Оценка резервов роста прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является выявление резервов увеличения прибыли на основе анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– изучить сущность прибыли, ее экономическое содержание;
– изучить виды и состав прибыли;

Вложенные файлы: 1 файл

оценка резервов роста прибыли на предприятии.docx

— 133.48 Кб (Скачать файл)

Сумма прибыли от реализации, прибыль от прочей реализации и прибыль  по внереализационным операциям  образуют прибыль предприятия за отчетный период.

Прибыль (убыток) отчетного  периода (По) – общая, суммарная прибыль (убыток) предприятия, полученная за определенный период от всех видов производственной и непроизводственной деятельности предприятия, зафиксированных в его бухгалтерском балансе. Она включает:

 

По=Пр+Ппр±Пв(Ув)                                                                               (1.3)

 

где Пр – прибыль от реализации продукции, р.;

Ппр – прибыль от прочей реализации продукции, р.;

Пв (Ув) – прибыль (убыток) от внереализационной деятельности, р.

Облагаемая и необлагаемая налогом, чистая прибыль предприятия  образуется в процессе распределения  прибыли за отчетный год.

Налогооблагаемая (расчетная) прибыль (Пно) – это расчетный показатель, определяемый для целей уплаты налога на прибыль. Согласно существующему законодательству, налогооблагаемая прибыль определяется следующим образом:

 

Пно = По – Пнд – Плн – Ннед                                                           (1.4)

 

где Пнд – прибыль, облагаемая налогом на доходы, р.;

Плн – прибыль, подлежащая льготному налогообложению, р.;

Ннед – налог на недвижимость, р.

Льготируемая прибыль – это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль.

Чистая прибыль – это  та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после  уплаты установленных законом налогов, отчислений, обязательных платежей. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется на резервный фонд, фонд развития производства, фонд социального  развития производства, фонд потребления.

В условиях рыночной экономики  значение прибыли очень велико. Получение  ее ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, необходимой потребителю, снижение затрат на производство. Для предпринимателя  прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего  прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Определенную роль играют и убытки. Они свидетельствуют об ошибках  и просчетах в направлении  и использовании средств, организации  производства и сбыта продукции.

    1. Понятие и классификация резервов роста прибыли на предприятии.

Для повышения эффективности  работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и  реализации, снижения себестоимости  продукции (работ, услуг), увеличение прибыли  и повышения рентабельности.

Важнейшими факторами  роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.

Рост прибыли зависит  прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также  от увеличения объема реализованной  продукции.

Под резервами роста прибыли  понимаются неиспользованные возможности  роста прибыли предприятия. Можно  представить следующую классификацию  резервов повышения прибыли предприятия:

– поэлементные (тактические). К ним относятся такие, которые  вызывают однонаправленное изменение  динамики прибыли. Например, к ним  относятся: увеличение объема производства, повышение цены реализации, снижение затрат на производство;

– комплексные. Они включают два и более элемента, изменение  которых имеет разнонаправленный  характер: одна их часть при реализации улучшает конечный результат, а другая – ухудшает.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рисунок 1.1).

К внешним факторам относятся  природные условия, государственное  регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, не могут оказать значительное влияние  на величину прибыли.


 


 


 

  


 

      

Рисунок 1.1 – Факторы, влияющие на величину прибыли

Внутренние факторы делятся  на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объем средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.

К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта.

Классификация внутренних факторов, оказывающих влияние на величину прибыли, представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Основные факторы, оказывающие влияние на величину

прибыли

Внутренние факторы

Содержание

Материально-технические

использование более прогрессивных  и экономичных предметов труда;

применение более прогрессивного и производительного технологического оборудования, инструментов и оснастки

Организационно-управленческие

освоение производства новых, более совершенных видов продукции;

проведение модернизации технологических процессов

Экономические

система планирования деятельности предприятия;

механизм экономического стимулирования эффективного использования  ресурсов и снижения издержек

Социальные

повышение комфортности условий  труда;

повышение квалификации работников

Экологические

выпуск экологически чистой и безопасной продукции;

способы утилизации отходов;

использование безотходных  технологий

Рыночно-конъюнктурные

воздействие на формирование вкусов и спроса потребителей;

эффективность рекламы;

способы продвижения продукции  на рынок

Хозяйственно-правовые

нормы ценового законодательства;

нормы налогового законодательства;

нормы защиты прав потребителя;

защита прав собственности;

нормы антимонопольного законодательства

Государственное регулирование  хозяйственных процессов

условия по ограниченности уровня дохода (индексация цен, регистрация  цен и т.д.);

установление минимальных  гарантий по заработной плате, индексация доходов и т.д.


