Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:26, курсовая работа
Проблема малого бизнеса и государственных мер по его поддержке достаточно актуальна. Особенно в современных условиях, когда значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, который может привести к таким последствиям многочисленные народнохозяйственными негативы, усугубление кризиса российской экономики в целом. А малое предпринимательство – это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.
Введение 3
Глава 1 Сущность и характеристика
малого бизнеса в России 4
1.1. Понятие и сущность
малого предпринимательства в России 4
1.2. Преимущества и недостатки малого бизнеса 8
Глава 2 Роль малого бизнеса в России 11
2.1. Необходимость малого предпринимательства
для российской экономики 11
2.2. Значимость государственной
поддержки российского малого бизнеса 16
Глава 3Основные направления государственной
поддержки малого предпринимательства в России 21
3.1. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса 21
3.2. Государственная поддержка
малого предпринимательства 24
3.3. Формы и методы поддержки предпринимательства 27
Заключение 32
Список используемой литературы 33
Несмотря на помощь малому бизнесу со стороны государства, предпринимательство в нашей стране развивается крайне низкими темпами. По мнению специалистов, основной причиной медленных темпов развития малого предпринимательства в России является низкая предпринимательская активность большинства россиян. Многие россияне не хотят начинать собственное дело, предпочитая работать на государственных предприятиях.
Актуальные проблемы развития малого бизнеса в России:
В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.
Глава 3 Основные направления
предпринимательства в России
Основными средствами государственной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательств в зарубежных странах являются:
Финансовая поддержка предпринимателей за рубежом направлена на координацию ресурсов крупных фирм, банков и государственных органов. Государственные органы, как правило, редко выходят на прямой контакт с малыми предприятиями. Их задача – развивать и поддерживать те структуры, которые работают непосредственно с предпринимателями.
Вокруг крупных и средних предприятий сформировалась особая интеграционная нерыночная структура. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополии, особенно группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополии.
Показательным примером может служить тот факт, что в странах – членах ЕС насчитывается более 20 млн. предприятий, из них более 99% - малые и средние предприятия (МСП). В секторе (МСП) подавляющее большинство – 92% - это микро-предприятия, имеющие менее 10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма – это микропредприятие. Что касается средних предприятий, то их доля составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а общее количество в странах ЕС – 220 тысяч. При этом годовой оборот одного такого предприятия превышает 50 млн. евро.
В зарубежных странах в области информационного обслуживания наметился значительный прорыв, т.к. был создан аналог национальной системы информационного обслуживания МСП. В качестве примера предлагается кратко рассмотреть сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действуют следующие информационные системы:
В связи с острой необходимостью реструктуризации многих отечественных крупных предприятий находящихся в кризисной ситуации целесообразно учесть опыт экономических преобразований в восточной части объединённой Германии. В начале необходимо произвести инвентаризацию и всестороннюю диагностику крупных кризисных предприятий для определения наиболее целесообразных путей их реструктуризации и последующей приватизацией. Причем комплексная оценка состояния крупных предприятий (в особенности градообразующих) должна быть соотнесена и с социально-экономической обстановкой в местах их расположения. Особенно интересен подход Германского Федерального Ведомства Опеки (ФВО) в части разукрупнения холдингов и крупных предприятий с обеспечением для них устойчивого взаимодействия с другими поставщиками, производителями и потребителями продукции. Для этого недвижимость и выделенные предприятия продавалась в рассрочку без земельного участка, с освобождением от платежей в течение первых 2-4 лет, а передача земли осуществлялось на условиях долгосрочной аренды с последующим выкупом. Такой подход даст возможность оздоровить многие кризисные крупные предприятия и позволит активизировать, деятельность по расширению сектора МСП, одновременно снизив социальную напряженность в местах с высоким уровнем безработицы.
Важным аспектом деятельности любого предприятия является инновационная деятельность, соответственно зарубежные страны накопили огромный опыт в области создания инноваций. К примеру, примером поддержки инновационной деятельности в США, являются программы «Инновационные исследования в МСП» (Small Business Technology Transfer- STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерства обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.). Такие работы проводятся в три этапа. Только призёры I этапа (длительность до 1 года), допускаются к II этапу (длительность до 2 лет), на котором объём субсидирования НИОКР в 3-5 раз больше. Призеры II этапа допускаются к III этапу, на котором самые успешные инновационные разработки выигрывают подряды на коммерциализацию и практическое внедрение своих разработок в производство.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
3.2. Государственная поддержка малого предпринимательства
Господдержка малого бизнеса является одной из важнейших задач, которая стоит перед Правительством Российской Федерации. По мнению многих специалистов, частный бизнес должен стать своеобразным локомотивом для российской экономики, с помощью которого более активно начнут развиваться различные направления экономики, что существенно увеличит поступления в местные государственные бюджеты, а также поможет решить целый ряд социальных проблем.
