Особенности системы налогообложения для предприятий малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

Бурное развитие малых и средних предприятий в нашей экономике связано с тем, что они не только способны гибко приспосабливаться к рынку, активно формировать рыночную среду, а еще имеют и определенные экономические преимущества. Они могут более быстро обновлять производство, реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствуют расширению занятости населения.
В Послании Президента Казахстана народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана» в качестве главных приоритетов нового этапа всесторонней модернизации Казахстана определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 102.84 Кб (Скачать файл)

Однако количество малых предприятий  постоянно растет, так в республике только за второй квартал 2004 года было зарегистрировано 135 тысяч субъектов  малого бизнеса. Обращаясь к сферам деятельности малых предприятий, можно отметить, что большинство из них (39%) специализируются на торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования. Значительно меньшее количество малых предприятий занимается промышленной деятельностью, но и здесь наблюдается увеличение их числа: если во втором квартале 2003 года действовало 7,9 тысяч промышленных малых предприятий, то во втором квартале 2004 года их количество увеличилось до 8,1 тысячи.

В результате финансово-хозяйственной  деятельности во втором квартале 2004 года субъектами малого бизнеса получен  доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в сумме 757,6 млрд. тенге, что в 1,4 раза больше, чем в 2003 году. При этом более половины общей  суммы дохода обеспечили предприятия  торговой сферы. Если анализировать доход, полученный от реализации продукции мадых предприятий, по регионам, то ведущую роль играет Алматы (44 % от общей суммы дохода) и Астана (13,7 %), за ними следует Карагандинская область (5,7 %).

По  данным Агентства по статистике Республики Казахстан на 1 января 2005 года было зарегистрировано 145 087 предприятий малого бизнеса (юридических  лиц) из них действующие составили 103 291 или 71,2%. В 2000 году доля действующих предприятий составляла 80,5%. (зарегистрировано 76 743, действующих 63422). При росте количества зарегистрированных предприятий за 2000-2005 годы на 68 344 или 89%, количество действующих субъектов увеличилось на 39 869 или 62%.

При этом, если рост зарегистрированных предприятий малого бизнеса в 2000 году составлял 14,7%, то в 2004 году рост составил только 10,9%.

Чрезмерная зарегулированность деятельности субъектов малого предпринимательства в форме юридических лиц приводит к прекращению их деятельности. Из всего количества зарегистрированных предприятий малого бизнеса только 38% являются активно действующими, т.е. осуществляющими экономическую деятельность.

Динамика  развития малого и среднего бизнеса  представлена в таблице 3.

 

Таблица 3

Динамика  развития малого и среднего бизнеса  в Казахстане

Показатели

2007

2008

2009

20010

2011

01.01.

2012

Зарегистрированные

76 743

193 165

221 262

254 794

280 136

321 197

Юридические лица

76743

87995

102182

116 924

130 779

145 087

Крестьянские (фермерские хозяйства)

 

105 170

119 080

137 870

149 357

176 110

Действующие

63422

143432

170458

196653

216387

252 183

Юридические лица

63422

67059

77398

87173

93 494

103 291

Активные (юр.лица)

30 172

33 778

39 590

42 516

46 194

51 339


 

Дальнейшая  стабилизация социально-экономического положения в стране оказала положительное влияние на развитие малого и среднего бизнеса.

По  данным Агентства Республики Казахстан по статистике, на 1 января 2012 года в республике зарегистрировано 208,4 тыс. юридических лиц, из них малые предприятия составляют 195,7 тыс., средние - 10,67 тыс. предприятий. При этом субъекты малого предпринимательства составляют 93,9% от общего количества.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий  практически не меняется в последние  годы. Из общего количества активных юридических  лиц - субъектов малого предпринимательства  доминирующее положение занимают сферы  торговли, ремонта автомобилей и изделий домашнего пользования - 40,5% от общего количества активных в сфере малого предпринимательства с суммарной численностью занятых 163,6 тыс. человек (31% от общей численности занятых в малом предпринимательстве).

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую  гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Развитие  малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию  разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства — мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие  малого и среднего бизнеса несет  в себе множество важных преимуществ:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);
  • снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений;
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого и среднего бизнеса  для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

3. Упрощенная система налогообложения  субъектов малого и среднего  бизнеса

Для современной экономики Казахстана малый и средний бизнес являются приоритетными сферами. Поэтому создание эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих субъектов является первоочередной финансовой задачей.

Согласно  Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

1) общеустановленный порядок;

2) специальный налоговый режим  на основе разового талона;

3) специальный налоговый режим  на основе патента;

4) специальный налоговый режим  на основе упрощенной декларации.

Субъекты  малого и среднего бизнеса, осуществляющие расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке, в силу исполнения налоговых обязательств, обязаны определять объекты налогообложения и объекты, связанные с ним, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет от определенной за налоговый период налогооблагаемой базы по установленным налоговым ставкам, составлять налоговую отчетность и предоставлять ее в налоговые органы.

Виды  налогов и других обязательных платежей в бюджет Республики Казахстан представлены на схеме. (приложение 1)

Налоговое обязательство по уплате налогов  и других обязательных платежей в  бюджет исполняется в тенге, за исключением  случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование предусмотрена  натуральная форма уплаты или  уплата в иностранной валюте.

Методологической  базой формирования специальных  налоговых режимов выступает  концепция (частная теория) единого  налога, а сама идея единого налога возникла как попытка реализации таких важнейших принципов налогообложения, как справедливости, эффективности, нейтральности и простоты. Несмотря на дискуссионность вопроса о  количестве и составе принципов  налогообложения, названные выше основополагающие требования в той или иной степени теоретически и практически вмонтированы в концепцию единого налога.

