Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 23:42, дипломная работа
Законодательство и банковское право регулируют денежный оборот, определяя права и обязанности субъектов расчетных отношений. Основные принципы организации заключаются в том, что все предприятия, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства (как собственные, так и заемные) на счетах в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определенный срок, устанавливаемый банком по согласованию с предприятием.
Введение
Глава 1.Теоретические и правовые основы безналичных расчетов
1.1 Сущность и принципы безналичных расчетов
1.2 Виды безналичных расчетов в современных условиях
1.3 Нормативно – правовое обеспечение безналичных расчетов
Глава 2. Анализ проведения безналичных расчетов в ОАО «Сбербанк России»
2.1 Анализ экономических и финансовых показателей деятельности ОАО «Сбербанк России»
2.2 Расчетно-кассовое обслуживание в ОАО «Сбербанк России»
2.3 Анализ современных банковских технологий в расчетно-кассовом обслуживании в ОАО «Сбербанк России»
2.4 Анализ безналичных расчетов с использованием Сбербанк – Клиент
Глава 3 Основные направления совершенствования безналичных расчетов в ОАО «Сбербанк России»
3.1 Пути развития электронной системы обработки информации
3.2 Совершенствование системы безналичных расчетов на основе банковских карт
3.2.1Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов
3.2.1 Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)
3.2.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе
3.2.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей
3.3 Совершенствование системы клиринговых расчетов
Заключение
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы
2. Расширение традиционно
3. Различные виды цифрово
В зависимости от условий расчета владельца карт-счета с банком-эмитентом различают: кредитные, дебитные и предоплаченные платежные карточки.
Кредитные карточки функционируют по принципу «покупать сегодня - оплачивать потом» («buy now - pay later»). Кредитная карточка предполагает нулевой исходный остаток на карточном счете клиента. Все операции с карточкой оплачивает банк, а держатель карточки обязан впоследствии погасить свой долг банку.
Дебитные функционируют по принципу «покупать сегодня - оплачивать сегодня» («buy now - pay now»). Они отличаются от кредитных тем, что на счете клиента обязательно должна находиться сумма, достаточная для совершения покупки, получения наличных денег и т.д.
Предоплаченные карточки функционируют по принципу «покупать сегодня - оплачивать заранее» («buy now - pay before»). Это так называемые «электронные кошельки». Для расчета по карточке требуется наличие необходимых средств на самой карточке (чип-карты).
3.2.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей
Проблемы совершенствования можно сгруппировать по определенным признакам: психологические, кадровые, юридические, финансовые. Рассмотрим каждую из них более детально.
Психологические
проблемы: Рядовому потребителю
чисто психологически
приятнее иметь туго набитый бумажник,
а не пластиковую карточку.
Собственно, в среде банкиров
встречаются две крайние точки
зрения. Те, кому свойственна
первая из них, считают: "Интернет - это
опасно, и нам он не
нужен". Позиция вторых
противополо
Сложнее обстоит дело с обществом в целом. Активная аудитория Сети пока невелика: порядка 800 тыс. - 1 млн. человек (по данным агентства Monitoring.Ru), и почти все представляют несколько крупных городов. Большинство либо пребывает пока в стадии первого заблуждения, либо вообще не думает об Интернете. Конечно, ситуация постепенно меняется (тут и освещение в СМИ, и опыт друзей и знакомых), но все-таки слишком медленно, на что есть множество причин, в том числе и экономических. Тем не менее тот факт, что пользуются банковской системой и работают в Интернете люди наиболее социально активные, вселяет надежду, что их количества будет достаточно хотя бы поначалу, на первых этапах развертывания систем Интернет-банкинга. Что касается психологических трудностей, то к ним следует причислить страх потерять в Сети свои деньги. Интернет-банкингу совсем не идут на пользу многочисленные публикации о массовых взломах и кражах из компьютерных систем.
Кадровые проблемы: Качество и оперативность
решения любой задачи напрямую
зависят от квалификации специалистов,
которые за нее берутся. Для
разработки и сопровождения
систем Интернет-банкинга сегодня
жизненно необходимы
программисты (причем работающие
не только в области
Интернет-технологий), системные
администраторы, Веб-дизайнеры,
Веб-программисты, эксперты по
компьютерной и коммуникационной
защите, экономисты, маркетологи,
юристы. Все они должны хорошо
представлять себе мир Интернета, что
сейчас далеко не всегда достижимо.
То же самое относится
к профессионалам сетевой
безопасности. По мере
проникновения Сети в повседневную
жизнь постепенно появятся
смежные профессии, необходимые
для деятельности в сфере Интернет-банкинга. Юридические проблемы:
К числу проблем, сдерживающих развитие
Интернет-банкинга, относится
также отсутствие четко сформулированного
Финансовые проблемы: О том, что новые технологии являют собой активных потребителей финансовых ресурсов, знают все, но вот масштабы потребления представляет себе не каждый. По признаниям пионеров Интернет-банкинга - достаточно раскрученные платежные комплексы станут окупаемыми только через 2-3 года при сохранении динамики роста количества клиентов и увеличения оборота средств.
