Основные направления повышения эффективности и рентабельности работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей курсовой работы является комплексная оценка эффективности и рентабельности деятельности кооперативной организации, разработка и экономическое обоснование направлений ее повышения.
На основе намеченной цели были поставлены следующие задачи:
Уточнить содержание понятий эффективности и рентабельности, на основе обобщения существующих методик представить систему оценки эффективности и рентабельности работы кооперативной организации, учитывая ее специфичность.
Оценить эффективность деятельности кооперативной организации на примере Цивильского райпо системы Чувашпотребсоюза.
На основе проведенной оценки детально исследовать различные стороны повышения экономической и социальной эффективности деятельности кооператива.

Содержание

Введение
1. Система показателей эффективности и рентабельности работы предприятия
2. Внешнее окружение и его влияние на эффективность работы предприятия
3. Оценка эффективности и рентабельности работы предприятия
4. Основные направления повышения эффективности и рентабельности работы предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика.DOC

— 453.00 Кб (Скачать файл)

Данная группа показателей  отражает структуру капитала. Уровень  собственных средств в общей  сумме капитала отражает финансовою независимость и для ее поддержания должен быть не ниже 0,5. Как видно из таблицы, в Цивильском райпо наблюдается тенденция снижения значения этого показателя по сравнению с 2001 и 2002 гг., и значение его ниже нормативного (в 2003 г. значение коэффициента автономии составило 0,41 на 0,09 ниже нормативного значения).

Показатель, носящий  название “плечо финансового рычага”, показывает, сколько заемных средств  привлекло предприятие на 1 руб. вложенных  в активы собственных средств. Норматив этого показателя меньше 1. Значение этого показателя в Цивильском райпо превышает норматив (соотношение собственных и заемных средств составило в 2003 г. 1,47, увеличившись по сравнению с 2001 г. на 0,41 и 0,82 соответственно). Увеличивать плечо финансового рычага (то есть долю заемного капитала) невыгодно, так как увеличение доли кредитов в структуре капитала будет приводить к снижению рентабельности собственного капитала.

С точки зрения финансовой устойчивости предприятия, важными  показателями являются “обеспечение внеоборотных активов собственными средствами” и “коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами”. Норматив значений этих показателей меньше 1 и больше 0,5 соответственно. Считается, что предприятие финансово устойчиво, если его основные средства полностью финансируются за счет собственного капитала. Как видно из таблицы, в Цивильском райпо значения этих показателей не соответствуют нормативным, и в анализируемом периоде (2001-2003 гг.) их состояние ухудшается. Коэффициент обеспеченности товарных запасов собственными оборотными средствами составил в 2003 г. 0,06 при нормативном значении этого показателя 0,6-0,8, и также наблюдается тенденция снижения значения данного показателя в райпо по сравнению с 2002 и 2001 гг. Коэффициент маневренности должен быть равен 0,5, превышение этого значения создает опасность малой замены основных средств предприятия, но и слишком низкое его значение (что наблюдается в Цивильском райпо) не является положительным для предприятия.

Для прогноза финансового  состояния предприятия с позиции возможного банкротства используется индекс кредитоспособности. Расчет индекса кредитоспособности сводится к построению многофакторной регрессии, разработанной в 1968г. западным экономистом Альтманом, где:

Z = 3,3*K1 + 0,999*K2 + 0,6*K3 + 1,2*K4,

                       Прибыль до выплаты процентов,  налогов

К1 = ────────────────────────;    

                          Всего активов

 

                         Выручка от реализации

К2 = ────────────────;     

                 Всего активов

                     

                          Собственный капитал                  

К3 = ────────────────;   

             Привлеченный капитал

                      

                       Собственные оборотные средства

К4 = ────────────────────;     

                     Всего активов

Критическое значение индекса Z, рассчитанного Альтманом, позволяет сделать вывод о возможном банкротстве предприятия в обозримом будущем (Z<2,675) и достаточно устойчивом его положении (Z>2,675).

Проведем расчет индекса кредитоспособности для Цивильского райпо:

К1 = 3869/40240 = 0,096;

К2 = 163084/40240 = 4,053;

К3 = 16311/23929 = 0,681;

К4 = 1238/40240 = 0,031.

