1) в сфере управления
недвижимостью - за получение заказа
от собственника на управление
жилищным фондом;
2) между подрядными организациями
- за получение заказа на предоставление
жилищно-коммунальных услуг от
управляющей организации.
Основой для развития конкуренции
послужит формирование объединений собственников
жилья.
Создание товариществ собственников
жилья (далее - ТСЖ) в границах единого
комплекса недвижимого имущества (кондоминиума)
является на сегодняшний день одним из
эффективных способов защиты прав собственников
жилья и организации управления многоквартирным
жилым домом с разными собственниками
отдельных помещений.
Для активизации процесса создания
ТСЖ и их успешного развития необходимо
решение следующих вопросов:
- упрощение процедуры оформления
кондоминиума и товариществ собственников
жилья;
- оформление договоров ТСЖ
с органами местного самоуправления на
предоставление субсидий, дотаций и льгот;
- создание механизма передачи
прав гражданам распоряжаться предназначенными
для них бюджетными средствами;
- формирование в муниципальных
образованиях методических центров для
оказания соответствующей помощи гражданам
в организации и функционировании ТСЖ;
- поддержка деятельности
областной ассоциации ТСЖ.
На развитие конкуренции в сфере
управления жилищным фондом может оказать
существенное влияние установка приборов
учета в жилых домах и возможность рассматривать
альтернативные варианты по затратам
на содержание, текущий и капитальный
ремонт и обслуживание жилищного фонда.
Акционирование, концессия
развитие конкуренции будет и привлечение
частных инвестиций в предприятия городской
инженерной инфраструктуры муниципальных
образований, в том числе путем поэтапного
преобразования муниципальных унитарных
жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих,
специализированных и управляющих жилищных
предприятий в открытые акционерные общества.
Это позволит обеспечить равные юридические
права для всех участников рынка.
Учитывая целесообразность
сохранения объектов сетевой коммунальной
инфраструктуры в муниципальной собственности,
одновременно необходимо использовать
концессионные механизмы управления.
Посредством заключения концессионных
соглашений возможно предоставление хозяйствующему
субъекту (управляющей компании, частному
инвестору) исключительных прав на пользование,
эксплуатацию и управление государственной
или муниципальной собственностью. Реализация
данного механизма позволит более эффективно
использовать имущество, находящееся
в муниципальной собственности, предотвращая
его отчуждение в результате приватизации.
Переход на использование новых
форм хозяйственных отношений будет способствовать
снижению рисков деятельности управляющих
компаний и повысит гибкость органов местного
самоуправления в отношениях с концессионерами,
создаст предпосылки для сбалансированности
интересов сторон.
В настоящее время в отсутствие
законодательства о концессиях наиболее
жизнеспособной формой партнерства государства
и частного бизнеса в сфере ЖКХ является
аренда. На переходном этапе договор аренды,
как способ взаимодействия с потенциальными
инвесторами, позволяет с наибольшей полнотой
учесть те преимущества, которые могла
бы дать система концессионных соглашений
государства и частного сектора.
В связи с этим, в настоящее
время особое значение приобретает вопрос
сотрудничества органов местного самоуправления
с органами территориального общественного
самоуправления, как в части социальной
защиты малообеспеченных слоев населения,
так и в части усиления контроля за исполнением
на территории муниципального образования
действующего законодательства по вопросам
организации и проведения жилищно-коммунальной
реформы, контроля качества жилищно-коммунального
обслуживания и социальной защиты населения.
В муниципальных образованиях
области целесообразно также ввести в
практику широкое привлечение общественности
к обеспечению всех видов эффективного
содержания жилищного фонда (старшие по
дому и подъезду, домовые комитеты, другие
общественные объединения) и социальной
защиты малообеспеченных слоев населения,
а также создание института общественных
жилищных инспекторов.
