Особенности управления высокотехнологичными информационными компаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:55, статья

Краткое описание

Развитие экономики от индустриального типа к постиндустриальному связано с увеличением значимости такого ресурса, как информация. Не случайно, в качестве модели будущего рассматривается многими исследователями именно постиндустриальная информационная экономика. Для решения вопросов поиска, обработки, распределения информации, которые встают практически при осуществлении всех бизнес-процессов, все более широкое применение находят информационные компьютерные технологии. Все чаще информационные технологии и крупнейшие информационные магистрали становятся основой бизнеса многих участников рынка. Это, безусловно, также связано с такими явлениями, как глобализация и интеграция рынков капитала.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 8 Особенности управления.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Особенности структуры высокотехнологичных  
информационных компаний.

 

 

Организационная структура является одним из ключевых понятий менеджмента, определяющих управление организацией посредством влияния структуры на индивидуальное и групповое поведение в организации, взаимодействие с внешней средой, достижение целей организации22.

Под организационной структурой подразумевают модель должностей и групп должностей в организации23. Также справедливо, что структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое24. Структура организации влияет на характер взаимодействия организации с внешней средой (механистический или органический тип  организации), и на характер  взаимодействия внутренних подразделений (традиционная, дивизиональная, матричная структуры).

Все чаще информационные технологии и крупнейшие информационные магистрали становятся основой бизнеса многих участников рынка. Это, безусловно, также связано  с такими явлениями, как глобализация и интеграция рынков капитала.

В современном деловом мире преимущества получают те компании, которые не только должны успевать реагировать на все изменения внешней среды, но и стремиться самим влиять на эту среду создавая новые рынки. Именно таким рынком в стадии становления является рынок на котором активно не только ищут, но и создают свою нишу высокотехнологичные информационные компании.

 

Проблематика основных особенностей структуры управления IT-компаниями связана со спецификой ряда элементов (факторов) процесса управления и самой организации. Среди них наиболее значимы: структура организации, структура собственности, технологии, люди, а также ряд внешних факторов: общее развитие технологий, конкуренция, социальное и культурное воздействие и др.

 

Внешняя среда

Среда, в которой функционирует любая компания определяет не только особенности ее функционирования, а и саму возможность организации работать.  Внешняя среда - основной источник ресурсов компании и ее основной потребитель. Исходя из того, насколько корректно компании обмениваются ресурсами с внешней средой зависит будущее развитие компании. Таким образом, внешняя среда определяет особенности построения структуры организации и ее стратегию.

Анализ внешней среды высокотехнологичных информационных компаний следует провести на двух уровнях, которые часто и выделяют в классическом менеджменте: макроокружение (среда косвенного воздействия) и непосредственное окружение (среда прямого воздействия). Можно действительно выделить ряд особенностей внешней среды, характерные именно для специфики ИТ-бизнеса.

 

Анализ макроокружения

Экономическое состояние

Состояние мировой экономики и общее экономическое развитие определенно влияет на стоимость ресурсов и потребительную способность. Влияние макроэкономических процессов сказывается на действиях управленцев различных компаний. Среди основных макроэкономических факторов можно выделить инфляцию, уровень налогообложения, уровень ставки процента, курсы валют и пр. Особенность интернет-экономики состоит в том, что она не значительно привязана географически к какому-то конкретному региону. Фактически, организации действующие на интернет-рынке могут и не ощущать влияния экономического состояния государства, где они физически располагаются. Интернет-рынок не имеет границ, что значительно сглаживает влияние экономической компоненты на менеджмент интернет-компаний. Что же касается традиционных высокотехнологичных ИТ-компаний, то можно считать, что основные макроэкономические факторы, оказывающие влияние на организации связаны с уровнем развития рабочей силы, доступностью капитала и прочими внешними факторами, испытывающие взаимное влияние.

Правовое регулирование и политические факторы.

Данные факторы представляют опосредованное влияние государственных органов на управление компаниями. Учитывая, что  развитие ИТ-компаний связано с процессами глобализации экономики, данные факторы являются актуальными именно в современный период, учитывая, что тенденции глобализма и антиглобализма нарастают.

Неоднозначны в данном аспекте и вопросы правового регулирования налогообложения в интернет-экономике. Таким образом, можно считать, на менеджмент ИТ-компаний влияют не столько факторы внутригосударственного регулирования, сколько международные политические организации, нормы международного права.

Социальная и культурная компоненты

Отношение с местным населением, отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи, ценности, уровень образования, готовность людей к перемене места - данные факторы существенны при оценке менеджмента. Применительно к ИТ-компаниям можно сказать, что именно данные факторы влияют на структуру компаний, т.к. прямо связаны с управлением персоналом, а персонал, как носитель интеллектуального потенциала, - основа таких организаций.

Социокультурные факторы дают для менеджера представление о том, насколько возможно развитие компании в данном регионе, и в каких случаях имеет смысл переноса части задач в другие регионы. Такая ситуация складывается с оффшорным программированием в Индии, а частично также в России.

Технологическая компонента

Это, безусловно, основная компонента внешнего окружения, имеющая наибольшее влияние на управление такими организациями. Постоянное отслеживание этой компоненты - просто непосредственная необходимость в работе ИТ-компаний.

Функционирование ИТ-компании всегда связано с развитием, что позволяет организовывать производство новой продукции,  усовершенствование производимой продукции, постоянной модернизации, открытие новых рынков. Немало примеров тому, что ели какая-либо высокотехнологичная компания не придает значения новым разработкам и технологиям, то ее присутствие на рынке может быстро прекратиться и она будет вытеснена другими компаниями, которые быстрее сориентировались в ситуации.

Естественно, что организации, имеющие дело с самими технологиями, как основой своего производственного процесса, должны моментально реагировать на возможные изменения и сами постоянно предлагать новшества.

 

Анализ непосредственного окружения

Непосредственное окружение представлено теми, с кем организация непосредственно контактирует и кто оказывает на нее прямое влияние. Стоит отметить также, что участники непосредственного окружения также подвергаются влиянию со стороны организации, что позволяет ей формировать новые перспективы и предсказывать возможные проблемы.

Покупатели

Если описывать покупателей продукции высокотехнологичных ИТ-компаний, то целесообразно подразделить их на следующие типы:

  • представители ИТ-отделов других компаний;
  • сами ИТ-компании;
  • участники виртуальных рынков (Интернет-рынка);
  • традиционные покупатели, частные лица.

Естественно, особенный интерес представляют первые три группы покупателей, имеющие специфические мотивы, и кроме того, обеспечивающие основные объемы продаж для ИТ-компаний. Если рассматривать основные характеристики, по которым возможен анализ покупателей, то наиболее показательными представляются следующие: география покупателя, культурные факторы, социальные факторы, личностные и психологические.

География покупателя - так как часто продуктами высокотехнологичных компаний является информация в том или ином виде (программное обеспечение, новости и аналитика, базы данных и пр.) то проблема с ее передачей не возникает с развитием глобальных компьютерных сетей. На этом же принципе построена и электронная коммерция: по сути дела покупателю все равно где находится товар и откуда ему его пришлют. Самое главное, что весь процесс выбора, заказа и оплаты он произведет в своей привычной обстановки за экраном компьютера. Что же касается компаний - производителей оборудования и системных интеграторов, то это, как правило, транснациональные корпорации, имеющие представительства по всему миру и активно использующие те же самые электронные каналы продаж и послепродажного обслуживания покупателей, что также стирает географические границы.

Культурные факторы, социальные, личностные и психологические анализировались общепризнанным специалистом по маркетингу Ф. Котлером25. Среди факторов культурного порядка, специфичных для ИТ-компаний, можно выделить сложившуюся субкультуру виртуальных коммуникаций, принадлежность основных групп потребителей к высшему среднему и низшему среднему общественным классам (около 42% населения США по классификации Ф.Котлера). В свою очередь субкультура виртуальных коммуникаций оказывает воздействие на такой фактор социального порядка как референтные группы, оказывающие влияние на отношения или поведение покупателя. Специфика личностных и психологических факторов не так существенно отличается от традиционного бизнеса, особенно учитывая, что основные объемы продаж - уровень В2В (торговля между предприятиями).

Поставщики

Если проанализировать потребляемые ИТ-компаниями ресурсы, то очевидно, что одним из основных потребляемых ресурсов является информация (как не парадоксально это звучит, но информация, можно сказать, идеальных товар, продав который несколько раз все равно его не теряешь). Именно скорость получения информации, ее переработки и распределения - это основные показатели от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого продукта. По сути дела, основными поставщиками ИТ-компаний являются другие ИТ-компании, такие как провайдеры услуг связи, контент-провайдеры, производители оборудования - поставщики для производителей ПО, и в свою очередь наоборот.

Система поставщики-потребителя является в данном случае сильно взаимосвязанной на уровне крупнейших ИТ-компаний, от которой сильно зависят мелкие компании. В то же время рынок поставщиков информации (контент-провайдеров) чрезвычайно велик и представляет собой, практически, рынок совершенной конкуренции, что обеспечивает потребителю возможности выбора поставщика. Это позволяет снизить зависимость компании от конкретного поставщика (в отличии от рынка оборудования и, частично, программного обеспечения).

Относительно поставщиков компаний, работающих в области электронной коммерции, особенно в области В2С (интернет-магазины), то их поставщиками являются традиционные компании-производители, для которых В2С-компании являются дистрибьюторами (хотя иногда и крупнейшими) из продукции. Однако, часто E-commerce-компании представляют собой структурные подразделения фирм-производителей - т.е. основных поставщиков товаров/услуг для этих компаний.

Конкуренты

За исключение крупнейших фирм производителей оборудования и программного обеспечения (например, Intel, Microsoft) рынок которых можно определить как олигополистический, в основном все ИТ-компании работают на высококонкурентном рынке. При этом конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами. Немалую угрозу представляют собой потенциальные конкуренты - фирмы, которые могут выйти на рынок (а это на высокотехнологичном рынке явление обычное) с новым продуктом, или даже создать новые рынки, оттянув на себя значительную часть покупателей (известная ситуация, в которую попали компании - производители крупных ЭВМ при появлении персональных компьютеров).

Рынок рабочей силы

Рынок рабочей силы всегда оказывает ощутимое влияние на деятельность организации. Основными направлениями анализа этого рынка являются география, образование, стоимость, профсоюзы и пр. Значимость персонала - носителя интеллектуального потенциала, как основы деятельности - для высокотехнологичных компаний переоценить невозможно, следовательно и особенности рынка рабочей силы значимы при анализе менеджмента.  География распределения рабочей силы такова: высококвалифицированные специалисты располагаются в странах с высоким уровнем технического образования, среди которых не только традиционно развитые страны, но, и что удивительно, страны третьего мира (Индия, Китай и др.). Способность миграции рабочей силы также важно, особенно при условии редкости такого ресурса, как в случая ИТ-компаний. Эти параметры предполагают ряд трудностей в управлении. Однако, возможности информационного обмена с использованием глобальных сетей значительно расширяют географию этого рынка и уменьшают значимость возможности миграции рабочей силы. Предприятия, как будет показано ниже, используют структуру виртуальных организаций, получая дополнительные выгоды от этих, казалось бы, недостатков.

Что касается деятельности профсоюзов, то на сегодняшний момент в большинстве малых и средних ИТ-компаний (особенно в e-commerce компаниях) они отсутствуют, что не ограничивает свободы работодателей.

Рынок рабочей силы необходимо рассматривать в данном случае как часть другого рынка - рынка капитала, т.к. рабочая сила - носитель и источник интеллектуального капитала, неотъемлемой части в общей структуре капитала компании.

Рынок капитала

Рынок капитала также имеет свои специфические особенности. В своем развитии компании имеют две стадии привлечения капитала: первоначальное привлечение и последующее инвестирование.

Особенности первоначального привлечения капитала связаны с высокой рискованностью проекта на стадии создания компании. Если новая компания создается как подразделение уже существующей компании, то и первоначальный капитал она получает от нее. Но далеко не каждая компания стремиться инвестировать свои средства в новые направления в том числе по ряду причин, связанных со структурой организации. Как будет показано ниже, ряд структурных противоречий разрешается с использованием проектной структуры.

Для вновь создающихся компаний основным источником первоначального финансирования оказывается венчурный капитал. При этом венчурные капиталисты ставят своей целью вывод компании на фондовый рынок с целью ее дальнейшей продажи и/или привлечения нового капитала - акционерного капитала (этап последующего инвестирования). Судя по анализу капитализации 10 крупнейших компаний мира, большинство из них именно высокотехнологичные ИТ-компании (Microsoft, Cisco-Sistems, Intel, Lucents Technologies и др.).

Информация о работе Особенности управления высокотехнологичными информационными компаниями