Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа
Цель данной работы – изучить психологические особенности мотивации и рассмотреть применение теории мотивирования сотрудников на практике на примере компании «Тойота»
В связи с поставленной целью в работе ставились следующие задачи:
Изучить содержание понятий «мотивация»;
Изучить содержательные теории мотивации;
Изучение методы мотивирования персонала;
Рассмотреть конкретный пример успешного мотивирования персонала в организации;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала………………………….5
Концепция мотивации…………………………………………………....5
Содержательные теории мотивации…………………………………….7
Методы мотивирования персонала…………………………………….23
Глава 2. Анализ мотивационной системы персонала…………………………….
в компании «TOYOTA»…………………………………………………………33
2.1 Характеристика деятельности организации Тойота…………………. 33
2.2 Теория мотивации и подход Тойота…………………………………...36
2.3 Разработка системы эффективной мотивации………………………...40
Заключение………………………………………………………………………..47
Список использованной литературы……………………………………………49
Квалифицированный менеджер всегда стремится
к тому, чтобы подчиненные воспринимали
его решения как справедливые.
В противном случае мотивация
сотрудников к труду
Теория ожиданий Виктора Врума
Теория потребностей пытаются объяснить, что мотивирует сотрудников. Теорий ожиданий (expectancy theory) фокусируется на том, как люди решают, какие конкретные типы поведения выбирать и какие усилия при этом, как сотрудники делают выбор среди альтернативных типов и уровней прилагаемых усилий.
Чтобы понять центральную направленность теории ожиданий, рассмотрим поведение опытной медсестры, которая только что начала работать в новой больнице. Какие типы поведения она может выбрать? Следует ли ей проводить много времени, болтая с пациентами, или она будет ограничивать свое взаимодействие только выполнением своих прямых обязанностей по уходу за ними? Будет ли она обсуждать симптомы болезни своих пациентов и их жалобы с лечащими врачами подробно или доктора должны полагаться на ее письменные отчеты? Будет ли она с готовностью помогать другим сестрам, когда те столкнутся с повышенными в работе, или она будет помогать только тогда, когда ее об этом попросят?[5, стр.89]
Теория ожиданий вводит три понятия, лежащих в основе мотивационных механизмов человеческого поведения:
Из теории Врума следует, что
сила мотивации работника
Теория ожиданий утверждает, что мотивация является функцией всех трех компонентов, то есть:
Это значит, что мотивация будет высокой только тогда, когда и валентность, и инструментальность, и ожидания будут высокими. Это также подразумевает, что если один из компонентов будет равен нулю, то и общая сила мотивации будет равна нулю.
Рис. 4. 6Модель теории ожиданий В. Врума
Теория ожиданий В. Врума очень практична, она дает подсказок в отношении того, как можно повысить мотивацию битников.[10, стр. 158]
Теория постановки целей (Е. Локк)
Утверждает, что поведение человека зависит от целей, которые он поставил перед собой, что человек выполняет работу только для того, чтобы достичь поставленных целей.
Постановка целей и задач проходит в несколько этапов. Это:
Эффективность деятельности во многом определяется постановкой цели. Так:
Теория подкреплений Б.Ф. Скиннера
Один из топ-менеджеров, озаботившись вопросом, как эффективно управлять большим коллективом, обратился к своему приятелю, консультанту по управлению. Тот отшутился, посоветовав изучить книгу по служебному собаководству, там, мол, есть ответы на все твои вопросы.
Теории подкреплений, предложенная Б.Ф.Скиннером, стоит особняком от остальных подходов к трудовой мотивации. Скиннер рассматривает мотивацию как циклический процесс научения, в котором последствия в прошлом влияют на последующие действия человека. Этот процесс может быть представлен в следующем виде (рис. 5.)
Рис. 5. 7Модель теории подкрепления
Любое поведение (реакция), вызванное определенной ситуацией или событием (стимулом), является причиной определенных последствий. Если эти последствия позитивны, то любое живое существо будет стремиться максимизировать их, действуя таким же образом. Если последствия были неприятными (негативными), то оно будет стремиться как изменять свое поведение, чтобы избежать этих последствий. Например, крыса будет нажимать на рычаг, если за такие действия она получает пищу, и не притронется к кормушке, если кормушка находится под током. Точно так же работники будут делать то, за что им платят зарплату, и не делать то, за что наказывают (например, не нарушать правила внутреннего распорядка, если знают, что это сопровождается выговором или депремированием)[10, стр.177]
Побуждение работников к труду
и росту результативности осуществляется
с помощью методов мотивации,
представляющих собой способы целенаправленног
Рис. 6. 8Мотивационная пирамида
Административные метолы мотивации персонала
Без использования административных методов воздействия на персонал не обходится ни одна сколько-нибудь крупная организация. С их помощью устанавливается:
В совокупности административные методы:
Классификация и характеристика административных методов дается во многих учебниках и учебных пособиях.
Конечно, административные методы не всегда благосклонно воспринимаются людьми и способны обеспечить лишь минимально допустимый уровень результативности. Однако можно утверждать, что:
Экономические методы мотивации персонала
Экономическая мотивация персонала
организации осуществляется как
в форме материального
Рис. 7. 9Условия эффективности материальной мотивации
Материальная заинтересованност
В результате между высококвалифицированным и, соответственно, высокооплачиваемым работником и его руководителем постепенно нарастают два конфликта. Одни связан с желанием руководителя как можно больше эксплуатировать таких работников. Это вызвано вполне естественной мыслью: «Свои деньги он должен отрабатывать». Получается, что человеку просто некогда тратить заработанное. Все жизнь у него уходит на работу и сон, а это нормальному человеку очень быстро перестает нравиться. Второй конфликт основан на боязни руководителя, что работники, в которых вложена масса средств и энергии, уйдут из организации, как только столкнутся с неизбежным потолком зарплаты или карьеры.
По этим причинам организации должны
использовать не только экономические,
но и социально-экономические
Социально-экономические методы мотивации персонала
В своей совокупности социально-экономические методы (см. рис.8)[1, стр.28]
Рис. 8. 10Социально-экономические методы
Эти методы можно разделить на три группы.
Первая группа включает методы создания и поддержания в организации условий труда, позволяющих работникам сохранять собственное здоровье, эффективно расходовать свою эмоциональную и физическую энергию.
Все эти блага являются полностью или частично бесплатными для работников, но для организации они имеют вполне реальную стоимость. Помимо этого, следует учитывать, что сегодня, к сожалению, многие люди считают получение высокой заработной платы более важным, чем сохранение собственного здоровья. Когда в цену устанавливается кондиционер, то от работников можно услышать: «Лучше бы нам зарплату прибавили». Поэтому использование этих методов:
Вторая группа методов, которую достаточно часто называют социальным пакетом, связана с решением индивидуальных и коллективных социальных проблем сотрудников организации, повышением их социального статус. Несмотря на огромный мотивационный потенциал данных методов, практика многих организаций Республики Беларусь показывает, что используются они весьма неэффективно. В одних организациях сотрудникам выплачиваются деньги на проездной билет, в других оплачивается мобильный телефон, в третьих арендуется бассейн или организуются экскурсии по льготным ценам. Достаточно очевидным недостатком такой системы социально-экономической мотивации является сложность ее администрирования, требующая затрат времени руководителя, но это лучше, чем попусту тратить деньги.
Информация о работе Оценка эффективности системы мотивации труда в конкретной организации