Оценка влияния факторов на изменение себестоимости и изыскание путей ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ себестоимости перевозок и изыскание путей ее снижения в ООО «Альметьевское УТТ». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность анализа себестоимости продукции и зоны безопасности предприятия;
определить влияние факторов на изменение точки безубыточности и зоны безопасности предприятия;
выявить динамику технико-экономических показателей работы предприятия за период 2004-2006 гг;
определить динамику себестоимости в 2004 и 2006 годах по ООО «Альметьевское УТТ» и факторы, повлиявшие на ее отклонение;
выявить пути снижения себестоимости и влияние проводимых мероприятий на снижение затрат предприятия;
рассмотреть вопросы безопасной жизнедеятельности предприятия.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Себестоимость продукции и зона безопасности предприятия . . . . . . . . . . . 8
1.1.Методика анализа себестоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2.Методика расчета безубыточного объема продаж
и зоны безопасности предприятия в натуральном
и стоимостном выражении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.3.Методика расчета влияния факторов на изменение
точки безубыточности и зоны безопасности предприятии . . . . . . . . . . . . .15
1.4.Порядок определения критической величины постоянных
расходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2. Организационно- экономическая характеристика ООО «Альметьевское
УТТ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.1.Общие сведения и характеристика деятельности
ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2.Обслуживаемые заказчики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.3.Организационная структура ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . . 24
2.4. Динамика технико- экономических показателей работы
ООО «Альметьевское УТТ» за период 2004-2006 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3. Анализ издержек производства в ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . .38
3.1.Анализ структуры себестоимости перевозок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
3.2.Анализ общей суммы затрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
3.3.Влияние на себестоимость изменения затрат
и объема выполненной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
3.4.Анализ доли переменных, постоянных расходов
и доли заработной платы водителей в себестоимости . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.5.Анализ функциональной связи между затратами,
объемом услуг и прибылью. Определение безубыточного
объема оказания услуг и зоны безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.6.Анализ факторов изменения точки безубыточности
и зоны безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
3.7.Определение критической суммы постоянных расходов . . . . . . . . . . . 64
3.8. Мероприятия направленные на снижение
себестоимости в ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.9. Влияние проводимых мероприятий на снижение затрат . . . . . . . . . . .70
4. Безопасная жизнедеятельность ООО «Альметьевское УТТ» . . . . . . . . . . . 72
4.1. Экологическая экспертиза безопасности предприятия . . . . . . . . . . . . 72
4.2. Производственная безопасность и программа производственного
контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
4.3. Оценка возможной обстановки на территории предприятия при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного техногенного
характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа окончательный вариант.doc

— 1.79 Мб (Скачать файл)

Во второй главе дается краткая  организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Альметьевское УТТ».

В третьей главе приводится анализ издержек производства в ООО «Альметьевское УТТ» за 2004-2006 гг., изучены основные факторы, оказавшие влияние на себестоимость за рассматриваемый период.

В этой же главе работы даются практические рекомендации по снижению себестоимости перевозок в ООО «Альметьевское УТТ».

Четвертая глава дипломной работы рассматривает вопросы  безопасной жизнедеятельности предприятия.

При написании дипломной работы была использована научная и методическая литература, материалы периодической печати, годовые отчеты ООО «Альметьевское УТТ».

 

1.  Себестоимость  продукции и зона безопасности предприятия

 

1.1. Методика анализа себестоимости перевозок

 

     Издержки производства  определяются как затраты на изготовление продукции или выполнение каких либо работ. Транспортные издержки производства включают расходы на перевозку грузов, на погрузочно- разгрузочные работы, расходы на экспедирование грузов и др.

     Издержки  производства и себестоимость  продукции имеют тенденцию к постоянному сближению, но отличаются друг от друга.

     Под себестоимостью  понимают затраты, приходящиеся  на единицу продукции. В себестоимость входят потребленные оборотные средства, доля основных фондов в виде амортизационных отчислений, заработная плата работающих и отчисления на социальное страхование. Себестоимость продукции является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия.

     Изучение структуры  себестоимости способствует выявлению  наиболее существенных направлений ее снижения и оценки эффективной деятельности автотранспортного предприятия.

