Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Содержание

1. Введение.…………………………………………………….



2. Общая характеристика планирования в рыночной экономике:



 Функции и задачи планирования…………………..

 Назначение и цели планирования………………….

 Разработка стратегий и целей предприятия.

 Технология планирования…………………………….

 Основные формы планирования……………………

3. Оптовая торговля:

 Роль и функции оптовой торговли………………..

 Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия…………..

 Планирование оптового товарооборота……….



4. Розничная торговля:

 Понятие розничного товарооборота…………….

 Анализ розничного товарооборота……………….

 Планирование розничного товарооборота…….



5. Планирование – не догма, а необходимость……



6. Список использованной литературы……………..

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Анализ оптового оборота включает три раздела:

-          анализ объема и структуры оборота,

-          анализ оптовых закупок (поступления товаров)

-          анализ товарных запасов.

 

Источниками информации для проведения экономического ана­лиза служат бухгалтерская и статистическая отчетность, данные оперативного учета, специальные и выборочные исследования, про­водимые на предприятии.

Анализ оптового товарооборота начинается с анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с рас­четными (плановыми) данными или с показателями за прошлые периоды. Определяются темпы роста оборота, средние темпы роста, изменения в стоимостном (натуральном) измерении. Аналогичные показатели при необходимости рассчитываются в постоянных ценах.

Направления экономического анализа товарооборота:

-          по формам товародвижения;

-          по категориям покупателей;

-          по регионам;

-          по структуре и ассортименту оборота;

-          по способу оплаты за товар (Табл. 2).

 

Табл. 2 . Варианты экономического анализа

оптового оборота предприятия (за период, квартал, год)

 

 

Варианты анализа

 

Виды оптового товарооборота

Оптовый оборот (предыдущий период)

Оптовый оборот (план-расчет)

Оптовый оборот (факт)

Изменения, %

 

 

По формам товародви-жения

 

 

 

По категориям покупателей

 

 

 

 

 

 

По регионам

 

 

 

 

По структуре и ассортименту оборота

 

 

 

По способу оплаты за товар

 

Валовой оборот в том числе: складской оборот;

транзитный оборот;

с участием в расчетах;

без участия в расчетах

 

Валовой оборот в том числе:

розничные предприятия:

промышленные предприятия;

оптовые предприятия;

экспорт;

госзаказ

другие покупатели

 

Валовой оборот в том числе:

местный регион;

другие регионы.

 

Валовой оборот в том числе:

продовольственные товары;

непродовольственные товары.

 

Валовой оборот в том числе:

немедленная оплата;

по перечислению;

в кредит

 

 

 

 

 

 

При необходимости проводится более глубокий анализ по любо­му из направлений. Например, анализируется продажа каждому покупателю в разрезе товарных групп. Возможны и другие направ­ления экономического анализа товарооборота и структуры продаж исходя из интересов предприятия и целей аналитической работы.

Анализ поступления товаров на оптовое предприятие проводит­ся по источникам поступления товаров и конкретным поставщи­кам. По источникам анализируются поступления товаров от пред­приятий-изготовителей, оптовых посредников, по импорту. Следует выделить поставщиков своего региона (города) и других регионов. Анализ ведется по товарной структуре, которая сопоставима со структурой оптовых продаж.

Анализ поступления по отдельным поставщикам проводится как по объему выполненных заказов, так и по его структуре, срокам и качеству продукции. Результаты анализа служат базой для оценки степени выполнения заключенных контрактов (договоров) на по­ставку товаров.

При организации завоза товаров на оптовые склады, а также доставке товаров покупателям оптовое предприятие заинтересовано в максимальной рациональности перевозок. Это особенно важно при использовании собственного автотранспорта.

Для анализа рациональности перевозок рекомендуется исполь­зовать методы линейного программирования: распределительный, симплекс-метод, метод потенциалов.

Заключительный этап анализа — исследование состояния товар­ных запасов предприятия. С учетом существования двух форм то­вародвижения в опте анализируют товарные запасы, которые об­служивают только складской товарооборот.

Анализ товарных запасов включает следующие направления:

       изучение общего объема и структуры запасов предприятия;

       изуче­ние отклонения фактических товарных запасов от нормативов;

       оп­ределение и измерение основных факторов, воздействующих на объем и состав товарных запасов;

       исчисление и анализ скорости товарооборачиваемости.

 

Источниками информации о товарных запасах служат данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности.

Анализ товарных запасов начинается с оценки их общего объе­ма и местонахождения. Динамика величины запасов за выбранный временной отрезок характеризует объем деятельности и обеспечен­ность оптового оборота товарными ресурсами. Анализ проводится в абсолютных (стоимостных, натуральных) и относительных (днях, числе оборотов) показателях.

Товарные запасы по местонахождению подразделяются на това­ры на складах и товары отгруженные.

По назначению товарные запасы делят на запасы текущей реа­лизации, сезонного хранения и досрочного завоза. Последние две группы запасов в основном характерны для оптовых организаций, обеспечивающих государственные интересы по снабжению населе­ния и субсидируемых государством.

Структура товарных запасов в ассортиментном разрезе анализи­руется в соответствии со структурой оптовых продаж и закупок то­варов предприятием. Изучение товарных запасов проводится по степени соответствия нормативам, которые определяются предпри­ятием самостоятельно. Запасы сезонные и досрочного завоза не включаются в состав нормируемых. Сопоставление с нормативом необходимо проводить в целом по всем товарам и в ассортимент­ном разрезе. Отклонения от норматива сигнализируют о необходи­мости проведения углубленного анализа и выявления причин, вы­звавших эти отклонения.

Объем товарных запасов на оптовом предприятии может изме­няться под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех фаз оптового товаро­движения.

Объем товарооборота оказывает, как правило, прямое воздейст­вие на размер товарных запасов, увеличивая их, но зависимость эта непрямопропорциональна.

Изменения в структуре товарооборота заметно влияют на объем товарных запасов. Степень и характер воздействия различны. Так, при увеличении ассортимента товаров запасы растут, при росте до­ли продовольственных товаров запасы на единицу реализованных товаров снижаются и, наоборот, при увеличении доли непродовольственных товаров запасы возрастают.

Размер влияния изменения структуры оборота на товарный за­пас определяется методами процентных чисел и цепных подстано­вок.

Важную роль при анализе запасов играет анализ скорости об­ращения, или товарооборачиваемости. Этот показатель характе­ризует время, необходимое для полного обновления запаса на опто­вом предприятии.

На показатель времени обращения наибольшее влияние может оказать изменение объема и структуры товарооборота среднего то­варного запаса.

Анализу других экономических показателей деятельности пред­приятия посвящены соответствующие главы учебника. Там, где это целесообразно, выделены особенности проведения анализа или пла­нирования показателей оптового предприятия.

 


Планирование оптового товарооборота

 

Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом про­ведения плановой работы является постоянно обновляемый доку­мент — бизнес-план предприятия.

В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек и т.п. Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и розницы в сфере обращения.

Показатель оптового товарооборота — важнейший среди пла­нируемых предприятием в бизнес-плане. От него зависят все ос­тальные — доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

В то же время прогнозируемый объем продаж является резуль­тирующим показателем, который отражает различные аспекты дея­тельности предприятия — стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.

              Прогнозирование – это управленческий инструмент для планирования и разработки политики принятия решения.

              Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.             

              Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

              На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важнейшие факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

При прогнозировании применяются различные методы – экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

Спецификой деятельности оптового предприятия на рынке товаров народного потребления является обслуживание прежде всего запасов розничной торговли, розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает оптовое предприятие.

Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется относительной стабильностью состояния рынка, а второй – значительными колебаниями спроса и продаж.

Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет выявить характер изменений и возможность применения экономико-статистических методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового товарооборота на плановый период. В зависимости от формы связи могут быть использованы различные уравнения регрессии – линейной, гиперболы, полулогарифмической, показательной, степенной.

Для оценки влияния факторов на величину оборота в будущем можно использовать коэффициенты эластичности – прямые и перекрестные.

Используются также и более простые графический и индексный методы, расчет средних темпов изменений оборота в течение анализируемого и прогнозируемого периодов.

После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых продаж необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот).

Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества факторов – конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя, уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина прибыльности проводимых оптовых операций в целом.

На следующем этапе планируется структура оптовых продаж. Следует отметить, что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима, когда  в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров.

Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.

В теории и практике товарных запасов используется несколько методов: опытно-статистический, экспертных оценок, технико-экономических расчетов, экономико-математические.

Опытно-статистический метод базируется на анализе фактически сложившегося уровня товарных запасов оптового предприятия.

В основе метода – личностная оценка состояния запасов в прошлом и субъективное понимание перспектив их развития. Достоинство метода – быстрота и малая трудоемкость. Недостатки заключены в человеческом факторе (опыт, знания экономиста, трудности безошибочной обработки большого количества информации).

Методы экспертных оценок применяются в том случае, когда нет достаточной информации, рынок товара мало изучен.

Сущность метода технико-экономических расчетов состоит в определении норматива. Исходная формула норматива слагается из времени на приемку и подготовку товара к продаже, рабочего за­паса, запаса пополнения и страхового запаса.

Информация о работе Планирование на предприятии