Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:35, курсовая работа
Основной целью настоящей курсовой работы является комплексная оценка эффективности и рентабельности деятельности кооперативной организации, разработка и экономическое обоснование направлений ее повышения.
На основе намеченной цели были поставлены следующие задачи:
Уточнить содержание понятий эффективности и рентабельности, на основе обобщения существующих методик представить систему оценки эффективности и рентабельности работы кооперативной организации, учитывая ее специфичность.
Оценить эффективность деятельности кооперативной организации на примере Цивильского райпо системы Чувашпотребсоюза.
На основе проведенной оценки детально исследовать различные стороны повышения экономической и социальной эффективности деятельности кооператива.
Введение
1. Система показателей эффективности и рентабельности работы предприятия
2. Внешнее окружение и его влияние на эффективность работы предприятия
3. Оценка эффективности и рентабельности работы предприятия
4. Основные направления повышения эффективности и рентабельности работы предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Объем деятельности
где Рп – рентабельность продаж;
Ро – рентабельность общая (прибыли до налогообложения);
Рч – чистая рентабельность.
Данный показатель отражает долю прибыли в цене товара. Он очень широко применяется на практике. В реальной практике используются два показателя – Рп и Рч. Общая рентабельность в настоящее время не используется при анализе показателей рентабельности. Из перечисленных показателей Рч (чистая рентабельность) служит главным критерием оценки операционной деятельности предприятия и характеризует ее торгово – хозяйственную эффективность.
На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные факторы. Основными факторами ее снижения являются:
- рост затрат на
производство и реализацию
- падение объемов реализации.
В первом случае тщательному анализу необходимо подвергнуть структуру затрат в себестоимости чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции необходимо выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего — проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства. Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов:
- выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;
- произвести разделение
затрат на постоянные и
- проанализировать прибыльность
отдельных видов продукции,
Во втором случае следует сосредоточить внимание на маркетинговых факторах, а также качественных характеристиках продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически все аспекты деятельности предприятия — производство, маркетинг и сбыт.
Однако уровень рентабельности, исчисленный отношением прибыли к обороту, имеет существенный недостаток: он не учитывает при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим целесообразно определять рентабельность хозяйственных ресурсов (активов) как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости долгосрочных, нематериальных и текущих (оборотных) активов. Рентабельность активов (Рак) представляет собой критерий эффективности распределения и управления ресурсами:
В узком смысле она выражает отдачу (доход), которая приходится на рубль задействованных активов (отражает массу прибыли в расчете на единицу вложенных средств - авансированного капитала). Однако будучи важнейшим показателем хозяйственной деятельности, он позволяет увязать ее различные стороны.
Вложенный капитал на включает в себя третий важный элемент экономических ресурсов предприятия – трудовые ресурсы. Стоимость этого элемента ресурсов отражается показателем расходов на оплату труда. Для оценки эффективности использования совокупных ресурсов может быть использован показатель ресурсорентабельности:
где, ОФ – среднегодовая стоимость основных средств (основных фондов);
Об. С. – средний размер оборотных средств;
Р на ОТ – сумма расходов на оплату труда.
Для целей анализа
используют показатели рентабельности,
которые характеризуют
Прибыль . 100
Среднегодовая стоимость основных средств
Прибыль . 100
Прибыль . 100
Совокупный капитал (собственный + заемный капитал)
где Рос – рентабельность основных средств (фондорентабельность);
Роб. с. – рентабельность оборотных средств;
Ртруд. рес. – рентабельность трудовых ресурсов;
Рзк – рентабельность заемного капитала;
Рск – рентабельность собственного капитала;
Рсов. к. – рентабельность совокупного капитала.
Показатель
Рентабельность оборотных средств характеризует величину прибыли, получаемой с единицы среднегодовой суммы денежных ресурсов, функционирующих в обороте. Этот показатель отражает ускорение оборачиваемости и позволяет связать решение задачи роста прибыли с ускорением оборачиваемости оборотных средств.
Эффективность использования активов также характеризуется их оборачиваемостью (Ор – оборачиваемость, раз).
Объем продаж
Тогда рентабельность активов может быть представлена как:
Прибыль Прибыль Объем продаж
Рак = ────────── = ─────────── . ────────── (18),
Активы Объем продаж Активы
Полученное соотношение дает возможность провести анализ факторов, оказывающих непосредственное влияние на рентабельность активов. Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости. Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение объема продаж, необходимо сосредоточить свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования. Ускорения оборачиваемости можно добиться путем уменьшения оборотных средств, либо постоянных активов. Для этого нужно рассмотреть возможность:
- продажи или списания неиспользуемого или неэффективно используемого оборудования, уменьшения непроизводственных активов;
- снижения товарных запасов;
- уменьшения дебиторской задолженности.
В числе показателей рентабельности капитала особое внимание уделяют формуле Дюпона “доходность собственного капитала”:
ROE=─────────── = ────────── . ─────────── . ────────── (19).
Рассмотренные показатели рентабельности характеризуют один подход к оценке эффективности деятельности предприятия: они свидетельствуют об эффективности продаж и эффективности использования капитала. Но возможен и другой подход, предполагающий оценку эффективности произведенных расходов. В рамках данного подхода рассчитываются показатели, характеризующие отношение прибыли (до налогообложения) к расходам:
Ррасх. на ОТ – рентабельность расходов на оплату труда.
Показатель рентабельности, исчисляемый
как отношение прибыли к
Данные показатели рентабельности
характеризуют эффективность
Еще один показатель, качественно характеризующий величину расходов, целесообразно рассчитывать предприятиям, использующим для финансирования своей деятельности средства, привлекаемые на заемной платной основе. Из полной суммы расходов исключаются расходы, связанные с уплатой процентов за заемный капитал. Тогда разность выручки от продаж и полученной величины расходов будет представлять собой прибыль до уплаты процентов за пользование заемными средствами и налогов. Данный показатель широко используется при оценке кредитоспособности предприятия для расчета коэффициента процентного покрытия:
По странам значение данного показателя варьируется, но, как правило, минимально безопасной считается его величина, равная 2-3.
Более наглядно систему показателей рентабельности деятельности предприятия можно представить в форме таблицы.
Система показателей рентабельности деятельности предприятия.
№ п/п |
Наименование показателя |
Формула |
1. 1.1
1.2
1.3 |
Рентабельность продаж Рентабельность продаж
Рентабельность общая (до налогообложения)
Чистая рентабельность |
Прибыль от продаж . 100 ─────────────────Объем деятельности
Прибыль общая (до ────────────────────────
Объем деятельности
Чистая прибыль . 100 ─────────────────Объем деятельности
|
2. 2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7 |
Рентабельность капитала Рентабельность активов
Рентабельность основных средств
Рентабельность основных средств
Рентабельность трудовых ресурсов
Рентабельность заемного капитала
Рентабельность собственного капитала
Рентабельность совокупного |
Прибыль─────────────────────Величина активов (среднегодовая) Прибыль . 100 ─────────────────────────
Среднегодовая стоимость основных средств Прибыль . 100 ─────────────────────────
|
3. 3.1
3.2 |
Рентабельность расходов Рентабельность расходов на продажу
Рентабельность расходов на оплату труда |
Прибыль . 100 ───────────────────── Расходы на продажу
Прибыль . 100 ─────────────────────Расходы на оплату труда |
Информация о работе Основные направления повышения эффективности и рентабельности работы предприятия