 

При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все вышеперечисленные  факторы находятся в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости. «Прямое» влияние  на себестоимость продукции, а значит, на прибыль, связано с тем, насколько  рационально и экономно расходуются материальные ресурсы, т.к. доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исследование динамики прибыли и резервов ее роста (на примере ЧПУП «Жалюзи-бай»)

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ЧПУП «Жалюзи-Бай».     

Предметом деятельности Предприятия  согласно учредительным документам является осуществление следующих  видов экономической деятельности:

- Производство пластмассовых  изделий, используемых в строительстве;

- Прочие отделочные работы;

- Оптовая торговля и  торговля через агентов, кроме  торговли автомобилями и мотоциклами.

На сегодняшний момент основной вид деятельности – это  оптовая торговля и торговля через  агентов.

Уставом ЧПУП «Жалюзи-Бай» определено, что уставный фонд предприятия составляет 1 300 000 (Один миллион триста тысяч) белорусских  рублей. Данный размер уставного капитала сформирован на момент регистрации  предприятия.

Учредителем частного производственного  унитарного предприятия «Жалюзи-Бай» является физическое лицо (гражданин  Республики Беларусь).

Уставный фонд предприятия  подлежит формированию, увеличению или  уменьшению в порядке, установленном  законодательством.

Увеличение уставного  фонда унитарного предприятия может  быть произведено за счет дополнительной передачи ему имущества, так и  за счет имеющихся активов.

В случае, если учредитель предприятия примет решение об уменьшении уставного фонда, предприятие обязано уведомить об этом своих кредиторов.

Плоды, продукции и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении частного предприятия, а также имущества, приобретенного по договорам и иным основаниям, поступают в хозяйственное  ведение частного предприятия.

Имущество частного предприятия  «Жалюзи-Бай» является неделимым и  не может быть разделено по вкладам  и паям, в том числе и между  работниками предприятия.

Имущество частного предприятия  «Жалюзи-Бай» является неделимым и  не может быть разделено по вкладам  и паям, в том числе и между  работниками предприятия.

Источниками формирования имущества  частного предприятия «Жалюзи-Бай» являются:

- имущество, переданное  предприятию учредителем, в том  числе внесено в уставный фонд;

- доходы, полученные от  реализации продукции, выполнения  работ и оказания услуг;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других  кредиторов;

- иные источники, не  запрещенные законодательством.

Структура первоначальных финансовых ресурсов состоит из уставного и  резервного фонда. В ходе деятельности предприятия к капитальные средства пополняются добавочным фондом, нераспределенной прибылью, целевым фондом. На 01.01.2013г. размер нераспределенной прибыли – 9 249 000 рублей. Целевого финансирования на предприятии нет.

2.2. Анализ  уровня, динамики и структуры  прибыли от реализации и прибыли  отчетного года за период 2011-2012 гг.

Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а так же от других видов деятельности. Прибыль – это часть чистого  дохода, который непосредственно  получают субъекты хозяйствования после  реализации продукции. Только после  продажи продукции чистый доход  принимает форму прибыли. Количественно  она представляет собой разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем  больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучить в тесной связи  с использованием и реализацией  продукции.

Прибыль за отчетный период включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и  услуг, от прочей реализации и результат  от внереализационных операций.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли за отчетный период, ее структуру и динамику.

 

 

Таблица 2.1 – Анализ состава и динамики прибыли

 

Наибольшую долю в составе  прибыли за отчетный период занимает прибыль от реализации продукции  – 96-97%. Удельный вес прибыли от операционных доходов и расходов составляет 4-5%, но с развитием рыночных отношений  он может быть значительно большим. Как показывают данные таблицы 2.10 в 2011 г. прибыль за отчетный период снизалась на 1%, что составляет 1 224 млн. р., за 2012 г. по сравнению с 2011 г. прибыль снизилась на 8% что составляет 13 200 тыс. рублей.

2.3 Анализ факторов, определяющих динамику прибыли от реализации продукции, работ, услуг.

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучается динамика, и  определяются факторы изменения  ее суммы.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализованных цен (Цi):

Информация о работе Оценка резервов роста прибыли на предприятии