Одновременно с этим помощь
органов территориального общественного
самоуправления необходима при проведении
информационно-разъяснительной работы
среди населения области по основным проблемам
и вопросам проведения жилищно-коммунальной
реформы:
1) о порядке и условиях
перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных
услуг населением Ростовской
области;
2) о стандартах социальной
нормы площади жилья, нормативах
потребления жилищно-коммунальных
услуг, максимально допустимой доле
собственных расходов граждан
на оплату жилья и коммунальных
услуг в совокупном семейном
доходе, других социальных гарантиях
и льготах для населения области;
3) о необходимости учета
потребления населением коммунальных
услуг на уровне жилого дома,
индивидуального (поквартирного) учета
и регулирования потребляемых
энергоресурсов;
3.Рекорукция,модернизация
и развития, жилищно-коммунального
комплекса, организация энергоресурсосбережения
и привлечение инвестиций
Приоритетными направлениями
на первом этапе реформирования жилищно-коммунального
комплекса являются восстановление жилищного
фонда и объектов инженерной инфраструктуры
и переход к работе в эксплуатационном
режиме, что требует проведения неотложных
ремонтных и восстановительных работ.
С целью повышения устойчивости
и надежности функционирования жилищно-коммунальных
систем жизнеобеспечения населения с
одновременным снижением нерациональных
затрат предлагается:
- использовать при реконструкции,
ремонте и эксплуатации жилых и общественных
зданий и сооружений высококачественные,
равные по долговечности строительные
материалы и конструкции и элементы инженерных
систем (долговечные кровельные материалы,
пластиковые трубы, фасадные отделочные
материалы, и др.), ограничить (запретить)
применение недолговечных, морально и
технологически устаревших материалов
и технологий, что позволит в дальнейшем
значительно снизить затраты при эксплуатации
зданий;
- повысить энергоэффективность
реконструируемых зданий в комплексе
с другими ресурсосберегающими мероприятиями.
Продолжение реконструкции и ремонта
по устаревшим технологиям из-за высоких
тепло потерь в ходе эксплуатации приводит
к существенным затратам на вынужденные
дотации для компенсации удорожания стоимости
топлива и созданию дополнительных мощностей
по производству тепловой энергии;
- использовать автономные системы
отопления. При проектировании нового
строительства и реконструкции существующего
жилищного фонда рассматривать возможности
использования автономных систем теплоснабжения;
- использовать при модернизации
котельных высокоэффективное теплоэнергетическое
оборудование (котлы с КПД 92% и более, насосы
с частотно-регулируемыми электроприводами,
пластинчатые теплообменники). Запретить
внедрение котлов с КПД менее 92% и кожуховых
теплообменников;
- при строительстве и реконструкции
сетей использовать в тех случаях, где
это возможно и экономически целесообразно,
санацию трубопроводов, а также применение
труб из полимерных материалов;
- применять для теплоизоляции
трубопроводов тепловых сетей новые материалы
(пенополиуритановое покрытие);
- осуществлять внедрение новых
перспективных и энерго- ресурсосберегающих
технологий.
Реконструкцию, модернизацию
и развитие жилищно-коммунального комплекса
Ростовской области предполагается осуществить
за счет комплексного использования средств
областного и местных бюджетов, предприятий
жилищно-коммунального хозяйства, населения
и инвестиций.
Мероприятия по развитию (увеличение
мощности и техническое перевооружение)
систем жизнеобеспечения с использованием
современных технологий и оборудования
должны финансироваться с привлечением
всех возможных источников, причем на
втором этапе осуществления программы
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства наибольшее значение будут
иметь внебюджетные источники средств
и инвестиции.
Возможность привлечения в
жилищно-коммунальное хозяйство долгосрочных
инвестиционных ресурсов будет определяться
в значительной степени тем огромным потенциалом
энергоресурсосбережения, которым обладает
сегодня жилищно-коммунальный комплекс.
