Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 17:19, курсовая работа
Целью курсовой работы стало изучение теоретических и практических основ результативности деятельности предприятия.
Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность оценки и анализа результативности деятельности предприятия;
- изучить основные показатели результативности деятельности предприятия;
- рассмотреть современные подходы к анализу и оценке основных показателей результативности деятельности предприятия;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы оценки и анализа результативности деятельности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность оценки и анализа результативности деятельности предприятия 5
1.2. Основные показатели результативности деятельности предприятия 9
1.3. Современные подходы к анализу и оценке основных показателей результативности деятельности предприятия 14
Глава 2. Основные показатели результативности деятельности Краснослободского потребительского общества 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ основных показателей результативности деятельности Краснослободского ПО 23
2.3. Резервы и возможности повышения эффективности деятельности Краснослободского ПО 32
Глава 3. Перспективы развития Краснослободского потребительского общества 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Важнейшим фактором, влияющим на прибыль от реализации продукции, является себестоимость. Количественно в структуре она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств, у предприятия возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена [13, стр. 214].
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующиеся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоения новых технологий, расширения производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции [15, стр. 117].
Прибыль предприятия растет высокими темпами, главным образом, за счет роста цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции [8, стр. 189].
Балансовая прибыль включает также внереализационные результаты, т.е. доходы и расходы, которые не связаны непосредственно с производством и реализацией продукции, но по действующим нормативным документам относятся на финансовый результат.
Для оценки результативности финансово-хозяйственной предприятия можно применять следующую методику.
Выручка от реализации (за минусом НДС и акцизов)
- ПЗ на производство и сбыт продукции (не включая финансовые затраты)
- Материальные УПЗ
+/-
Сальдо прочих доходов и
= Прибыль до вычета процентов и налогов
- Финансовые УПЗ (проценты к уплате)
-
Налог на прибыль и прочие
обязательные платежи из
= Чистая прибыль
Взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой понесенных для ее получения затрат активов и фондов как раз и описывается таким показателем, как Л. В общем случае Л- характеристика зависимости между потенциальными УПЗ и некоторой прибылью. В соответствии с ранее выделенными видами УПЗ речь может идти о производственном (операционном) Л (ОЛ) и финансовом Л (ФЛ). ПЛ упрощенно может определяться как доля материальных (финансовых) УПЗ в общих затратах предприятия. Чем выше доля таких затрат, тем в большей степени варьирует соответствующий показатель прибыли, или, что равносильно, тем выше риск, ассоциирующийся с данным предприятием. ФЛ - фактор изменения только чистой прибыли, в то время как ОЛ влияет на изменение и прибыли до вычета процентов и налогов, и чистой прибыли [1, стр. 235].
Как ОЛ, так и ФЛ характеризуют предприятие с точки зрения долгосрочной перспективы.
Таким
образом, программа анализа
Кроме
того, в данную программу может
входить в качестве отдельного направления
(но в общем контексте
К
относительным показателям
В условиях рынка весьма важным показателем является рентабельность продукции, определяемая отношением прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции, так как ее повышение в первую очередь будет зависеть не от повышения цен (в условиях конкуренции цены можно снижать с целью завоевания рынков сбыта), а от того, как будет обеспечиваться снижение затрат за счет внедрения новых технологий. Этот показатель характеризует и изменения в политике ценообразования, способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции [9, стр. 224].
Рентабельность продукции - это показатель, характеризующий уровень эффективности затрат. Его рассчитывают как отношение прибыли к себестоимости продукции. Так, рентабельность товарной продукции определяется отношением прибыли к полной себестоимости товарной продукции и показывает, сколько рублей потенциальной прибыли может принести каждый рубль затрат на ее выпуск и реализацию.
Так как коэффициенты рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятия, они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового положения предприятия.
Важным
относительным показателем
Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств, чем ниже затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)).
Рентабельность продукции - это показатель, характеризующий уровень эффективности затрат. Его рассчитывают как отношение прибыли к себестоимости продукции. Так, рентабельность товарной продукции определяется отношением прибыли к полной себестоимости товарной продукции и показывает, сколько рублей потенциальной прибыли может принести каждый рубль затрат на ее выпуск и реализацию [10, стр. 129].
