Особенности системы налогообложения для предприятий малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

Бурное развитие малых и средних предприятий в нашей экономике связано с тем, что они не только способны гибко приспосабливаться к рынку, активно формировать рыночную среду, а еще имеют и определенные экономические преимущества. Они могут более быстро обновлять производство, реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствуют расширению занятости населения.
В Послании Президента Казахстана народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана» в качестве главных приоритетов нового этапа всесторонней модернизации Казахстана определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 102.84 Кб (Скачать файл)

Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические  лица-производители сельскохозяйственной продукции по деятельности, не предусмотренной  статьями 378 и 385 Кодекса, могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса. Расчеты с бюджетом по реализации на рынках (за исключением реализации в киосках, стационарных помещениях (стационарных типовых отделах) на территории рынков по договорам аренды) производятся только по специальному налоговому режиму для субъектов малого бизнеса на основе разового талона в порядке, установленном статьей 373 Кодекса, кроме лиц, определенных пунктом 1 статьи 392 Кодекса. При этом на лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом по реализации на рынках, не распространяются положения статей 370, 371 и 379 Кодекса. Лица, определенные в пункте 1 статьи 392, осуществляют расчеты с бюджетом исключительно в специальном налоговом режиме для отдельных видов предпринимательской деятельности, предусмотренном статьями 391-397 Кодекса.

При переходе на общеустановленный порядок  исчисления и уплаты налогов последующий переход на специальный налоговый режим возможен только по истечении двух лет применения общеустановленного порядка.

Специальный налоговый режим на основе разового талона. Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер, а также лица, определенные пунктом 2 статьи 369 Налогового Кодекса. Под предпринимательской деятельностью, носящей эпизодический характер, понимается деятельность, осуществляемая в общей сложности не более девяноста дней в календарном году, за исключением деятельности, осуществляемой на основе договоров, заключаемых с налоговыми агентами. Перечень видов деятельности, форма и порядок выдачи разовых талонов устанавливаются уполномоченным государственным органом. Стоимость разовых талонов устанавливается решением местных представительных органов на основе среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью. Физические лица, осуществляющие деятельность эпизодического характера на основе разового талона без применения наемного труда, не являются плательщиками социального налога и освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Специальный налоговый режим на основе патента. Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. не использующие труд наемных работников;
  2. осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;
  3. доход за год не превышает 2,0 млн. тенге.

В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, налогоплательщик на основании заявления переходит на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов. Указанное заявление подается в момент возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента. Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца в пределах одного календарного года.

Для получения патента индивидуальный предприниматель представляет в  налоговый орган по месту осуществления  предпринимательской деятельности заявление с указанием вида деятельности по форме, установленной уполномоченным государственным органом, и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Для получения очередного патента заявление  на получение патента представляется до истечения срока действия предыдущего  патента. В случае осуществления  индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей лицензированию, он обязан предъявить лицензию на право осуществления такой деятельности. При этом патент выдается на срок, не превышающей срок действия лицензии. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности по автомобильным перевозкам пассажиров и багажа он обязан указать в заявлении на получение патента вид перевозок (регулярные или нерегулярные перевозки). Контроль за соответствием вида автомобильных перевозок условиям, установленным законодательным актом Республики Казахстан, осуществляет уполномоченный орган в сфере автомобильного транспорта. Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности заявления на получение патента считается его согласием исчислять и уплачивать налоги в общеустановленном порядке, за исключением случая подачи заявления о временном приостановлении предпринимательской деятельности. Выдача патента производится налоговыми органами в течение одного дня после подачи заявления и предъявления документов, подтверждающих уплату в бюджет стоимости патента, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования. Патент недействителен без предъявления Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим на основе патента, расчеты по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования и обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды в налоговые органы не представляет. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3 процентов к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет в виде:

  1. индивидуального подоходного налога - в размере 1/2 части стоимости патента;
  2. социального налога - в размере 1/2 части стоимости патента за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При прекращении предпринимательской  деятельности до истечения срока  действия патента внесенная сумма налогов возврату и перерасчету не подлежит, за исключением случая признания индивидуального предпринимателя недееспособным. В случае, если фактический доход превышает доход, заявленный при получении патента, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней заявляет сумму превышения и производит уплату налогов с этой суммы. По заявлению налогоплательщика взамен ранее выданного патента ему выдается новый патент с указанием фактического дохода. В случае, если фактический доход ниже дохода, заявленного при получении патента, возврат излишне уплаченной стоимости патента производится по заявлению налогоплательщика после хронометражного обследования, проведенного налоговым органом.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Для перехода на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации до начала налогового периода субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме, установленной уполномоченным государственным органом. Вновь образованные юридические лица представляют заявление на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней после государственной регистрации юридического лица. Вновь образованные индивидуальные предприниматели представляют заявление на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации в день постановки на регистрационный учет по месту осуществления деятельности.

