Совет
многоквартирного дома - это орган, выступающий в роли уполномоченного
представителя интересов собственников
помещений в многоквартирном доме и оказывающий
содействие деятельности управляющей
организации. Совет многоквартирного
дома действует до переизбрания на общем
собрании собственников помещений в многоквартирном
доме или в случае принятия решения о создании
товарищества собственников жилья до
избрания правления товарищества собственников
жилья. Совет многоквартирного дома подлежит
переизбранию на общем собрании собственников
помещений в многоквартирном доме каждые
два года, если иной срок не установлен
решением общего собрания собственников
помещений в данном доме. В случае ненадлежащего
исполнения своих обязанностей совет
многоквартирного дома может быть досрочно
переизбран общим собранием собственников
помещений в многоквартирном доме. Совет
многоквартирного дома представляет на
утверждение годового общего собрания
собственников помещений в многоквартирном
доме отчет о проделанной работе. Более
подробную информацию по созданию совета
многоквартирного дома жители могут получить
у специалистов управляющей компании.
Инициативная
группа многоквартирного дома -
группа собственников, объединенная на
основании «общих интересов».
Сущность жилищно-коммунального
хозяйства.
Основные технологические
фонды ЖКХ служат непосредственному удовлетворению
потребностей в услугах ЖКХ и формируют
инженерную инфраструктуру.
Целью создания и
назначения ЖКХ является обеспечение
соответствующего уровню экономического
развития качества среды обитания человека
путем предоставления услуг потребителям
и обеспечения сохранности объектов ЖКХ,
поддержания необходимого санитарного
состояния населенных пунктов, надежности
и устойчивости работы указанных объектов.
ЖКХ, исходя из функциональных
особенностей, включает в свой состав
виды деятельности по оказанию следующих
услуг:
- промышленно-индустриального
характера; очистку сточных вод,
включая утилизацию осадков сточных
вод, сбор, вывоз, утилизация и захоронение
бытовых отходов, уборку улиц, дорог,
площадей (зимняя и летняя) - обеспечивающих
санитарно-экологическую безопасность
территории населенных пунктов;
- строительство
и ремонт дорог, тротуаров, мостов,
тоннелей и берегозащитных сооружений,
озеленение улиц и дорог, содержание
лесопаркового хозяйства, уличное
освещение - обеспечивающих благоустройство
населенных пунктов;
- содержание и
ремонт жилых домов, включая лифтовое
хозяйство, уборку и благоустройство
придомовых территорий - по обслуживанию
жилищного фонда;
- бани, прачечные,
гостиницы, учет недвижимости;
- транспортные
услуги (трамвай, троллейбус)
1.4 Структура жилищно-коммунального
хозяйства.
В настоящее время
структура ЖКХ России включает более 30
видов деятельности.
В системе ЖКХ действует
более 50 тыс. предприятий, в отрасли занято
около 4 млн.человек. Не смотря на рост
объемов услуг, работ и продукции, произведенных
в отрасли, многие предприятия убыточны.
Однако фонды изношены в среднем на 40%,
а в отдельных регионах - на 60%, что зачастую
приводит к различным аварийным ситуациям.
Уровень надежности инженерных коммуникаций
в России в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских
странах. В тоже время только на поддержание
жилищно-коммунальной сферы государство
расходует почти 4% валового внутреннего
продукта и до 30% общих расходов бюджета
территорий.
Финансирование
ЖКХ в связи со спецификой его функционирования
осуществляется прежде всего из бюджетов
субъектов Федерации. Это расходы на капитальный
ремонт жилого фонда; на покрытие убытков
жилищно-эксплутационных организаций,
занимающихся обслуживанием жилого фонда;
разницы в тарифах на тепло энергию, отпускаемую
для отопления жилых домов; некоторые
другие расходы.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО–КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА.
2.1 Реформа жилищно-коммунального
хозяйства.
Основные направления реформирования
жилищно-коммунального хозяйства:
1.Обеспечение финансовой
стабилизации жилищно-коммунального
комплекса.
