Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики.
На современном этапе банковская система является важнейшей составной частью рыночной экономики. Банковскую систему государства не зря называют «кровеносной системой государственного организма». Банки сегодня осуществляют до тысячи различных операций в процессе предоставления услуг клиентам - как физическим, так и юридическим лицам. Развитость банковской системы и перечень предоставляемых ею услуг позволяет говорить о степени развитости и открытости экономики. На банковскую систему падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота. Банки, собирая временно неиспользуемые денежные средства, распределяют их между регионами и отраслями, предприятиями и населением, питают экономику дополнительными капиталами, создавая базу для приумножения богатства общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы построения банковской системы……………………….6
1.1 Понятие и структура современной банковской системы……………………..6
1.2 Банковская система в странах с развитой и переходной экономикой………………………………………………………………………….18
2 Анализ банковской системы Республики Беларусь……………………………31
2.1 Общая характеристика банковской системы Беларуси и роль Национального банка в банковской системе Республики Беларусь………………………………31
2.2 Анализ динамики развития банковского сектора Республики Беларусь…………………………………………………………………………...36
3 Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь……………………………………………………………….60
3.1 Проблемы развития банковского сектора Республики Беларусь…………...60
3.2 Пути совершенствования банковского сектора Республики Беларусь…….63
Заключение………………………………………………………………………….74
Список использованных источников……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Банковская система РБ.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

- Двухуровневая банковская система включает в себя верхний и нижний уровни. Верхний уровень — это центральный банк, непосредственно кредитованием не занимающийся, а выполняющий функции «банка банков» и являющийся центром денежно-кредитного регулирования. Нижний уровень банковской системы – это коммерческие банки, работающие на принципах рыночной экономики, самостоятельно мобилизирующие и использующие кредитные ресурсы.

- Центральный банк страны – это основной проводник денежно-кредитной политики, направленной на стабильность денежного обращения, валютного курса национальной денежной единицы, банковского хозяйства в целом.

- Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции.

- В то время как в развитых капиталистических странах банковская система представляет эффективную сформировавшуюся модель, реструктуризация банковских систем бывших социалистических стран, как правило, требовала длительного периода времени и нередко приводила к значительному усилению позиций иностранного капитала. В большинстве этих стран были образованы системы страхования депозитов, что позволило укрепить ресурсную базу банковского сектора, повысить доверие к ней кредиторов и инвесторов. Создание в них института кредитных бюро способствует решению проблемы информационной асимметрии, повышению качества управления банковскими рисками.

- Бывшие социалистические страны предприняли большие усилия но модернизации своих банковских систем, интеграции их в региональные и международные финансовые и денежно-кредитные организации и рынки. Вместе с тем имеющийся запас прочности банковских систем в этих странах еще не позволяет говорить об их неподверженности валютным и системным кризисам, и полностью исключать возможность развития последних и обозримом будущем нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2 Анализ банковской системы Республики Беларусь

 

 

 

2.1 Общая характеристика банковской системы Беларуси и роль Национального банка в банковской системе Республики Беларусь

 

 

 

Национальная  банковская система Беларуси является динамично и эффективно развивающимся  сектором экономики, которая формируется в соответствии с задачами социально-экономического развития и учетом международных стандартов и правил.

Банковская  система республики состоит из двух уровней рисунок 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Структура банковской системы Республики Беларусь

 

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе [8].

 

    1. Первый уровень [35]:
  • Национальный  банк Республики Беларусь. Он выполняет  функции центрального банка страны: осуществляет государственную регистрацию и регулирование деятельности банков, лицензирование банковской деятельности, регулирование кредитных отношений и денежного обращения, определение порядка расчетов и исключительное право эмиссии денег.

Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Его полное наименование:

    • на русском языке – Национальный банк Республики Беларусь;
    • на белорусском языке – Нацыянальны банк Рэспублiкi Беларусь;
    • на английском языке – National Bank of the Republic of Belarus.

Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений.

Национальный  банк взаимодействует с Международным валютным фондом с  момента принятия Беларуси в эту  международную финансовую организацию (1992 г.). С 1996 г. он входит в Группу банковских надзирателей из стран Центральной  и Восточной Европы (BSCEE Group), которая  является региональной структурой Базельского комитета по банковскому надзору, а также проводит работу по установлению и развитию контактов и информационного обмена с органами банковского надзора зарубежных стран [13].

Основными целями деятельности Национального  банка являются:

  • защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
  • обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью  деятельности Национального банка.

Национальный  банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября  текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом  и независим в своей деятельности.

    1. Второй уровень:
  • второй уровень составляют коммерческие банки (в форме акционерных обществ и унитарных предприятий, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские кредитно-финансовые организации [8].

На 1  января 2013 г.  банковский  сектор  включал 32 банкa ПРИЛОЖЕНИЕ А.  Его филиальная сеть за отчетный год сократилась  с 323 до 264 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками своих региональных структур [35].

На  территории Республики Беларусь находились 8 представительств иностранных банков, в том числе Российской Федерации, Литвы, Латвии, Германии, а также  представительство Межгосударственного банка ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь, что означает:

  • утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
  • назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь РБ на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
  • определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
  • утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка [27].

Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Национальный банк обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями деятельности Национального банка, его уставом и иным законодательством Республики Беларусь.

Размер уставного фонда Национального банка определяется Уставом Национального банка. Он также создает резервный и иные фонды, предназначенные для обеспечения его деятельности. Порядок создания и использования резервного и иных фондов устанавливается Уставом Национального банка.

Национальный банк и его обособленные подразделения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов и пошлин (включая гербовые и таможенные).

Правительство Республики Беларусь предоставляет Национальному банку долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг в сумме, необходимой для покрытия убытков Национального банка, понесенных в результате его деятельности и отраженных в его годовом балансе.

Погашение долговых обязательств производится в последующем за счет прибыли Национального банка.

Для Национального банка устанавливается ежегодный отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно.

Национальный банк ежегодно до 15 апреля представляет Президенту Республики Беларусь годовой отчет о своей работе, утвержденный Правлением Национального банка, с аудиторским заключением.

Годовой отчет Национального банка включает:

  • отчет об исполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год;
  • годовой баланс, отчет о прибыли и убытках Национального банка.

Годовой отчет Национального банка после его утверждения Президентом Республики Беларусь публикуется в официальных республиканских средствах массовой информации. [36]

Аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь. Национальный банк не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда Национальный банк принимает на себя такие обязательства. А также в соответствии с законодательством Республики Беларусь может участвовать в деятельности международных банковских фондов, союзов и ассоциаций.

Национальный банк представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики Республики Беларусь, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции.

Правовые  основы функционирования банковской системы  заложены в Банковском кодексе Республики Беларусь и нормативно-правовых актах  Национального банка. Данное законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков (небанковских кредитно-финансовых организаций).

Субъекты  банковских правоотношений при осуществлении банковских операций с нерезидентами используют также международные унифицированные правила и обычаи, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты и иные правовые акты, если это не противоречит законодательству Беларуси.

В государстве сложилась система  банковского надзора, в основном соответствующая мировым стандартам. Она включает в себя следующие  стадии:

  • лицензирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • дистанционный надзор на основании отчетности;
  • надзор на местах в виде инспекционных проверок, а также применение соответствующих мер воздействия к банкам, нарушающим банковское законодательство или оказавшимся в кризисном финансовом положении;
  • реорганизацию и ликвидацию банков в случае необходимости.

В Беларуси обеспечивается информационная прозрачность деятельности банков (при  соблюдении установленной законом  банковской тайны), что является одним  из самых эффективных методов  развития здоровой конкуренции, поддержания высокой дисциплины на рынке банковских услуг, защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

В целях осуществления контроля за деятельностью коммерческих банков Национальный банк устанавливает экономические нормативы, среди которых: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка (сумма, эквивалентная 5 млн. евро); предельный размер неденежной части уставного фонда (20% уставного фонда в первые два года после государственной регистрации и 10% в последующие годы); минимальный размер собственных средств для действующего банка; нормативы ликвидности; нормативы достаточности капитала; максимальный размер риска на одного клиента; максимальный размер крупных рисков; норматив валютного риска и др.

С учетом слабости и неразвитости небанковских организаций основными представителями второго уровня банковской системы Республики Беларусь являются коммерческие банки.

Информация о работе Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь