Отчет о преддипломной практике на ОАО "АвтоВАЗАгрегат"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:38, отчет по практике

Краткое описание

Целями преддипломной практики являются
 углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения,
 овладение методами и приемами прогнозирования, анализа, регулирования, планирования и другими вопросами, связанными с деятельностью предприятия,
 сбор материала, необходимого для написания ВКР.
Задачи:
1. Формирование представления об особенностях экономической, организационной и управленческой деятельности в различных сферах деятельности предприятия;
2. Организационно-экономический анализ деятельности ИП «Аветисян»;
3. Анализ проблемы, представленной в ВКР;
4. Мероприятия по решению исследуемой в ВКР проблемы.
Объект исследования – ИП «Аветисян».
В результате прохождения практики студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
 способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
 способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
 способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
 способностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12).
В результате прохождения практики:
 студент должен знать: наиболее значимые для практики теоретические результаты исследования социально-экономических процессов и условия, в которых они применимы;
 студент должен уметь: осуществлять сбор и обработку первичных данных; пользоваться основными приемами и методами для исследований; идентифицировать исходные условия для применения тех или иных методов; проводить сравнительный анализ деятельности предприятия.
 студент должен владеть: навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками самостоятельной творческой работы, умением организовывать свой труд.
В условиях последствий финансового кризиса и экономической нестабильности, режим снижения затрат и повышение эффективности управления качеством сервисных услуг становится основой функционирования любого бизнеса.
Экономические процессы, протекающие в организациях, занимающихся логистическим сервисом, требуют немалых затрат материальных, трудовых, информационных ресурсов. Предприятия, оказывающие населению транспортные услуги, сталкиваются с проблемами, вызванными спецификой трансформационной экономики.
Рост цен на топливо, устаревающий подвижной состав, низкое качество предоставляемых услуг, недостаток финансовых инструментов, вопросы обеспечения безопасности перевозок, использование устаревших методов управления - вот неполный перечень проблем транспортной отрасли России.
Увеличивающаяся подвижность населения и ежегодный рост рынка пассажирских перевозок требует соответствующего развития в сфере предоставления логистических услуг.
Законодательная база, нормативы и стандарты, регулирующие порядок организации и предоставление населению перевозочных услуг устарели.
Сложившаяся экономическая ситуация на рынке автотранспортных услуг свидетельствует о необходимости поиска новых резервов экономии, проведения работ по пересмотру ряда процессов с позиций снижения затрат и повышения качества предоставленных услуг.
Несмотря на важность сервиса, до настоящего времени отсутствует система комплексного подхода, направленная на повышение качества логистического сервиса. Это объясняется тем, что логистический сервис имеет свои особенности.[1]
Все это оказало влияние на выбор темы исследования, определило его цель, задачи и структуру.

Содержание

Содержание
Введение 3
1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 6
2 Анализ теоретических аспектов внедрения системы контроллинга на предприятии 10
3 Внедрение системы контроллинга на АО «АвтоВАЗагрегат» 16
Заключение 20
Библиографический список 23

Вложенные файлы: 1 файл

praktika марго.docx

— 71.45 Кб (Скачать файл)

Факторы, являющиеся основанием для создания системы контроллинга в организации:

  • ухудшение (или худшие) в сравнении с подобными предприятиями экономических показателей;
  • появление новых или изменение целей в сложившихся условиях функционирования;
  • отсутствие согласования целей;
  • устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;
  • отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;
  • дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.

При наличии одного или нескольких вышеперечисленных факторов чаще всего имеет место ряд предпосылок внедрения системы контроллинга по направлениям: организация, продукция, закупки, персонал, оборудование, система информационного обеспечения и отчетность.

Организация:

  • плохое представление об организационной структуре предприятия абсолютного большинства работников, в том числе и руководителей предприятия;
  • сложная, многоступенчатая система подчинения, имеющая противоречия;
  • отсутствие четко определенных областей и уровней компетенции и ответственности руководителей;
  • перегруженность отдельных подразделений;
  • организация некоторых служб «под человека».

Продукция:

  • устаревшие модели и номенклатура продукции;
  • несоответствие требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам;
  • плохие перспективы выпускаемой продукции.

Закупки:

  • низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля;
  • необоснованно большие запасы материалов на складе.

Персонал:

  • восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании;
  • неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.

Оборудование:

  • устаревший парк основного оборудования и производственных средств;
  • отсутствие системы планово-предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе из строя.

Система информационного обеспечения и отчетность:

  • отсутствие в отчете пояснительной и аналитической части;
  • заполнение документов вручную;
  • ограниченность исходной информации, предназначенной для принятия важных решений;
  • недостоверность информации;
  • отсутствие или недостаточность компьютерной поддержки информационного обеспечения;
  • отсутствие системы учета и расчета затрат по носителям и объектам.

Фазы внедрения контроллинга

Принятие решения. Процесс внедрения начинается с принятия решения о разработке системы контроллинга на предприятии.

Благоприятным моментом для начала построения системы контроллинга является появление первых слабых сигналов (индикаторов) о возможных рисках для успешного функционирования предприятия. Речь идет как о внутренних, так и внешних по отношению к предприятию сигналах, проявляющихся, как правило, в слабо заметных тенденциях и признаках.

Немаловажным фактором, который надо обязательно учитывать при выборе момента внедрения системы контроллинга, является наличие у предприятия достаточного количества финансовых и людских ресурсов. Необходимо учитывать также психологический климат в коллективе, складывающийся на момент принятия решения. Гораздо проще начать процесс разработки и внедрения системы контроллинга при устойчивом финансовом состоянии предприятия, а следовательно, в благоприятный с психологической точки зрения момент.

Вхождение контроллинга в «двери» предприятия. После того как принято решение о разработке системы контроллинга и назначены исполнители, начинается этап формирования инструментальной базы контроллинга. Создание службы контроллинга не тождественно созданию системы контроллинга на предприятии в целом.

Прежде чем внедрять инструменты контроллинга в практику менеджмента, необходимо их разработать и адаптировать к конкретным условиям предприятия. В первую очередь речь идет о разработке следующих инструментов:

  • системы планирования и бюджетирования на предприятии (имеется в виду как стратегическое, так и оперативное планирование);
  • методики расчета маржинальной прибыли по предприятию в целом, отдельным подразделениям, продуктам, клиентам и рынкам;
  • методов расчета затрат по видам, местам возникновения и продуктам;
  • системы отчетности, ориентированной на конкретных пользователей внутри предприятия;
  • методики расчета эффективности инвестиций и текущей деятельности предприятия;
  • методики анализа отклонений плановых и фактических показателей и т.п.

Все разрабатываемые для конкретного предприятия инструменты контроллинга должны быть признаны пользователями.

Контроллеры должны уметь «продавать» собственную продукцию внутри предприятия конкретным пользователям, в противном случае применение разработанных контроллерами инструментов в текущей деятельности менеджеров практически исключается.

«Вживание» контроллинга в текущую деятельность предприятия. На этой фазе контроллеры должны продемонстрировать действенность разработанных инструментов и убедить менеджеров в необходимости их применения в практической деятельности. Перечислим основные признаки «вживания» контроллинга в текущую деятельность предприятия:

  • четкий и ясный язык представления результатов деятельности анализируемых объектов;
  • убедительная для менеджеров предприятия интерпретация результатов деятельности их подразделений;
  • появление у контроллеров определенной независимости и элементов настойчивости в аргументации;
  • проявление со стороны «клиентов» (менеджеров) дружелюбного и доверительного отношения к контроллерам;
  • готовность к сотрудничеству и коммуникациям.

Как правило, рассматриваемая фаза внедрения контроллинга протекает достаточно долго: 1-2 года. Продолжительность фазы «вживания» во многом зависит от степени понимания важности и желания со стороны высшего руководства предприятия иметь систему, позволяющую осуществлять «прозрачный» менеджмент.

Упрочение позиций. О наступлении этой фазы свидетельствуют следующие признаки:

  • удовлетворение менеджеров результатами деятельности контроллеров заметно растет;
  • появляется взаимное доверие, возрастает объем совместных работ и коммуникаций;
  • становится заметным улучшение результатов работы подразделений, пользующихся услугами контроллеров;
  • руководство подразделений предприятия в своей оперативной деятельности не может больше обходиться без контроллеров;
  • служба контроллинга получает более высокий иерархический уровень в организационной структуре предприятия, расширяется спектр решаемых задач;
  • контроллеры становятся признанными партнерами менеджеров;
  • на предприятии говорят о хорошей и полезной работе подразделения контроллинга.

Появление перечисленных выше признаков говорит о том, что произошло упрочение позиций системы контроллинга: организационно и инструментально создана служба контроллинга, а система контроллинга получила признание и распространение в подразделениях предприятия.

Рост значимости и объема функций контроллинга. Для многих предприятий наступление этой фазы в развитии контроллинга — вероятная, но еще достаточно отдаленная перспектива. Тем не менее анализ практики контроллинга на ведущих предприятиях индустриально развитых стран Запада позволяет выделить некоторые признаки наступления фазы роста:

  • контроллер выступает в качестве лидера и модератора при формировании рамочных показателей деятельности предприятия на плановый период;
  • контроллеры осваивают новые сферы деятельности на предприятии, например контроллинг распространяется в функциональных подразделениях: возникает контроллинг маркетинга, контроллинг логистики, контроллинг НИР и ОКР и т.п.;
  • налаживается сотрудничество с высшими менеджерами при разработке долгосрочных целей предприятия;
  • в рамках службы контроллинга появляются подразделения стратегического контроллинга.

На большинстве отечественных предприятий, находящихся на начальных фазах разработки и внедрения контроллинга, задачи последнего сводятся к созданию и апробированию методик учета затрат и результатов в различных аспектах деятельности предприятия. Отдельные предприятия уже практически прошли этап создания системы управленческого учета и находятся в стадии разработки инструментария для планирования и бюджетирования. Однако еще рано говорить о том, что контроллеры на отечественных предприятиях стали равноправными партнерами менеджеров.

  
3 Внедрение системы контроллинга на АО «АвтоВАЗагрегат»

При внедрении системы контроллинга на предприятии необходимо установить распределение полномочий и функциональных обязанностей между бухгалтерией, отделом экономического анализа и отделом контроллинга. Результатом выделения специфических функций последнего должна являться корректировка положения о финансово-экономической службе АО «АвтоВАЗагрегат» и разработка Положения об отделе контроллинга.

Перечисление функциональных обязанностей финансово-экономической службы предприятия приведены в Приложении Б. Исходя из этого перечня могут быть сформулированы  основные функции отдела контроллинга:

  • определение узких, слабых мест в деятельности предприятия;
  • построение системы планирования;
  • организация информационного обеспечения управленческого учета, учета затрат на производство и реализацию, составление калькуляции по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности;
  • подготовка оперативной информации и прогнозов для руководства предприятия;
  • обеспечение составления отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов;
  • оказание методической помощи руководителям подразделений и работникам предприятии по вопросам контроля и анализа хозяйственной деятельности;
  • проведение финансового анализа и формирование системы экономических индикаторов работы предприятия;
  • организация внутреннего аудита;
  • экономическое планирование на предприятии, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка, по выявлению и использованию резервов с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия, подготовка предложений по улучшению деятельности предприятия;
  • организация участия функциональных подразделений предприятия в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении долговременной стратегии коммерческой деятельности и финансовых планов предприятия;
  • формирование, ведение и хранение базы данных планово-экономической информации, внесение изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
  • проведение анализа организационной структуры предприятии и  действующей системы планирования в целях определения степени соответствия организационной структуры стратегическим задачам предприятия и возможности ее перестройки в нужных направлениях.

Обобщенный специалистами опыт внедрения системы управления затратами на ряде предприятий и выделенные функциональные обязанности нового подразделения показывает, что рациональным является следующий состав отдела контроллинга (рисунок 3.1):

  • начальник отдела контроллинга – наиболее квалифицированный специалист с опытом работы на предприятии, который «изнутри» знает, как организованны бухгалтерия и работа по планированию на предприятии (может быть назначен коммерческий директор предприятия);
  • контролер-куратор подразделений (контроллер-аналитик) – квалифицированный специалист, знакомый с организацией работы и проблемами всех участков (подразделений) предприятия, понимающий суть и технологические особенности работы каждого типа участков (может быть переведен из отдела экономического анализа);
  • контролер-специалист по управленческому учету – специалист, способный к аналитическому мышлению, владеющий теорий и инструментами контроллинга (управленческого учета), обладающий высоким уровнем эрудиции;
  • контролер-специалист по информационным системам – специалист, детально знающий документооборот на предприятии и способный поставить задачу автоматизации управленческой деятельности и, в частности, деятельности по управлению затратами (может быть переведен из одела по ИТ).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Иерархия подчинения отдела контроллинга в АО «АвтоВАЗагрегат»

Результатом внедрения контроллинга станет система, которая будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия, совершенствованию его организационной структуры и позволит:

  • предвидеть результаты деятельности предприятия; 
  • планировать деятельность предприятия с целью повышения эффективности использования ресурсов;
  • своевременно получать точную информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

План первоочередных мероприятий отдела контроллинга АО «АвтоВАЗагрегат»:

  • организация и проведение согласованного составления плана закупок и продаж соответствующими подразделениями на предстоящий отчетный период;
  • аналитическая работа отделов закупок, продаж и маркетинга под руководством отдела контроллинга по вопросу определения нерентабельных видов продукции;
  • рассмотрение проблемы калькулирования продукции: не на единицу выпуска продукции, а на единицу реализованной продукции;
  • проведение переговоров и при необходимости заключение новых соглашений о сотрудничестве: решение вопроса о справедливом распределении коммерческих расходов между АО «АвтоВАЗагрегат», выступающем в качестве дистрибьютора, и другими фирмами-производителями;
  • оперативная подготовка полной и достоверной информации о показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • координация деятельности подразделений с целью подготовки и формирования основного бюджета АО «АвтоВАЗагрегат»;
  • разработка среднесрочного плана развития предприятии в целом (бизнес-плана компании).

Информация о работе Отчет о преддипломной практике на ОАО "АвтоВАЗАгрегат"