     Структуру  себестоимости перевозок целесообразно  рассматривать в двух направлениях: по элементам затрат и по  статьям калькуляции.

     Структура себестоимости  по элементам затрат характеризуется  определенными признаками их зарождения.

     В зависимости от формирования себестоимости продукции расходы делятся на основные и накладные. Основные непосредственно связаны с процессом перевозок (заработная плата водителей с начислениями, топливо и энергия для технологических нужд, амортизация подвижного состава, восстановление износа и ремонт шин), накладные- с организацией и управлением процесса перевозок (административно- управленческие, общепроизводственные, сборы и отчисления, непроизводственные расходы).

     В зависимости от  способа отнесения затрат на  себестоимость единицы продукции расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые представляют собой затраты непосредственно отнесенные на себестоимость перевозок (заработная плата водителей с начислениями, топливо, смазочные материалы, ТО и ТР подвижного состава, амортизация подвижного состава, восстановление износа и ремонт шин), косвенные не могут быть сразу отнесены на себестоимость, так как они связаны с организацией и управлением производства.

     Формирование  себестоимости по производственному  признаку позволяет разделить расходы на переменные и постоянные. Такие расходы как, затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, ремонт шин, амортизационные отчисления, предназначенные на капитальный ремонт подвижного состава будут изменяться в зависимости от общего пробега подвижного состава, т.е. будут возрастать при увеличении пробега и снижаться при его уменьшении. Эту группу расходов принято называть переменными. Все остальные расходы, поскольку они не зависят от пробега, называют постоянными. На заработной плате водителей следует остановиться особо. При подразделении расходов на переменные и постоянные заработную плату водителей автобусов, грузовых «почасовых» автомобилей относят к постоянным расходам, заработную плату водителей, работающих на грузовых «сдельных» автомобилях либо относят условно к постоянным расходам, либо выделяют в отдельную статью расходов.

Процентное соотношение  отдельных статей или групп затрат в общей себестоимости характеризует  структуру себестоимости.

     Структура  себестоимости не одинакова в  различные периоды работы и  в различных автотранспортных  предприятиях. Она зависит от  ряда факторов:

От совершенства конструкции  подвижного состава и организации  технологического процесса, уровня технической оснащенности производственного процесса, механизации и автоматизации трудоемких работ, обуславливающих рост производительности труда, что в свою очередь вызывает повышение доли материальных затрат и понижение удельного веса заработной платы.

От размера и специализации  автотранспортного предприятия.

От расстояния перевозки  грузов.

     При анализе все  факторы, влияющие на уровень  затрат при производстве того или иного вида продукции, можно разделить по их характеру на две группы: внешние факторы, не зависящие от автотранспортного предприятия, и внутрипроизводственные факторы, зависящие от деятельности работников предприятия, от их желания и умения рационально организовать работу предприятия. Все эти факторы влияют на себестоимость перевозок не изолированно, а в совокупности.

     К внешним  факторам относятся цены на  материально-технические ресурсы  (подвижной состав, топливо, смазочные  и ремонтные материалы, запасные части и т.д.), нормы амортизационных отчислений, тарифные ставки заработной платы, номенклатура грузов, природно-климатические условия, размещение производственных сил, материально-техническое снабжение, состояние дорог.

     Внешние  факторы, хотя и не зависят от деятельности автотранспортного предприятия, тем не менее, оказывают на себестоимость существенное влияние.

     К внутрипроизводственным  факторам относятся: использование  подвижного состава, совершенствование  и внедрение научной организации труда, использование трудовых ресурсов, соблюдение режима экономии материальных ресурсов, совершенствование организации и управления производством.

     Эти факторы  в различной степени и через  разные виды затрат влияют  на себестоимость.

 

1.2. Методика расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия в натуральном и стоимостном выражении

 

     Безубыточность - это такое состояние, когда предприятие не получает прибыли и не несет убытков. Ее можно выразить  в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

     Разность  между фактическим количеством  реализованной продукции и безубыточным  объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

     Безубыточный  объем продаж и зона безопасности  предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

     Расчет  данных показателей основывается  на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.

     При графическом  способе определения безубыточного  объема продаж и зоны безопасности  необходимо использовать данные  об объеме производства, постоянных  затратах, переменных затратах и  прибыли. На основании этих данных строится график зависимости прибыли, объему реализации продукции  и  ее себестоимости (см. рис.1.1).