На территории области необходимо
разработать программу энергосбережения,
в результате осуществления мероприятий
которой предполагается:
1)повысить эффективность
использования энергетических ресурсов;
2)снизить финансовую нагрузку
на бюджет за счет уменьшения
объемов потребления топлива, электрической
и тепловой энергии и сокращения
платежей бюджетных учреждений,
населения и предприятий жилищно-коммунального
хозяйства за энергоресурсы;
3)улучшить финансово-экономическое
состояние предприятий жилищно-коммунального
комплекса, что будет способствовать
дополнительному пополнению бюджета
за счет налоговых поступлений;
4)создать условия для
повсеместного внедрения систем
учета и регулирования потребления
тепловой энергии, горячей, холодной
воды и природного газа;
5)разработать эффективные
финансово-экономические механизмы
производства, транспортировки и
потребления энергетических ресурсов;
6)одновременно, по мере
установки приборов учета и
регулирования на уровне жилого
дома и индивидуальных приборов
учета и регулирования потребления
основных коммунальных услуг
обеспечить условия для последующего
перехода от оплаты по нормативам
потребления к оплате на основе
показаний приборов учета;
7)разработать с учетом
результатов энергетических обследований
схемы комплексного теплоэнергоснабжения
ряда муниципальных образований
с целью получения достоверной
информации о реальном состоянии
и оценки возможных вариантов
развития систем их энергоснабжения
на ближайшую и долгосрочную
перспективу;
8)продолжить создание
системы сбора и анализа информации
о потреблении топливно-энергетических
ресурсов в населенных пунктах
области;
9)обеспечить разработку
и государственную поддержку
осуществления пилотных проектов
по применению энергоэффективных
технологий, реализация которых
необходима для накопления, обобщения
и дальнейшего распространения
положительного опыта и отработки
нормативно-правовых основ энергосбережения;
10)разработка генеральных
схем теплоснабжения и программ по модернизации
на долгосрочную перспективу.
Для реализации имеющегося
потенциала также необходимы разработка
и реализация муниципальных программ
по энергосбережению в жилищно-коммунальной
сфере с обязательным включением мероприятий
по организации водно-химического режима
систем энергоснабжения, утеплению домов,
одновременному введению систем учета
расходов энергоресурсов с организацией
регулирования их расходов, созданию систем
поквартирного отопления, переходу на
закрытые схемы теплоснабжения, тепловизорное
обследование жилого сектора и повышение
теплозащитных свойств ограждающих конструкций
с использованием современных теплоизоляционных
материалов.
Экономическая привлекательность
энергоресурсосберегающих проектов состоит
в том, что в качестве источника погашения
заемных средств, взятых на реализацию
проекта, могут использоваться средства,
сэкономленные в результате внедрения
энергоресурсосберегающих технологий.
Повышение энергоэффективности
будет способствовать привлечению инвестиций
в сферу жилищно-коммунального хозяйства5.
2.2 Основные цели
и задачи реформирования жилищно-коммунального
хозяйства.
Основные цели реформирования жилищно-коммунального
хозяйства - повышение эффективности,
устойчивости и надежности функционирования
жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения
населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный
комплекс, улучшение качества услуг с
одновременным снижением нерациональных
затрат, адресная социальная защита малообеспеченных
слоев населения.
Для достижения этих целей необходимо
решение следующих задач:
1) финансовое оздоровление жилищно-коммунальных
предприятий путем реструктуризации
их задолженности или введения
процедуры банкротства, а также
постепенного доведения тарифов
на жилищно-коммунальные услуги
до экономически обоснованного
уровня, ликвидации перекрестного
субсидирования тарифов, перехода
от дотирования жилищно-коммунальных
предприятий к субсидированию
малообеспеченных семей; в ходе
процедуры банкротства возможны
различные варианты решения проблемы
восстановления платежеспособности
предприятия, в том числе создание
новых акционерных обществ, не
обремененных долгами;
2) снижение издержек и повышение качества
жилищно-коммунальных услуг;
3) обеспечение государственной и муниципальной
финансовой поддержки процесса модернизации
жилищно-коммунального комплекса на основе
современных технологий и материалов
путем предоставления бюджетных средств
и привлечения заемных средств;
4) внедрение системного мониторинга
за техническим состоянием жилищного
фонда и объектов инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса, внедрение систем учета
и регулирование потребления
ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне
жилого дома.
5) формирование инвестиционной
привлекательности отрасли путем
развития конкуренции в сфере
предоставления услуг населению
и привлечение частного бизнеса.