Z = 3,3*0,096 + 0,999*4,053 + 0,6*0,681 + 1,2*0,031 = 4,812.

Расчет индекса кредитоспособности Цивильского райпо показывает, что оно находится в достаточно устойчивом финансовом положении, что противоречит другим, указанным выше показателям финансовой устойчивости. Это  несоответствие легко объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности Цивильское райпо использует в основном заемные средства, доля которых в общей сумме активов составляет около 60 %, но за счет эффективного использования как собственных, так и заемных средств оно получает достаточно прибыли для покрытия расходов, связанных с использованием заемных средств.

Эффективность маркетинговых мероприятий  характеризуется прежде всего формированием  ассортиментной политики, гибкостью  ценообразования, эффективностью хозяйственных  связей, долей рынка райпо.

Ассортиментная политика Цивильского  райпо формируется в соответствии со спросом населения, но следует отметить, что ассортимент реализуемых товаров (особенно непродовольственных) недостаточно широк. Если в небольших населенных пунктах предлагаемого ассортимента товаров достаточно, то в самом Цивильске необходимо как расширение, так и углубление ассортимента непродовольственных товаров. Например, в универмаге райпо представлено достаточное количество групп товаров, но количество разновидностей внутри товарных групп невелико (особенно это касается бытовой техники, одежды, обуви).

Райпо проводит гибкую ценовую политику, устанавливая цены несколько ниже, чем у конкурентов, особенно на социально  значимые группы товаров. Средний размер торговой надбавки Цивильского райпо  составляет 21-23 % (для сравнения: в других районных потребительских обществах средний размер торговой надбавки колеблется на уровне 27-30 % (в Янтиковском, Красночетайском райпо)).

Благодаря гибкой ценовой политике доля Цивильского райпо в обороте  района составляет около 61 %, в то время как в целом по республике доля потребительских обществ в обороте составляет только 25,7 %.

Эффективность использования работников любой организации характеризуется  производительностью труда, измеренной по обороту, доходам, прибыли, размером средней заработной платы, фондовооруженностью работников.

Показатели эффективности использования  работников Цивильского райпо представлены в табл. 12.

Таблица 12

Показатели по труду Цивильского  райпо за 2001-2003 гг.

№ 
п/п

Показатели

Годы

Отклонение (+,-) 
2003г. от

Темп  
изменения, % 
2003г. к

2001

2002

2003

2001

2002

2001

2002

1.

Расходы на оплату труда: 
  -в сумме, тыс. руб. 
  -в % к обороту

8632,00 
9,35

11066,00 
9,79

16109,00 
9,87

7477 
0,52

5043 
0,08

186,62 
-

145,57 
-

2.

Среднемесячная заработная 
плата, руб.

1462,06

1749,84

2414,42

952,36

664,58

165,14

137,98

3.

Численность работников, 
чел.

492,00

527,00

556,00

64,00

29,00

113,10

105,50

4.

Производительность труда 
по обороту, тыс. руб.

187,59

197,27

254,81

67,22

57,54

135,83

129,17

5.

Производительность труда 
по доходам, тыс. руб.

33,32

39,07

92,69

59,37

53,62

278,18

237,24

6.

Производительность труда 
по прибыли, тыс. руб.

0,15

1,47

8,06

7,91

6,59

-

548,29

7.

Фондовооруженность,  
тыс. руб.

22,96

25,77

27,11

4,15

1,34

118,07

105,19


Как видно из таблицы, значения показателей эффективности использования трудовых ресурсов в Цивильском райпо постоянно возрастают. В 2003 г. производительность труда как по обороту, так и по доходам и по прибыли увеличилась по сравнению с предшествующими годами. Так, производительность труда по обороту составила в 2003 г. 254,8 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2002 и 2001 гг. на 129,2 % и 135,8 % соответственно. Так как доходы Цивильского райпо увеличивались более быстрыми темпами по сравнению с ростом оборота, то и производительность труда по доходам также увеличилась значительнее по сравнению с производительностью труда по обороту (то же можно сказать и о производительности труда по прибыли).