Если рубеж рентабельности платежных систем пока не пройден, то с продуктами класса "Интернет-Клиент" дело обстоит иначе - они изначально не задумывались как средства прямого повышения прибыли. Их задача - обеспечить качественное обслуживание клиентов. Оценить интегральную отдачу от "Интернет-Клиента" довольно сложно, так как основная ее часть - косвенная выгода. В любом случае тот, кто внедряет систему Интернет-обслуживания, должен быть готов к серьезным затратам, а кроме того, ему следует по возможности точно оценить конечный выигрыш. Чрезвычайно важно здесь избежать ошибочной попытки достичь рентабельности проекта в короткие сроки - за счет увеличения стоимости обслуживания клиентов.
Интернет не выносит дорогих решений - он рассчитан на массовость и дешевизну сервиса. А вот стоимость самой системы Интернет-банкинга может быть весьма высокой.
Есть еще один важный финансовый аспект Интернет-банкинга - от участника системы электронных расчетов, как правило, требуется резервировать некоторую денежную сумму. Так, в случае межбанковских расчетов зарезервированные средства - это остатки на корреспондентских счетах (размеры остатков могут регламентироваться), для клиентов банка - это лимиты остатков на счетах и т. д. Другими словами, ради удобства онлайновых расчетов часть средств приходится исключать из активного обращения.
К финансовым относится и проблема рентабельности и стоимости микроплатежей. Известно, что через Интернет удобно делать небольшие покупки. Сумма микроплатежей по сложившейся ныне традиции не превышают 1 долл. Умение осуществлять подобные транзакции при невысокой процентной (а не высокой фиксированной) ставке представляется важным достоинством системы с позиции клиентов, но для ее владельцев это означает головную боль с точки зрения рентабельности.
3.3 Совершенствование системы клиринговых расчетов
Клиринг — это зачет взаимных
требований и обязательств.
Расчеты — это
процесс выполнения обязательств,
определенных в ходе биржевого
клиринга, конечным результатом
которого обычно
является передача объекта биржевой
сделки от продавца к покупателю,
а также денежный расчет покупателя
с продавцом согласно
условиям контракта. Необходимость
клиринга и расчетов вытекает из
современной организации
рыночной торговли.
Рыночная операция
включает три составные части: заключение
сделки между продавцом и
покупателем; вычисления по
сделке; исполнение договора
путем взаимообразной
передачи товара и денежных средств.
Связующим звеном между продавцами
и покупателями биржевых товаров
обычно являются биржевые
посредники, которые
также, выступай в роли то
продавцов, то покупателей,
разделены во времени и пространстве.
Таким образом,
происходит обособление
всех частей биржевой рыночной
сделки:
— заключение договора
осуществляется не между первоначальным
продавцом и конечным
покупателем, а между клиентами
и биржевыми посредниками;
— все вычисления по
сделке, выявление обязательств
сторон, задействованных
в ней, организуются в процессе
клиринга;
— исполнение
сделки проводится в процессе,
который называется «расчеты».
Функционирование
как единого целого
системы клиринга и расчетов способствует
снижению операционных рисков,
возникающих в процессе взаимодействия
отдельных разрозненных
инфраструктурных элементов.
Существующая система
клиринга и расчетов достаточно
надежна, поскольку в ее основе
лежит полное обеспечение.
Однако
существует ряд недостатков.
Первым шагом на пути oт
полного к частичному
обеспечению должно
стать введение централизованного
клиринга, что, кроме прочего,
позволит осуществлять
неттинг на цивилизованных основах.
Стороной по
итоговым нетто-требованиям
и нетто-обязательствам будет
центральный контрагент, полное обеспечение
обязательств, которого контролируется
клиринговой организацией.
Внедрение централизованного
клиринга на российском рынке ценных бумаг
позволит решить проблему перехода от
100 %-ного предварительного депонирования
средств и ценных бумаг к частичному обеспечению,
сохранив при этом преимущества многостороннего
неттинга. Централизованный клиринг также
обеспечит наличие в процессе многостороннего
неттинга принципала, который станет для
участников клиринга стороной по итоговым
нетто-требованиям и обязательствам.
Созданные системы
управления рисками являются во всем мире
основой устойчивости систем клиринга
и расчетов, подтверждая, что преимущества
Централизованного клиринга могут успешно
сочетаться с обеспечением надежности.
Международный опыт
свидетельствует о том, что центральная
организация подобного рода— ключевое
звено инфраструктуры рынка ценных бумаг.
Центральный депозитарий — организация,
оказывающая услуги по хранению ценных
бумаг,— позволяет осуществлять транзакции
с ценными бумагами без физического перемещения
сертификатов акций посредством записей
по счетам. В дополнение к депозитарным
услугам Центральный депозитарий . может
осуществлять функции клиринга и расчетов.
Преимущество консолидации
функций в рамках Центрального депозитария: