются:
1) самостоятельная деятельность;
2) цель
деятельности – получение
3) систематический характер получения прибыли;
4) хозяйственный риск;
5) факт
государственной регистрации
Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.
Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.
Малое предпринимательство является активным фактором конкурентного рынка. Основной принцип предпринимательства - найти потребности и удовлетворить ее.
В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.
Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участи я РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.;
- в сельском
хозяйстве и научно-
- в оптовой торговле - 50 чел.;
- в розничной
торговле и бытовом
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Субъектами малого предпринимательства, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, признаются лишь индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 чел. независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
По российскому законодательству малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства, в любых формах собственности. Им разрешается заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Особенно поощряется малый бизнес в так называемых приоритетных отраслях: промышленности, строительстве, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, изготовлении товаров народного потребления, бытовом обслуживании населения.
Наши малые предприятия, особенно те из них, которые работают в упомянутых приоритетных отраслях, получают льготы по налогам кредитованию. Льготы по налогам касаются первых, самых трудных лет работы малого предприятия. От налогов освобождается та часть прибыли, которую малое предприятие вкладывает в свое развитие.
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойствены определенные преимущества.
Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование свих потребностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Эти положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
Информация о работе Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России