Планирование деятельности предприятия. Виды планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является в разработке рекомендаций по совершенствованию планирования деятельности ООО «ВиШинки».

Для достижения поставленной цели необходимо следующие задачи:

- рассмотреть сущность планирования, принципы и виды планирования

- проанализировать деятельность ООО «ВиШинки» и оценить систему планирования

- оценить эффективность предложенных рекомендаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие планирования……………………………………………..5
1.1 Задачи и цели планирования деятельности фирмы………………8
1.2 Пределы и принципы планирования……………………………..10
1.3 Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное…14
Глава 2. Оценка планирования на предприятии в рыбопромышленном холдинге «ВестРыбФлот»………………………………………………..18
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………...18
2.2 Анализ технико-экономических показателей…………………...19
2.3 Планирование деятельности предприятия………………………20
2.4 Анализ финансово – экономической деятельности…………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
Список используемых источников…………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

экономика организации.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

      Бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций. 

      1.1 Задачи и цели планирования деятельности фирмы 

      Планирование  необходимо для достижения фирмой следующих  целей: повышение контролируемой доли рынка; предвидение требований потребителя; выпуск продукции более высокого качества; обеспечение согласованных сроков поставок; установление уровня цен с учетом условий конкуренции; поддержание репутации фирмы у потребителей.

      Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему: планирование роста прибыли; планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение; увеличение доли рынка, увеличение доли продаж; улучшение социальной политики фирмы.

      Состояние конкуренции на рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами (М.Е. Портера): соперничество среди конкурирующих  продавцов, конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены; угроза появления новых конкурентов; экономические возможности и торговые способности поставщиков; экономические возможности и торговые способности покупателей.

      Давление  на противников зависит от того, является ли фирма-инициатор доминантной  фирмой, с ощутимым рыночным влиянием, посредственной фирмой, или действия могут быть спрогнозированы на время, фирмой испытывающей финансовые затруднения, чьи стратегии основаны на отчаянных попытках.

      Цели  должны быть: конкретными и измеримыми; ориентированы во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными); достижимыми; взаимоподдерживающими (непротиворечивыми).

      Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.

      Цели  фирмы:

      1. Общие  (глобальные), разработанные для  фирмы в целом: отражают концепцию фирмы; разработаны на длительную перспективу; определяют основные направления программ развития фирмы; должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; ранжирование целей по принципу приоритетности.

      2. Специфические цели разрабатываются  в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

      Другие  специфические цели (подцели): по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта); научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень); производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция); финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения).  

      1.2 Пределы и принципы планирования 

      Возможности планирования в экономической организации  предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Рассмотрим наиболее важные из них.

      1 Неопределенность рыночной среды.

      Любая экономическая организация в  своей деятельности неизбежно сталкивается с неопределенностью. Фирма не обладает достаточными (полными) данными о  своем настоящем и будущем, она  не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование и является одним из способов "прояснения" внутренних и внешних условий деятельности. То есть планирование – это инструмент преодоления неопределенности. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается. Однако любой, даже самой мощной фирме не по силам полностью устранить неопределенность, а значит, целиком спланировать свою деятельность. Ведь устранить неопределенность – значит устранить сам рынок, разнообразие несовпадающих интересов и действий субъектов рынка. Конечно, фирмы стремятся упорядочить свои внешние отношения путем вытеснения воздействий рынка на свою деятельность, и такие усилия приносят определенный успех.

      Контроль  над рынком может осуществляться несколькими способами. Рассмотрим некоторые из них.

      Вертикальная  интеграция означает, что планирующая  организация присоединяет путем  слияния или поглощения фирму-поставщика и/или фирму-клиента. То есть объединяются фирмы, входящие в состав единой технологической цепочки. Таким образом, внешние сделки превращаются во внутрифирменные. В результате фирма получает элементарную гарантию постоянных и стабильных поставок сырья, капитала, рабочей силы, а также регулирует затраты на приобретение нужных экономических ресурсов.