Обеспечение финансовой стабилизации
работы жилищно-коммунального комплекса,
является основным условием формирования
рыночных отношений в этом секторе экономики
и предполагает осуществление следующих
мер, которые носят в основном краткосрочный
и среднесрочный характер:
- реструктуризацию кредиторской
задолженности предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, включающей ежегодную инвентаризацию
имеющейся задолженности, подписание
актов сверки задолженности с кредиторами
и дебиторами, заключение соглашений о
реструктуризации долгов, предусматривающих
условия и графики их погашения;
- принятие мер по сокращению
дебиторской задолженности, в том числе
населения.
- обеспечение достаточного
текущего финансирования предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг, что предполагает:
- применение установленного
уровня оплаты населением жилищно-коммунальных
услуг и максимально-допустимой доли собственных
расходов граждан в совокупном доходе
семьи в пределах социальной нормы площади
жилья и нормативов потребления коммунальных
услуг;
- повсеместное введение полной
оплаты за жилищно-коммунальные услуги
второго жилья и жилья, превышающего социальные
нормативы;
- включение в бюджеты муниципальных
образований в полном объеме сумм на возмещение
разницы в тарифах;
- направление на цели восстановления
жилищно-коммунального хозяйства муниципального
образования средств областного и местного
бюджетов;
- реализацию мероприятий по
повышению ответственности жителей за
оплату жилищно-коммунальных услуг;
- введение платы за наем муниципального
жилья, позволяющей дифференцировать
оплату жилья в зависимости от его потребительских
свойств (качества и местоположения);
- постепенную ликвидацию перекрестного
субсидирования коммунальных услуг;
- согласованность сроков действия
тарифов на муниципальном уровне с периодами
регулирования, установленными Федерацией
и областью;
- проведение независимых экспертиз
и комплексных проверок
предприятий жилищно-коммунального хозяйства
с целью выявления нерациональных
затрат при осуществлении тарифного регулирования;
- разработку методологии привлечения
заемных или кредитных ресурсов на развитие
инфраструктуры коммунального хозяйства,
позволяющей сгладить влияние на уровень
тарифов пикового характера инвестиционных
затрат, равномерно распределить их возмещение
на более длительный период и сохранить
оплату жилищно-коммунальных услуг доступной
для населения;
- организацию работы комиссий
на областном и муниципальном уровнях,
осуществляющих:
- рассмотрение финансово-экономического
положения предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, планов их оздоровления;
- выработку рекомендаций по
обеспечению их устойчивого функционирования,
снижению нерациональных затрат, ликвидации
дебиторской и кредиторской задолженности.
- повышение инвестиционной
привлекательности отрасли.
2.Обеспечение мер социальной
защиты малоимущих граждан при переходе
на полную оплату жилищно-коммунальных
услуг.
В соответствии с Законом Российской
Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (в
редакции от 06.05.2003 № 52-ФЗ) "Об основах
федеральной жилищной политики" действует
система социальной защиты населения
при переходе к полной оплате населением
жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим
категориям граждан предоставляются адресные
субсидии по оплате жилья и коммунальных
услуг - жилищные субсидии.
Компенсация расходов на предоставление
жилищных субсидий будет производиться
за счет бюджетных средств в соответствии
с действующим законодательством.
Для повышения эффективности
социальной поддержки населения целесообразно
внедрить системы персонифицированных
социальных счетов граждан, на которые
будут перечисляться средства, предусмотренные
на все виды адресной социальной помощи
государства.
3.Формирование рыночных механизмов функционирования
жилищно - коммунального комплекса и условий
для снижения издержек и повышения качества
жилищно-коммунальных услуг совершенствование
системы управления.
Одно из основных направлений
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства - это создание конкурентной
среды в жилищной сфере с предварительным
разделением функций заказчика и подрядчика
по оказанию жилищно-коммунальных услуг
и формированием договорных отношений
между собственником жилья (или организацией,
им уполномоченной), управляющими и подрядными
организациями.
Разделение функций в отношении
муниципального жилищного фонда особенно
важно для прекращения практики выполнения
органами местного самоуправления хозяйственных
функций по управлению жилищным фондом.
Муниципальное образование как собственник
жилищного фонда (его части в виде неприватизированных
квартир) заключает с управляющей организацией
договор на управление жилищным фондом.
Аналогичные договоры на управление жилищным
фондом заключают другие собственники
жилья в многоквартирном доме муниципальной
и частной форм собственности.