При осуществлении деятельности на нескольких объектах, находящихся на территории разных территориально-административных единиц в пределах одного населенного пункта, налогоплательщик самостоятельно определяет налоговый орган для подачи заявления на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:

  1. для индивидуальных предпринимателей:
    • предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя;
    • предельный доход за налоговый период составляет 10000,0 тыс. тенге;
  2. для юридических лиц:
    • предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;
    • предельный доход за налоговый период составляет 25000,0 тыс. тенге.

В случаях несоответствия данным условиям или при добровольном выходе из специального налогового режима субъект малого бизнеса переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов на основании заявления, начиная с квартала, следующего за отчетным.

В следующей главе дипломной работы рассмотрим практические примеры налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в общеустановленном режиме и в режиме упрощенного налогообложения.

2 Анализ Упрощенного налогообложения  субъектов малого и среднего  бизнеса в Республике Казахстан

2.1 Налогообложение  малого и среднего бизнеса  на примере ТОО «ПодшипникСервис» и ИП Ярошенко

 

Предприятие становится налогоплательщиком с момента  государственной регистрации. Это означает, что оно должно уплачивать в бюджет и во внебюджетные фонды налоги, акцизы, сборы и иные обязательные платежи. Нарушение этой обязанности влечет административную ответственность для предприятия и его руководителя в виде штрафов. Кроме того, казахстанским уголовным законодательством установлено наказание за различные виды налоговых преступлений.

Анализируемые предприятия ТОО «ПодшипникСервис» и ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» являются субъектами малого предпринимательства, со среднегодовой численностью работник не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не выше 65520000 тенге (6000 х 1092 тенге).

Основной  вид деятельности анализируемого предприятия  ТОО «ПодшипникСервис» – производство подшипников. Кроме основного вида деятельности ТОО «ПодшипникСервис» ведет торгово-посредническую деятельность.

Предприятие поставлено на учет в налоговой инспекции  Казыбекбийского района г. Караганды. Налоговая инспекция уведомлена об открытии счета предприятием расчетного счета в банке и об его реквизитах. Таким образом, налоговые службы получают возможность контролировать своевременность и правильность налоговых платежей предприятия.

В системе расчетных взаимоотношений предприятия ТОО «ПодшипникСервис» денежные расчетные отношения с государственным бюджетом и государственными, внебюджетными фондами (социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место.

Получив свидетельство налогоплательщика, РНН, свидетельство плательщика  НДС или зарегистрировавшись  как неплательщик НДС, предприятие  должно выбрать налоговый режим, т.е. порядок расчета с бюджетом по корпоративному и социальному налогам.

Предприятием  ТОО «ПодшипникСервис» был выбран упрощенный режим налогообложения, при котором исчисление, уплата и предоставление налоговой отчетности по корпоративному подоходному и социальному налогам производится в упрощенном порядке. Все остальные налоги и платежи уплачиваются в общеустановленном порядке.

Исчисление  корпоративного подоходного и социального  налогов на основе упрощенной декларации производится ТОО «ПодшипникСервис» самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3%.

Упрощенная  декларация представляется в налоговый  орган не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Уплата в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов производится в  срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Представление упрощенной декларации и уплата налогов производится в Налоговый Комитет Казыбек-бийского района.

При этом корпоративный подоходный налог  подлежит уплате в размере Ѕ от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог в размере Ѕ от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном страховании.

Рассмотрим  пример. В четвертом квартале 2007 года предприятием ТОО «ПодшипникСервис» был получен доход в размере 1293582 тенге. Ставка налогообложения – 3%. Рассчитанная сумма налогов по упрощенной декларации – 38807,46 тенге.

Сумма корпоративного подоходного налога составляет 19403,73 тенге. Сумма социального налога – 19403,73 минус сумма социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в размере 4520 тенге, т.е. 14883,73 тенге.

Субъекты малого и среднего бизнеса, применяющие  упрощенный порядок налогообложения  представляют налоговую отчетность по форме 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса». Срок представления упрощенной декларации – до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Форма налоговой отчетности ТОО «ПодшипникСервис» представлена в приложении 2.

Для сравнения  рассмотрим порядка налогообложения  ТОО «Absolute Kazakhstan Neon», которое осуществляет расчеты с бюджетом по корпоративному и социальному налогам в общеустановленном режиме.

Корпоративный подоходный налог является безэквивалентным платежом, т.е. опосредует одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряженное встречным движением стоимости в товарной форме. Проще говоря, корпоративный подоходный налог не является платой за какие-либо товары или хотя бы государственные услуги, а выступает безвозмездным изъятием денег.

Механизм  действия и особенности корпоративного подоходного налога представлены в приложении 3. Как видно из приложения 3, объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются налогооблагаемый доход и доход, облагаемый у источника выплаты.

Информация о работе Особенности системы налогообложения для предприятий малого и среднего бизнеса