Особенности системы налогообложения для предприятий малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

Бурное развитие малых и средних предприятий в нашей экономике связано с тем, что они не только способны гибко приспосабливаться к рынку, активно формировать рыночную среду, а еще имеют и определенные экономические преимущества. Они могут более быстро обновлять производство, реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствуют расширению занятости населения.
В Послании Президента Казахстана народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана» в качестве главных приоритетов нового этапа всесторонней модернизации Казахстана определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 102.84 Кб (Скачать файл)

Налогооблагаемый  доход определяется как разница  между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными соответствующими статьями Налогового кодекса с учетом их корректировок. Для определения налогооблагаемого дохода предприятие должно организовать налоговый учет совокупного годового дохода, вычетов и убытков по их видам.

При этом, совокупный годовой доход состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) ими в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

Основным  видом деятельности ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» производство и реализация рекламных конструкций.

ТОО " Absolute Kazakhstan Neon " применяет в учете реализации продукции, товаров, работ, услуг и налогообложении метод начисления, то есть метод, согласно которому доходы и расходы признаются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров юридическому и физическому лицам с целью реализации и оприходования имущества независимо от времени оплаты.

Доходы  от реализации готовой продукции, товаров, работ, услуг определяются на основании договорных цен.

Доход от реализации готовой продукции, товаров  признается при соблюдении следующих условий:

      • сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности;
      • существует вероятность того, что экономические выгоды, связанные со сделкой, будут получены ТОО;
      • передача ТОО покупателю права собственности;
      • оценка фактических или ожидаемых расходов по сделке;
      • если товары обмениваются на идентичные товары, то такой обмен считается сделкой, не приносящей дохода;
      • при обмене на неидентичные товары доход по сделке признается и оценивается по стоимости реализации полученных товаров, если же стоимость полученных товаров в результате обмена невозможно оценить, то доход признается в размере стоимости реализации переданных товаров.

ТОО " Absolute Kazakhstan Neon " имеет право получать (помимо основной деятельности - реализации товаров):

  • доход от аренды;
  • доход от реализации нематериальных активов;
  • доход от реализации основных средств;
  • доход от реализации ценных бумаг;
  • доход в виде процентов;
  • доход от курсовой разницы и другие.

Доходы  от реализации активов ТОО " Absolute Kazakhstan Neon " признаются предоставлением покупателям расчетно-платежных документов, исходя из договорной стоимости.

В первом квартале 2007 года ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» получило доход по различным видам деятельности (приложение 4):

    • доход от реализации товаров (работ, услуг) – 20523375 тенге;
    • доход от операционной аренды – 100000 тенге;
    • доход по вознаграждения от банка за пользование остатками денежных средств на счетах – 8000 тенге.

Итого совокупный годовой доход составил 20631375 тенге.

Также в отчетном периоде был получен  доход по курсовой разнице в сумме 5977 тенге, доход от переоценки денежных средств на валютном счете в сумме 215 тенге. В течении года по переоценке полученного кредита возникла отрицательная курсовая разница 427950 тенге. В результате отрицательная курсовая разница превысила положительную. Итоговое значение 421758 тенге отражается в составе вычетов.

Расходы налогоплательщика, связанные с  получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении  налогооблагаемого дохода, за исключением  расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

К вычетам в ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» относятся:

    • расходы по реализованной продукции – 6825262 тенге;
    • расходы по вознаграждениям – 5290278
    • расходы на обучение, повышение квалификации – 25000 тенге;
    • расходы на социальные выплаты – 240661 тенге;
    • превышение отрицательной курсовой разницы над положительной – 421758 тенге;
    • налоги – 897859 тенге;
    • амортизационные отчисления, расходы на ремонт и другие вычеты по фиксированным активам – 3001751 тенге.

Всего вычетов – 16702569 тенге.

Как уже было рассмотрено выше, налогооблагаемый доход определяется как разница  между совокупным годовым доходом  и вычетами.

Налогооблагаемый  доход ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» за 2011 год составил 3928806 тенге.

Исчисление  суммы корпоративного подоходного  налога производится путем применения ставки 30% к налогооблагаемому доходу: (3928806 х 30%). Исчисленная сумма корпоративного подоходного налога для предприятия ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» составила 1178642 тенге. Налог, удержанный у источника выплаты по выплаченному банком вознаграждению, составил 1200 тенге. Таким образом, сумма корпоративного подоходного налога составила 1177442 тенге: (1178642 - 1200).

В течение налогового периода ТОО  «Absolute Kazakhstan Neon» уплачивает корпоративный подоходный налог путем внесения авансовых платежей. Суммы авансовых платежей исчисляются, исходя из суммы фактического налогового обязательства, указанного в декларации по корпоративному подоходному налогу за предыдущий налоговый период, с учетом предполагаемой суммы корпоративного подоходного налога за текущий налоговый период. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате, уплачивается равными долями в течение налогового периода.

Сумма авансовых платежей, уплаченная ТОО  «Absolute Kazakhstan Neon» составляет 1242139. Данная сумма сложилась из суммы излишне уплаченного налога, перенесенной из предыдущего налогового периода –58616 тенге и авансовых платежей за отчетный период 1183523 тенге.

Таким образом, ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» предстоит заплатить в бюджет 64697 тенге (1242139 - 1177442). Эта сумма отражается по строке 100.29.009 «Всего налога к уплате» формы налоговой отчетности 100.00 «Декларация по корпоративному подоходному налогу». (приложение 5)

Поскольку у ТОО «Absolute Kazakhstan Neon», применяющей общеустановленный режим налогообложения, предельная численность работников и доход не превышают предел, установленный ст.376 Налогового Кодекса, руководителем ТОО была рассмотрена возможность перехода на упрощенный режим налогообложения. Для применения данного режима были рассмотрены отличия между порядком налогообложения по общеустановленному режиму и в режиме упрощенной декларации.

Изменения налоговых обязательств предприятия при переходе с общеустановленного на упрощенный режим налогообложения на основе упрощенной декларации затрагивают следующие виды налогов: корпоративный подоходный налог, социальный налог, налог на имущество. При этом изменяются: объекты обложения, ставки налогов, состав и сроки представления отчетности. Отличия налогообложения юридических лиц в режиме упрощенной декларации и в общеустановленном режиме представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

Отличия в налогообложении юридических  лиц в разных режимах налогообложения

Налог

По общеустановленному режиму налогообложения

По упрощенному режиму на основе упрощенной декларации

1

2

3

1. Отличия  по объектам обложения

Корпоративный подоходный налог

Налогооблагаемый доход = (совокупный годовой доход (ст. 80-91 Налогового кодекса) - вычеты (ст. 92-114 Налогового кодеса)) + -корректировка (ст. 122 Налогового кодекса)

Доход юридического лица (без осуществления  вычетов) согласно ст. 377 Налогового кодекса

Социальный налог

Доходы работников и физ. лиц, определенные ст. 316 Налогового кодекса

 

Налог на имущество

Среднегодовая остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов

2. Отличия по ставкам налогов

Корпоративный подоходный налог

30 процентов от налогооблагаемого дохода

3 процента от суммы дохода юр. лица (1/2 часть исчисленной суммы является подоходным налогом, 1 /2 часть - социальным налогом)

Социальный налог

10 процентов от доходов работников и физ. лиц

Земельный налог

1 процент от среднегодовой остаточно  стоимости основных средств и  нематериальных активов

0,5 процента от среднего-довой остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов

3. Отличия по возможностям корректировки  сумм исчисленных налогов

Корпоративный подоходный налог

Уменьшается на сумму переносимых убытков согласно ст. 124 Налогового кодекса

Сумма налога уменьшается на 1, 5 процента за каждого работника согласно п. 4 ст. 377 Налогового кодекса (только при условии что среднемесячная заработная плата работников более 2,5 кратного размера минимальной заработной платы)

Производится зачет иностранного налога согласно ст. 129 Налогового кодекса

Социальный налог

 

4. Отличия по формам и срокам  представления отчетности

Корпоративный подоходный налог

 

 

Расчет 101.01 до 20 января

Декларация 910.00 до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Расчет 101.02 или 101.03 до 20 апреля

Декларация 100.00 до 31 марта следующего года

Социальный налог

Декларация 600.00 до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

 

Налог

на имущество

 

 

Расчет 701.02 до 15 февраля

Расчеты 701.03 до 15 числа второго месяца после окончания квартала (при изменении налоговых обязательств)

Декларация 701.00 до 31 марта следующего года


 

Таким образом, в данном разделе был исследован порядок налогообложения юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, применяющих общеустановленный и упрощенный режимы налогообложения.