Основное требование при формировании
или выборе управляющей организации -
это ориентированность на удовлетворение
нужд нанимателей и собственников жилья
в части предоставления им жилищно-коммунальных
услуг, при этом функции управляющей компании
могут выполняться организацией любой
организационно-правовой формы.
Создание равных условий для
привлечения к управлению муниципальным
жилищным фондом организаций разной формы
собственности возможно при формировании
муниципального заказа, размещаемого
на конкурсной основе.
Необходимо проведение конкурсов
на выполнение специализированных работ:
обслуживание лифтового хозяйства, вывоз
мусора, установка и обслуживание счетчиков
тепла, воды и других приборов учета на
уровне жилого дома, проведение капитального
ремонта. Организаторами конкурсов могут
выступать управляющие организации на
основании положения, закрепленного в
договоре на управление, заключаемом с
органом местного самоуправления.
Необходимо создание центров
для проведения расчетов по платежам населения,
которые будут собирать всю информацию
по платежам, осуществляемым потребителями
услуг предприятий жилищно-коммунального
комплекса.
Процесс реформирования жилищно-коммунального
хозяйства в сельской местности несколько
отличается от городского варианта.
Объекты жилищно-коммунального
хозяйства в сельских населенных пунктах
передавались в муниципальную собственность,
как правило, в ненадлежащем техническом
состоянии, так как за годы реформ на селе
капитальный ремонт зачастую не проводился.
В муниципальную собственность объекты
жилищно-коммунального хозяйства в большинстве
случаев были переданы с большим техническим
износом, без материально-технического
обеспечения и финансовых средств.
Учитывая специфику села, организация
эксплуатации объектов жилищно-коммунального
хозяйства в сельском поселении может
осуществляться по трем направлениям:
- создание производственных
участков многоотраслевых предприятий
(филиалы, представительства) по содержанию
и технической эксплуатации объектов
ЖКХ и социальной сферы. Учитывая малый
объем коммунальных услуг в обязанности
участков можно включить техническое
оборудование объектов коммунального
назначения и оказание услуг бюджетной
сферы, а также оказание ритуальных услуг
и проведение работ по благоустройству
поселка;
- привлечение по договорам
технического обслуживания объектов жилищно-коммунального
хозяйства и бюджетной сферы организаций
любых форм собственности, а также участие
предпринимателей без образования юридического
лица для выполнения отдельных видов работ.
Для эффективной работы данного
направления необходимо:
- проведение разъяснительной
работы среди населения с целью добровольного
объединения граждан в некоммерческие
товарищества;
- решение вопросов, связанных
с дополнительным целевым финансированием
за счет бюджетных средств;
- обеспечение надлежащего контроля
со стороны муниципалитета и других контролирующих
органов за качественным предоставлением
услуг населению;
- предоставление льготного
налогообложения.
Структура управления жилищно-коммунальным
хозяйством сельских населенных пунктов
должна организовываться при наличии
четкого взаимодействия с органами местного
самоуправления (сельскими администрациями).
При решении указанных проблем
особое внимание следует уделить:
- проведению органами местного
самоуправления необходимых преобразований
в сфере управления, финансирования и
ценообразования, направленных на обеспечение
более эффективного функционирования
коммунального хозяйства;
- формированию структур
(управляющие организации, товарищества
собственников жилья и др.), представляющих
интересы всех собственников жилья и защищающих
права потребителей жилищно-коммунальных
услуг;
- совершенствованию договорных
отношений на всех этапах производства
и предоставления жилищно-коммунальных
услуг;
- завершению процесса передачи
в муниципальную собственность ведомственных
объектов коммунального хозяйства.
Таким образом, в основу системы
управления коммунальным хозяйством должны
быть положены рациональное разделение
функций и организация взаимоотношений
между собственником инженерной инфраструктуры,
управляющей организацией, подрядными
организациями различных форм собственности,
осуществляющими обслуживание объектов
инженерной инфраструктуры, и органом,
уполномоченным осуществлять государственный
контроль за предоставлением населению
жилищно-коммунальных услуг необходимого
качества, за использованием и сохранностью
жилищного фонда независимо от его принадлежности.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства
должна создавать условия к развитию конкуренции
в двух направлениях: