Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Содержание

1. Введение.…………………………………………………….



2. Общая характеристика планирования в рыночной экономике:



 Функции и задачи планирования…………………..

 Назначение и цели планирования………………….

 Разработка стратегий и целей предприятия.

 Технология планирования…………………………….

 Основные формы планирования……………………

3. Оптовая торговля:

 Роль и функции оптовой торговли………………..

 Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия…………..

 Планирование оптового товарооборота……….



4. Розничная торговля:

 Понятие розничного товарооборота…………….

 Анализ розничного товарооборота……………….

 Планирование розничного товарооборота…….



5. Планирование – не догма, а необходимость……



6. Список использованной литературы……………..

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

 

Табл. 3 . Расчет сезонности продажи овощей в магазине

 

 

Кварталы

Объем продажи, млн.руб.

 

Показатель сезонности,

%

1 год

2 год

3 год

в среднем за 3 года

I

137

191

163

164

78

II

121

175

154

150

71

III

288

258

352

299

142

IV

213

208

271

231

109

Среднеквартальный уровень

 

190

 

208

 

235

 

211

 

100

Определим степень колебания продажи овощей в течение года по отдельным кварталам на основе расчета среднего квадратического отклонения:


 

В нашем примере

 

(164-211) 2 + (150-213)2 + (299-21I) 2 + (231-211) 2  =

                                                   4

= 59 млн. руб.,

а коэффициент вариации (v) составит

V    =   59 • 100     =   28 %

                211

 

Итак, из приведенного выше примера следует, что сезонные ко­лебания спроса и предложения нельзя не учитывать, поэтому ана­лиз товарной структуры оборота не может ограничиваться рассмот­рением показателей по продаже товаров в целом за год; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения на конкретные това­ры в отдельные периоды года — кварталы.

Установив, какие изменения произошли в развитии товаро­оборота, необходимо выявить вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим моментом анализа розничного товарооборота являет­ся анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения товарооборота. Здесь можно использовать формулу баланса товарооборота:

 

      Зн + П = Зк + Р + Вп

 

где Р — реализация или розничный товарооборот;

Зн — запасы на начало периода;

П — поступление товаров;

Вп — прочее выбывание;

Зк — запасы на конец периода.

Влияние на объем реализации товаров слагаемых товарного ба­ланса можно рассчитать методом цепной подстановки или методом исчисления разницы между фактическими и плановыми величина­ми либо фактическими величинами в динамике.

На объем товарооборота непосредственное влияние оказывают также факторы, связанные с численностью работников, организа­цией и производительностью труда, а также с использованием ос­новных средств.

Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перс­пективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.

Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработ­ки прогноза продажи товаров.

Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хо­зяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

Составление плана (прогноза продаж) розничного товарооборота

Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубо­ком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перс­пектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых яв­ляются следующие.

1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на от­дельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос насе­ления удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учи­тываются изменения, которые происходят в структуре товарооборо­та под влиянием роста материального благосостояния населения. Так при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи конди­терских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных това­ров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов.

Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

2. Уровень производства отдельных предметов потребления и со­ответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3. Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем про­дукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлет­ворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, карто­фель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции разви­тия подсобных хозяйств.

4. Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непро­довольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.

5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого насе­ления. В связи с расширением жилищного строительства резко уве­личивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным за­стройщикам различных строительных материалов.

Методика прогнозирования и планирования розничного товаро­оборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

       продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворя­ется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

       продовольственные товары, вся потребность в которых удовлет­воряется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);

       непродовольственные товары;

       товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов дли­тельного пользования в расчете на 100 семей.

Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объе­ма экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. Используются следующие основ­ные методы прогнозирования структуры розничного товарооборота: экономико-статистические, экономико-математические, норматив­ный и др.

Прогноз розничного товарооборота целесообразно составлять по кварталам, что имеет важное оперативное значение.

Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по перио­дам года имеют важное значение для ритмичного удовлетворении платежеспособного спроса населения, нормального денежного обра­щения, обеспечения развития товарооборота и других показателей торговой деятельности предприятия.

Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и месяцам) требует комплексного учета целого ря­да факторов:

Остановимся на основных из них.

1. Покупательная способность населения в разные периоды года, определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов на­селения. Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не совпадают с соответствующими показателя­ми розничного товарооборота, так как доходы, полученные населе­нием в одном периоде, могут быть израсходованы на покупку това­ров в другое время. Однако использование данных о динамике де­нежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного товарооборота за прошлые годы позволяет по­высить обоснованность внутригодичных прогнозов товарооборота.

 

2. Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды (весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпразднич­ные и праздничные дни, в период подготовки к учебному году и т.п.). Они отражаются на показателях внутригодичного товарообо­рота. Для анализа этих показателей рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается се­зонность в производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы. Можно привести простой расчет анализа удельных весов товарооборота каждого квартала в общем товаро­обороте магазина за ряд лет (Табл. 4):

 
Табл. 4 . Расчет анализа удельных весов товарооборота каждого квартала в общем товарообороте магазина за ряд лет
 

 

 

 

 

(% к итогу года)

 

 

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

I квартал

22,8

22,9

22,9

23,0

23,0

II квартал

24,1

24,0

24,1

24,0

24,3

III квартал

26,1

26,1

26,1

26,1

25,9

IV квартал

27,0

27,0

26,9

26,9

26,8

Итого:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Информация о работе Планирование на предприятии