     По горизонтали  откладывается объем реализации  продукции в процентах от производственной  мощности предприятия, или в  натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Зависимость между  прибылью, объемом реализации продукции  и ее себестоимостью

 

     По графику можно  установить, при каком объеме  реализации продукции предприятие  получит прибыль, а при каком  ее не будет. Можно определить  даже точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточности, или порога рентабельности, или окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным. Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - зона безопасности.

     Полученную  зависимость можно представить и по другому (см. рис 1.2). При объеме реализации равным нулю предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При наибольшем объеме реализации получит прибыль. Соединив эти точки между собой, получим на линии Х точку критического объема продаж.

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис.1.2. Определение точки безубыточности


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.3. Маржинальный доход

 

     Аналитический  способ расчета безубыточного  объема продаж и зоны безопасности  более удобен по сравнению с графическим, так как строить каждый раз график, бывает затруднительно.

     Введем  следующие обозначения:

Т - точка безубыточности;

Дм - маржинальный доход;

Ду - удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции;

Дс - ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

Н - постоянные затраты;

Р  - переменные затраты;

В - выручка от реализации продукции;

К - количество проданной продукции в натуральных единицах;

У - удельные переменные затраты.

Дм=П+Н

Ду=Дм/В

Дс=Дм/К

Т=В*Н/Дм

в %-х к максимальному  объему Т= Н/Дм*100

в натуральных единицах Т=К*Н/Дм

ЗБ= (В-Т)/В=(К-Т)/К .

 

 

 

 

 

 

    

1.3. Методика расчета влияния факторов на изменение точки безубыточности и зоны безопасности предприятия

 

 

     Приведенные  графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а так же от уровня цен. При повышении цен нужно меньше реализовывать продукции, что бы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

     Поэтому каждое предприятие стремиться к сокращению постоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

То=Но/(Цо-Уо)=К00/(Н00)

     Способом цепной подстановки можно определить влияние факторов на изменение безубыточного объема продаж:

а). Суммы постоянных расходов

Тусл1=Н1/(Цо-Уо);

б). Цены за единицу продукции

Тусл2=Н1/(Ц1-Уо);

в). Удельных переменных затрат

Тфакт=Н1/(Ц1-У1).

     Величина зоны безопасности может изменится за счет объема продаж, суммы постоянных расходов, цены, удельных переменных затрат. Для факторного анализа зоны безопасности предприятия можно использовать следующую модель:

ЗБ=(К-Т)/К=(К-Н/(Ц-У))/К;

Последовательно заменяя базовый уровень каждой составляющей этой формулы на фактический определяем изменение зоны безопасности за счет каждого фактора в отдельности.

ЗБо=(Ко-То)/Ко

а) Изменение объема продаж

Збусл1=(К1-То)/К1;

б) Изменение суммы постоянных затрат

Збусл2=(К1-Тусл1)/К1;

в) Изменение цены изделия

Збусл3=(К1-Тусл2)/К1;

г) Изменение удельных переменных затрат

ЗБфакт=(К1-Тфакт)/К1.

     Деление затрат на  постоянные и переменные и  использование категории маржинального  дохода позволяет не только  определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показателей на перспективу.

 

 

1.4. Порядок определения критической величины постоянных расходов

 

     С помощью маржинального  анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат при заданном значении остальных факторов.

     Критический уровень  постоянных затрат при заданном  уровне маржинального дохода  и объема продаж рассчитывается  следующим образом:

Н=К(Ц-V), или Н=К*Дс, или Н=В*Ду.

     Смысл этого расчета  состоит в том, чтобы определить  максимально допустимую величину  постоянных расходов, которая покрывается  маржинальным доходом при заданном  объеме продаж, цены и уровня  переменных затрат на единицу  продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки. Проверить этот тезис можно, рассчитав критический объем продаж:

Т=Н/(Ц-V)=Н/Дм

     Если же сумма издержек  будет выше, а увеличить объем  продаж нет возможности, то  предприятие окажется в убытке, частично «проест» свой капитал.

Информация о работе Оценка влияния факторов на изменение себестоимости и изыскание путей ее снижения