В условиях рынка весьма важным показателем является рентабельность продукции, определяемая отношением прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции, так как ее повышение в первую очередь будет зависеть не от повышения цен (в условиях конкуренции цены можно снижать с целью завоевания рынков сбыта), а от того, как будет обеспечиваться снижение затрат за счет внедрения новых технологий. Этот показатель характеризует и изменения в политике ценообразования, способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции.
Таким
образом, оценка результативности производственно-хозяйственной,
финансовой деятельности сводится к анализу
доходности того или иного вида деятельности,
то есть направлена на максимизацию прибыли.
Проведение анализа результативности
финансово-хозяйственной деятельности
включает в себя анализ прибыли, рентабельности
и эффективности текущей деятельности
(деловой активности). Для оценки результативности
хозяйственной деятельности также используются
показатели рентабельности – прибыльности
или доходности капитала, ресурсов или
продукции [5, стр. 254].
1.3.
Современные подходы
к анализу и
оценке основных
показателей результативности
деятельности предприятия
Оценка эффективности деятельности предприятий осуществляется на основе определенных принципов. В экономической литературе предлагаются различные варианты сочетания принципов оценки эффективности. Это: системность, комплексность, достоверность, объективность, релевантность, научность, оперативность, сопоставимость, принцип древовидной структуры, принцип обозримости, принцип разумного сочетания абсолютных и относительных показателей, принцип адекватности.
В Приложении 1 представлена последовательность проведения оценки эффективности деятельности предприятий на основе существующих в экономической литературе методик проведения анализа ее эффективности.
Для получения системной оценки деятельности предприятия может использоваться комплексный подход к оценке результатов деятельности организации с позиций различных заинтересованных групп:
- руководства предприятий;
- владельцев предприятий;
- коммерческих партнеров, кредиторов, поставщиков;
- налоговых и таможенных служб;
- потребителей [4, стр. 96].
С этой точки зрения необходимо выделить основные элементы предприятия как системы экономических интересов и определить показатели, соответствующие каждой группе заинтересованных субъектов согласно критерию полноты удовлетворения их интересов, связанных с деятельностью данного конкретного предприятия.
Существование двух основных подходов к формированию показателей оценки эффективности деятельности предприятий (ресурсного и затратного) предопределяет необходимость соответствующего деления основных видов ресурсов, входящих в экономический потенциал предприятия, на две группы: примененные ресурсы и потребленные ресурсы. Наглядно такое деление представлено в Приложении 2.
В настоящее время преобладает ресурсный подход, при котором рассчитываются, в основном, общие показатели эффективности основных фондов (фондоотдача, фондоемкость,) и реже - частные показатели эффективности (коэффициенты использования площадей, оборудования).
При комплексной оценке эффективности использования основных фондов для более глубокого и качественного анализа необходимо использовать как ресурсный, так и затратный подходы к построению показателей эффективности использования основных фондов.
С точки зрения ресурсного подхода предлагается следующая система показателей оценки эффективности использования основных фондов:
1. Показатели, характеризующие степень использования оборудования:
-
коэффициент установленного
- коэффициент действующего оборудования;
-
коэффициент использования
-
коэффициент экстенсивного
-
коэффициент интенсивного
2.
Общие показатели
- фондооотдача;
- фондоемкость;
- фондовооруженность;
- фондооснащенность;
-
коэффициент эффективности
С точки зрения затратного подхода система показателей оценки эффективности использования основных фондов выглядит следующим образом:
1. Показатели, характеризующие степень использования площадей:
- отдача затрат по аренде и содержанию площадей;
-
рентабельность затрат по
-
доля затрат на содержание
площадей в общей сумме затрат
на аренду и содержание
2.
Общие показатели
а) рассчитанные на основе амортизационных отчислений:
- амортизациоотдача;
- амортизациоемкость;
- амотизациорентабельность
б) рассчитанные на основе полной суммы затрат по содержанию основных фондов:
- отдача затрат на содержание основных фондов;
- емкость затрат на содержание основных фондов;
-
затраты на содержание
-
рентабельность затрат на
Обобщение существующих методик оценки эффективности использования оборотных средств предприятия позволяет выделить следующие основные показатели, рассчитанные на основе ресурсного подхода:
Информация о работе Перспективы развития Краснослободского потребительского общества