Следует отметить, что рост средней  заработной платы и расходов на оплату труда, опережает рост производительности труда по обороту, что свидетельствует о том, что заработная плата не в полной мере выполняет свою стимулирующую функцию.

Фондовооруженность как  в целом по Цивильскому райпо, так и по отдельным отраслям  постоянно увеличивается. Так, в целом по райпо в 2003 году фондовооруженность составила 27,1 тыс. руб. (увеличение по сравнению с 2002 и 2001 гг. составило 1,3 и 4,2 тыс. руб. соответственно). 

Обобщая проведенный  анализ эффективности и рентабельности деятельности Цивильского райпо, можно сделать вывод о том, что развитие Цивильского райпо в основном обеспечивается за счет интенсивных факторов, о чем свидетельствует значительный и стабильный рост показателей рентабельности (всех трех основных групп показателей рентабельности: рентабельности продаж, рентабельности ресурсов и рентабельности расходов на оплату труда), показателей эффективности использования работников райпо. Негативной тенденцией является снижение показателей деловой активности, ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости предприятия, хотя в целом райпо остается кредитоспособным.

Рост показателей эффективности  управленческой деятельности свидетельствует  о взвешенности и рациональности принимаемых управленческих решений, которые положительно влияют на конечные результаты деятельности райпо.

В области эффективности  маркетинговых мероприятий следует  отметить недостаточное внимание к  ассортиментной политике, хотя в целом  райпо сохраняет свои конкурентные позиции в Цивильском районе.

Хотя в целом райпо развивается достаточно интенсивно, резервы для дальнейшего роста у него еще есть, поэтому оценив достигнутые результаты его деятельности перейдем к описанию направлений повышения эффективности его деятельности.

 

    1. Основные направления повышения эффективности и рентабельности работы предприятия.

 

На основе проведенного анализа, исходя из основных направлений реформирования потребительской кооперации, обозначенных Центросоюзом Российской Федерации, можно  обозначить следующие перспективные  ориентиры повышения социально-экономической эффективности деятельности кооперативной организации.

В целях повышения  маркетинговой эффективности:

- в области ассортиментной  политики:

1. Увеличение доли  непродовольственных товаров в  общем объеме оборота торговли. При этом по номенклатуре товаров, пользующихся устойчивым спросом, необходимо обеспечивать широкий, постоянный ассортимент, призванный удовлетворять регулярный платежеспособный спрос покупателей (парфюмерно-косметические товары, посудо-хозяйственные товары и др.). По товарам относительно редкого спроса ассортимент товаров и их запасы могут быть минимальными, либо товар может доставляться от поставщиков по запросам  (заявкам) покупателей.

  1. Повышение маркетинговой ориентации райпо: изучение спроса покупателей, проведение сегментации рынка товаров и услуг (разработка комплекса маркетинговых мероприятий по привлечению и удержанию различных групп потребителей, выделение особого контингента потребителей), подборка и своевременное обновление товарного ассортимента в соответствии с проведенными исследованиями. При этом должен учитываться принцип не простого расширения ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, а его оптимизации. Необходимо отказаться от завоза товаров впрок, особенно по прямым поставкам, что позволит райпо высвободить некоторую сумму оборотных средств (ускорение оборачиваемости на 1 день позволит Цивильскому райпо высвободить 446, 8 тыс. руб. оборотных средств). В целях оптимального управления запасами необходимо кооперирование с другими районными потребительскими обществами для поставки отдельных групп товаров.
  2. Более полное вовлечение продукции хлебозавода и закупленной сельскохозяйственной продукции в торговый оборот, расширение их ассортимента и повышение качества.

- в области ценовой политики:

1.  Установление дифференцированных  торговых  надбавок на отдельные  товарные группы ассортимента  исходя из контингента потребителей. Так, на товары повседневного  спроса, лидирующие по продажам, рационально установление небольшой  торговой надбавки.

2. Более широкое применение  элементов ассортиментного ценообразования  (цена набора продукции, "неокругленные  цены" и пр.).

3. Более активное использование  системы скидок (накопительные скидки, скидки при покупке товаров  на определенную сумму, сезонные  скидки, дополнительные скидки и пр.).

Информация о работе Основные направления повышения эффективности и рентабельности работы предприятия