В основе специальных налоговых режимов  всех типов для определенных категорий  налогоплательщиков лежат принципы максимально возможного упрощения налогообложения, сокращения количества налогов, установленных действующим налоговым законодательством (в соответствии с общим налоговым режимом), и замены большей части налоговых платежей совокупным платежом (единым налогом) в той или иной форме, например, единый налог на совокупный доход для малого бизнеса, единый сельскохозяйственный налог и т.п. При этом налогоплательщики, перешедшие на специальный налоговый режим, могут не освобождаться от уплаты отдельных общеустановленных налогов: взносов в накопительные пенсионные фонды, акцизов, таможенных пошлин и т.п. Однако общий подход - объединение множества налогов в единый налог, как наиболее характерный признак специальной системы налогообложения, в любом случае сохраняет свое значение.

Специальные налоговые режимы в Республике Казахстан предусматриваются в отношении:

  1. субъектов малого бизнеса;
  2. крестьянских (фермерских) хозяйств;
  3. юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции;
  4. отдельных видов предпринимательской деятельности.

Установление  для субъектов малого бизнеса  благоприятных режимов налогообложения было обусловлено стремлением максимально вывести их из теневой экономики посредством упрощения механизмов налогообложения и снижения налоговой нагрузки для этой группы налогоплательщиков.

Налоговый кодекс Республики Казахстан предусматривает  несколько видов специального налогового режима (на основе разового талона, патента  или упрощенной декларации), которые применяются в зависимости от величины получаемых доходов и организационно-правовой формы субъекта малого бизнеса.

Специальный налоговый режим устанавливает  для субъектов малого бизнеса  упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. При этом на субъектов малого бизнеса не распространяется порядок исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности вышеперечисленных налогов, установленный статьями 77-140, 315-322, а также 141-174, за исключением статей 146-162 Налогового Кодекса. Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, не указанным в настоящем пункте, производятся в общеустановленном порядке. Упрощенный порядок исчисления налогов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, производится путем применения к объекту налогообложения ставки, установленной статьями 375, 377 Кодекса. Объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового талона. Не являются объектом налогообложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты в соответствии со статьей 163 Кодекса, за исключением дохода, полученного от сдачи в аренду имущества. В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности. Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается.

Специальный налоговый режим не вправе применять:

  1. юридические лица, имеющие филиалы, представительства;
  2. филиалы, представительства;
  3. дочерние организации юридических лиц и зависимые акционерные общества;
  4. налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения в разных населенных пунктах.

Специальный налоговый режим не распространяется на следующие виды деятельности:

  1. производство подакцизной продукции;
  2. консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги;
  3. реализация нефтепродуктов;
  4. сбор и прием стеклопосуды;
  5. недропользование;
  6. лицензируемые, за исключением:
    • медицинской, врачебной; деятельности в области ветеринарии;
    • производства, ремонта и строительных работ по газификации жилых коммунально-бытовых объектов;
    • проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств охранной, пожарной сигнализации и противопожарной автоматики;
    • производства противопожарной техники, оборудования и средств противопожарной защиты;
    • монтажа, ремонта и обслуживания пассажирских лифтов;
    • международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
    • изготовления и реализации лечебных препаратов;
    • проектно-изыскательских, экспертных, строительно-монтажных работ, работ по производству строительных материалов, изделий и конструкций;
    • розничной реализации алкогольной продукции;
    • производства и предоставления услуг в области почтовой связи и телекоммуникаций, услуг по трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ, проектирования, строительства, эксплуатации общереспубликанских магистральных, международных линий связи и использования радиочастотного спектра;
    • перевозки пассажиров и грузов речным транспортом;
    • производства землеустроительных, топографо-геодезических и картографических работ;
    • производства и ремонта средств измерений;
    • археологических и реставрационных работ памятников истории и культуры;
    • деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения: установки, монтажа, ремонта, эксплуатации технических средств регулирования дорожным движением;
    • поисково-спасательных, горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных работ;
    • деятельности по применению пестицидов (ядохимикатов);
    • образовательной деятельности юридических лиц, дающих начальное общее, основное общее или среднее общее образование; начальное профессиональное образование, в том числе по профессиям; среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование, в том числе по специальностям, а также деятельности дошкольных и внешкольных организаций;
    • осуществления охранной деятельности физическими и юридическими лицами;
    • производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии;
    • проектирования и эксплуатации промышленных взрыво-, пожароопасных и горных производств, электрических станций, электрических сетей и подстанций, гидротехнических сооружений, магистральных газо-, нефтепродуктопроводов, подъемных сооружений, а также котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;
    • проектирования, изготовления, монтажа и ремонта химического, бурового, нефтегазопромыслового, геолого-разведочного, горно-шахтного, металлургического, энергетического оборудования, взрывозащищенного электротехнического оборудования, аппаратуры и систем контроля, противоаварийной защиты и сигнализации, подъемных сооружений, а также котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;
    • приемки, взвешивания, сушки, очистки, хранения и отгрузки зерна;
    • изготовления и ремонта железнодорожного подвижного состава; изготовления и ремонта специальных контейнеров, применяемых для перевозки опасных грузов;
    • осуществления розничной торговли и предоставления услуг за наличную иностранную валюту;
    • всех видов деятельности по технической защите государственных секретов Республики Казахстан, включая разработку, изготовление, монтаж, наладку, использование, хранение, ремонт и сервисное обслуживание технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации;
    • природоохранного проектирования, нормирования и работ в области экологической экспертизы.

Информация о работе Особенности системы налогообложения для предприятий малого и среднего бизнеса