      Контрактные отношения. Смысл контрактных отношений  заключается в том, что потенциальный  производитель сначала находит покупателя продукции, которую он способен произвести, и уже затем, после соответствующей подготовки, производит товар. Сделка между потенциальными покупателем и продавцом оформляется контрактом, в котором устанавливаются цены и объемы поставляемой или покупаемой продукции на достаточно длительный период времени.

      Предпринимательские сети. Фирмы могут уменьшать неопределенность внешней среды, используя, помимо контрактов, такую форму взаимодействия, как предпринимательские сети. Предпринимательские сети объединяют фирмы, которые экономически заинтересованы друг в друге, на основе гибких взаимоотношений, сотрудничества, построенного на доверии. От вертикальной интеграции, например, основанной на жестких иерархиях, предпринимательские сети отличаются независимостью и свободой действий каждого из звеньев сети, фирмы-участницы сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность. От обычных рыночных сделок отношения в рамках сети отличаются тем, что они подкрепляются не силами закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия.

      2 Издержки планирования.

      Предел  планирования определен и величиной  издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования.

      Как отмечают многие из практикующих менеджеров, одним  из наиболее существенных недостатков  плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на исследования; организацию подразделения планирования; привлечение дополнительного персонала.

      Речь  идет о тех дефицитных средствах, которые могли бы быть использованы для решения других важных экономических задач.

      Может ли позволить себе организация осуществлять такие затраты и, следовательно, заниматься планированием? Да, может, потому что затраты на планирование, как уже отмечалось, создают ряд важных преимуществ в деятельности фирмы. Поэтому вопрос о затратах правильно было бы сформулировать так: каковы должны быть дополнительные затраты, нужные для того, чтобы расширить масштабы планирования в организации?

      Можно сформулировать следующее правило  определения издержек планирования; любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект. И, кроме того, не стоит браться за разработку такого плана, стоимость которого могла бы равняться стоимости создания лучшего плана.

      Таким образом, минимальными затратами на планирование являются такие, которые  обеспечивают выживание экономической организации, а любые дополнительные затраты должны обеспечивать ее развитие.

      Трудность при определении оптимальных  затрат заключена в том, что доход, полученный от планирования, не может  быть измерен точно при помощи количественных методов. Эффект плановой деятельности опытный менеджер может определить, используя качественные и субъективные методы оценки.

      Принципы  планирования в экономической организации

      Принципы  планирования определяют характер и  содержание плановой деятельности в  экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

      Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

      1 Принцип единства.

      Принцип единства (холизма) предполагает, что  планирование в экономической организации должно иметь системный характер. Понятие "система" означает:

      - существование  совокупности элементов;

      - взаимосвязь  между ними;

      - наличие  единого направления развития  элементов системы, поведения,  ориентированного на общие цели.

      Единое  направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада), их интеграции.

      Таким образом, взаимосвязь и одновременность  – главные черты координации  планирования на предприятии.

      2 Принцип участия.

      Принцип участия тесно связан с принципом  единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

      3 Принцип непрерывности.

      Смысл принципа непрерывности заключен в  том, что:

      - процесс  планирования на предприятиях  должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

      - разработанные  планы должны непрерывно приходить  на смену друг другу (второй – на смену первому, третий - на смену второму и т.д.).

      4 Принцип гибкости.

      Принцип гибкости взаимосвязан с принципом  непрерывности и заключается  в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

      Для осуществления  принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с  изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы, иначе называемые "надбавками безопасности", или "подушками".

      5 Принцип точности.

      Всякий  план должен быть составлен с такой  степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

      Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено  ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.

      1.3   Виды планирования: стратегическое, текущее, оперативное 

      На  практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки – «Прогнозирование и планирование экономической деятельности». В нашем случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им, реализации принятой стратегии. 

Информация о работе Планирование деятельности предприятия. Виды планирования