Господдержка малого бизнеса может проводиться различными способами. Прежде всего, необходимо принятие прозрачного законодательства, на основании которого смогут работать предприниматели. Одной из важнейших проблем, с которой сталкиваются многие бизнесмены, является выплата налогов, За последние несколько лет существенно изменились как ставки, так и формы налоговых отчетов, что нередко приводит к неразберихе при работе предприятия.
Еще одной проблемой, которую необходимо решить на государственном уровне, является упрощение процедуры регистрации предприятия и уменьшение количества проверок со стороны различных органов, которые нередко приводят к даче взяток со стороны бизнесменов. В настоящее время средний размер взятки в нашей стране составляет более миллиона рублей, что приводит не только к развитию коррупции, но и к существенным проблемам при развитии предпринимательства. Несмотря на принятие целого ряда мер, связанного с упрощением регистрации предпринимателей, а также противодействие коррупции, многие бизнесмены до сих пор жалуются на притеснения со стороны различных органов государственной и местной власти.
Господдержка малого бизнеса
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.052008 N 797 имущество, включенное в такие перечни, должно предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках долгосрочных договоров.
Программа поддержки малого бизнеса на 2012 год.
Основными способами
Программа поддержки малого бизнеса в 2012 году, которая была разработана правительством Российской Федерации, подверглась некоторой корректировке. Наибольшую помощь получат те предприятия, которые занимаются инновационной и производственной деятельностью. Планируется, что в 2012 году должна полностью заработать программа кредитования малых предприятий и механизм гарантийных фондов, которые будут заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры «Российского банка развития» малому бизнесу будет выделено кредитов на сумму не менее 100 миллиардов рублей, через гарантийные фонды малый бизнес в виде кредитов получит около 80 миллиардов рублей. Также правительство Российской Федерации в рамках программы поддержки малого бизнеса в 2012 году будет продолжать совершенствовать работу налоговых служб, таможенных органов и органов правопорядка.
Также господдержка малого бизнеса заключается в разработке различных программ содействия развитию малого предпринимательства, с помощью которых начинающий бизнесмен может получить кредит на льготных условиях или различные виды грантов, которые могут быть направлены на развитие предприятия.
В настоящее время повышенное внимание уделяется развитию бизнес- образования, а также переподготовке специалистов, которые потеряли работу и планируют начать собственное дело. Также отметим, что за последние несколько лет в различных регионах нашей страны открываются бизнес-парки, деятельность которых направлена на создание комфортных условий для ведения бизнеса.
Для развития частного предпринимательства во многих регионах нашей страны создаются ассоциации помощи частному бизнесу, которые ориентированы на оказание помощи начинающим частным предпринимателям.
3.3.Формы и методы поддержки предпринимательства
Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений деятельности, как государственных органов, так и органов местной власти. По мнению многих специалистов, именно малый бизнес должен стать основным двигателем развития экономики нашей страны, но в настоящее время многие люди не проявляют предпринимательскую активность. Данная ситуация связана с тем, что многие жители нашей страны боятся сделать первый шаг для того, чтобы стать предпринимателем. В настоящее время разработано множество программ помощи малому бизнесу в 2012 году, которые по мнению разработчиков, должны увеличить предпринимательскую активность населения.
Одним из направлений помощи предпринимателям является проведения различных конкурсов, победители которых могут получить грант на развитие своего предприятия. Несмотря на относительно малую сумму денег, которая может быть выделена в виде материальной помощи, многие начинающие бизнесмены принимают участие в подобных мероприятиях. С другой стороны, данная программа помощи начинающим предпринимателям практически полностью провалилась в Москве из-за суммы гранта, на которую практически невозможно начать собственное дело.
Еще одним способом помощи малому бизнесу в 2012 году является открытие так называемых «бизнес-инкубаторов» и технопарков, которые приспособлены для ведения определенного вида предпринимательской деятельности. По задумке создателей данной программы, технопарки должны объединить лучших специалистов, которые смогут заняться разработкой новых инновационных технологий.
Во многих регионах нашей страны местные власти также применяют различные методы помощи начинающим предпринимателям. В настоящее время все чаще помощи начинающим предпринимателям. В настоящее время все чаще появляется региональные отделения ассоциаций помощи начинающим предпринимателям, которые проводят целый ряд мероприятий. Прежде всего, ассоциации помощи начинающим предпринимателям занимаются образовательной деятельностью и проводят различны курсы и семинары, на которых можно получить необходимые начальные знания о развитии собственного бизнеса. Кроме того, подобные ассоциации организуют различные форумы и конференции, на которых предприниматели могут поделиться своими идеями о развитии различных направлений бизнеса.
Практически любой предприниматель сталкиваются с проблемой поиска денежных средств, для развития собственного бизнеса, в настоящее время на территории нашей страны начинают появляться компании, которые оказывают помощь в получении кредита на выгодных условиях, в том числе, и без предоставления залога. Подобные организации занимаются подбором наиболее выгодных предложений со стороны различных банков, а также предоставляют гарантийные письма или услуги поручительства при получении кредита на развитии бизнеса.
Информация о работе Основные направления государственной поддержки малого бизнеса в России