Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 06:09, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга “товар с сопровождением”. Только качество может привлечь потребителя. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………….………….... 5
1.1. Содержание, формы и принципы планирования
качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия….. 5
1.2. Особенности планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия…………………….10
1.3.Методика, технология планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия ………25
Глава 2. Эффективность планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………30
2.1. Анализ эффективности планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия ….30
2.2. Разработка рекомендаций планирования качества и повышение конкурентоспособности продукции предприятия………………………. 34
Заключение 42
Список использованной литературы……………………………………...46
Приложения
- Р.А. Фатхутдинов и М. Портер отмечают, что конкуренция – это процесс управления конкурентными преимуществами и процесс появления нового;
- как ситуацию (в которой конкурирующих единиц много и они независимы) конкуренцию трактует Ф. Найт;
- как стремление (как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам) конкуренцию трактует П. Хайне.
Анализ имеющихся
трактовок позволил в
Предметом конкуренции является
товар или услуга, посредством
которых фирмы-соперники
Узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары-аналоги либо товары-заменители (субституты). Широкое понимание приводит к увеличению числа конкурентов.
Объектом конкуренции является потребитель (покупатель), и в этом качестве он имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Именно это разделение «предмета» и «объекта» показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) – с другой, а значит, существуют различные методы и приемы конкурентной борьбы, и различное их влияние.
Конкуренция — рыночный механизм, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных отношений и является способом оздоровления экономики.
Конкуренция может быть выражена в разных формах и осуществлена разными методами. Она может быть также как внутриотраслевой, так и внешнеотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция
— это соперничество между
предпринимателями одной
Межотраслевая конкуренция
— это конкуренция между
Свободная конкуренция предполагает
ничем не ограниченный вход на рынок
и выход из него для любого товаропроизводителя.
Свободная конкуренция
В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество продукции страны — это престиж страны, это удовлетворение потребностей граждан страны. Только на основе выпуска качественной продукции предприятие способно выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль. Поэтому понятно, что деятельность по повышению качества в условиях конкурентных рыночных отношений является приоритетной, как в рамках предприятия, так и в рамках страны.
Причин, которые вынуждают предприятие повышать качество производимых товаров много. Выделим основные:
Штриховое кодирование — важное направление обеспечения конкурентоспособности товара. Под штриховым кодированием следует понимать технологию автоматической идентификации и сбора данных, основанную на предоставлении информации по определенным правилам в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета, отражающей способности и ориентации для последующего оптического считывания и преобразования в форму, необходимую для ее автоматического ввода в вычислительную машину.
Использование штрихового кодирования дает возможность автоматизации процесса ввода и обработки информации о продукции (товаре) в ЭВМ для последующего быстрого решения задач, связанных с фиксацией факта поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы продукции (товара).
Штриховое кодирование влияет на конкурентоспособность товара следующим образом:
1. Наличие штрихового
кода у товара может
2. Наличие штриховых кодов
на упаковках дает возможность
организовать эффективный
3. С помощью штриховых
кодов контролируется качество
продукции; в процессе
4. Штриховые коды обеспечивают
точный учет складируемых и
отгружаемых товаров;
5. Применение штриховых
кодов позволяет повысить
6. Использование штрихового
кодирования способствует
Система штрихового кодирования включает в себя три компонента:
– сам штриховой код;
– устройство считывания;
– вычислительное устройство.
Штриховой код — это
последовательность расположенных
по правилам определенной символики
темных (штрихов) и светлых (пробелов)
прямоугольных элементов
Штриховой код наносится на упаковке, этикетке или на ярлыках, сопровождающих товары. Штриховые коды считываются сканерами, которые воспринимает штрихи, пробелы и их сочетании, декодируют штриховой код в цифровой.
Правительством РФ принята и поддерживается государственная программа, предусматривающая внедрение системы штрихового кодирования в торговле, банковском деле, на транспорте, в медицине, в сельском хозяйстве и других сферах экономики.
Товарные знаки в обеспечении качества и конкурентоспособности товаров
Товарные знаки являются обозначениями для обеспечения отличий товаров разных производителей. В соответствии с Гражданским кодексом РФ товарный знак (ТЗ) — это средство обслуживания (ЗО), который представляет собой средство индивидуализации выполняемых работ и услуг.
В условиях конкуренции ТЗ (ЗО) выполняет ряд функций, оказывающих непосредственное воздействие на конкурентоспособность товара. Эти функции проявляются как у производителя, так и потребителя: у производителя — в направлении выделения товара среди однородных возможностей более эффективной рекламы, обеспечении гарантий качества товара для потребителя, что отражается на увеличении объема продаж и получаемой прибыли, у потребителя — в указании на качество товара и на источник происхождения спроса на эти товары, так как среди однородных товаров, сходных по цене и качеству, потребитель, как правило предпочитает товары и известными товарными знаками, например, ручки Parker, спортивные товары фирм Adidas, Reebok и т.п.
Широкая известность фирм
и авторитет их товарных знаков привлекают
множество мошенников, которые подделывают
товарные знаки, тем самым угрожая
деловой репутации и
В России отношения, возникающие
в связи с созданием, регистрацией,
правовой охраной и использованием
товарных знаков, регулируются следующими
законодательно-правовыми
– ГК РФ;
– Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
– Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
– Уголовным кодексом РФ;
– Международными соглашениями и конвенциями, в которых участвует Россия;
– Подзаконными актами, принятыми в развитие законодательства.
Государственная регистрация товарного знака проводится в патентном ведомстве России. Заявка на регистрацию товарного знака подается юридическим или физическим лицом самостоятельно либо через патентного поверенного.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные обозначения и их комбинации, а также звуковые товарные знаки:
К словесным обозначениям, которые могут регистрироваться как товарные знаки относятся слова, сочетания букв, имеющих словесный характер, словосочетания, предложения.
К изобразительным товарным знакам относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиций, линий, пятен, фигур на плоскости.
К объемным изображениям, регистрируемым как товарные знаки, относятся трехмерные объекты, комбинации линий и фигур.
К комбинированным товарным знакам относятся сочетания элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.д.
В качестве звукового товарного
знака могут быть зарегистрированы
мелодия, различные шумы и звуки.
Возможно сочетание звукового фона
со словесным элементом (например, как
товарный знак, была зарегистрирована
мелодия, звучащая перед объявлениями
в международном аэропорту
Патентная чистота и патентоспособность продукции
Патентная чистота продукции отражает степень воплощения в изделии технических решений, не подпадающий под действие патентов, введенных в стране, на рынке которой запланирован сбыт. Иначе говоря, патентная чистота обозначает возможность использования в данном государстве объекта техники (машины, прибора и т.д.) без нарушения прав по действующим патентам.
Соответственно патентная
чистота — важнейшее
В Российской Федерации патентное законодательство, основу которого составляет Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года, защищает имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие с созданием, правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности.
К изобретению относится устройство, вещество, способ, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение указанных объектов по новому назначению. Полезная модель представляет собой конструктивное выполнения средств производства, предметов потребления, их составных частей. Промышленный образец — это художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Информация о работе Планирование качества и повышение конкурентоспособности продукции