Казалось бы, в Налоговом кодексе уже заложены механизмы работы по упрощенной декларации, предназначенные для облегчения работы предприятий малого и среднего бизнеса. Однако данный механизм не пользуется особой популярностью. Так, из 40 тыс. предприятий, имеющих ежеквартальный доход до 25 млн тенге, в 2010 году упрощенной декларацией воспользовалось всего 8 тыс. юридических лиц. Предприятия малого и среднего бизнеса, проведя сравнение двух режимов – общеустановленного и упрощенного, выбирают обычный режим, пусть даже и сопряженный со сложной бухгалтерией, так как при этом они платят меньший процент от выручки, чем предлагаемые режимом упрощенного декларирования 3% от выручки.

В настоящее  время для предприятий малого и среднего бизнеса основными  проблемами налоговой системы являются трудность оспаривания неправомерных действий налоговых органов по отношению к предпринимателям, высокие налоговые ставки, жесткие штрафы за малейшие нарушения Налогового кодекса, которые очень легко допустить при сложной многоступенчатой системе отчетности. Таким образом, малый и средний бизнес в Казахстане и официальные налоговые органы все еще живут в разных измерениях, пересекаясь только отчасти. Далее рассмотрим основные проблемы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса.

3. ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

3.1 Совершенствование  нормативно-правовой базы и системы  налогового администрирования предпринимательства

 

Произошедшие  изменения в предпринимательской  среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.

В этих целях будет проведена ревизия  действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся  противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.

В первую очередь необходимо пересмотреть определение субъектов малого бизнеса, которое дано в разных интерпретациях в Законе Республики Казахстан «O защите и поддержке частного предпринимательства», в Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства» и в Налоговом Кодексе Республики Казахстан. Таким образом, критерии определение субъекта малого бизнеса, так и осталось неоднозначными:

- организационно-правовая структура  разделена на физические и  юридические лица, однако в статистике  нет полного учета всех субъектов  малого бизнеса, что не дает  возможность объективного анализа этого сектора экономики;

- среднегодовая численность определена  до 50 человек (субъекты микробизнеса – до 10 человек), хотя в налоговом законодательстве используется среднесписочная численность для индивидуальных предпринимателей 25 человек, включая самого предпринимателя;

- определение ограничивается только  двумя критериями, остальные –  такие как характер и объем работ (товаров, услуг), налоговый режим не указаны;

Неточность  определения субъектов малого бизнеса  вызывает неразбериху их толкования и способствует их теневизации. Фактически изменения к закону, принятые в 2003 году создали новый барьер на пути легализации предпринимательства в республике.

Необходимо  четкое определение критериев отнесения  к субъектам малого бизнеса и  исключить дублирование в нормативно-законодательных  актах. Ключевым законом должен является Закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства», в котором  дано определение субъектов малого бизнеса, заложены критерии и механизмы  государственной поддержки малого предпринимательства.

Обсуждаемый в данное время проект закона «О частном предпринимательстве» более  общий и регулирует частную предпринимательскую  деятельность (в том числе и  малое предпринимательство), определяет основные правовые, экономические и  социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан в целом. В связи с принятием Закона «О частном предпринимательстве», Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» должен остаться основополагающим для субъектов малого бизнеса.

Наиболее  распространенными критериями являются численность занятых по видам  деятельности субъекта малого бизнеса  и объемы оборотов. Важным является ограничения в участие в учреждение предприятия малого бизнеса другими юридическими лицами.

Согласно предлагаемых поправок в Налоговый кодекс индивидуальные предприниматели могут применять специальный налоговый режим - упрощенная декларация – если количество наемных работников у индивидуальных предпринимателей не превышает 24 человека, у юридических лиц – 50 человек. По определению, представленному в Законе Республики Казахстан «O защите и поддержке частного предпринимательства» (с изменениями по состоянию на 13.10.2004 г.) для субъектов микробизнеса введено ограничение по количеству наемных работников - 10 человек. Отсутствие четкого разграничения, не согласованность с Налоговым кодексом затрудняют получить точные данные по количеству субъектов малого бизнеса органами статистики, которые учитывают только юридические лица и крестьянские хозяйства. Таким образом, отсечена от статистического учета самая многочисленная категория индивидуальных предпринимателей.

Информация о работе Особенности системы налогообложения для предприятий малого и среднего бизнеса