Планирование оборотных средств торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы раскрыть сущность оборотных средств торгового предприятия, пути повышения эффективности и планирование их использования. Курсовая работа включает следующие задачи:
определить сущность и состав оборотных средств;
рассмотреть использование оборотных средств на примере ПО «Кооп-Транс»
рассмотреть основные пути повышения эффективности использования оборотных средств торгового предприятия;
изучить планирование оборотных средств торгового предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы планирования оборотных средств торгового предприятия…………………………………………………………...5
1.1. Оборотные средства торговли: понятие, экономическая сущность, состав и структура………………………………………………………………...5
1.2. Виды оборотных средств и их классификация. Источники финансирования оборотных средств торгового предприятия и их характеристика…………………………………………………………………….6
1.3. Методы планирования оборотных средств торгового предприятия……………………………………………………………………….8
Глава 2. Анализ наличия и эффективность использования оборотных средств торгового предприятия………………………………………………...12
2.1. Краткая характеристика ПО «Кооп-Транс»………………………...12
2.2. Анализ наличия, состава и структуры оборотных средств ПО «Кооп-Транс»…………………………………………………………………….17
2.3. Характеристика источников финансирования оборотных средств……………………………………………………………………………20
2.4. Оценка и пути повышения эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………….23
Глава 3. Планирование оборотных средств ПО «Кооп-Транс»………..27
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….34
Приложения……………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Brezhneva.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ П.А.СТОЛЫПИНА

 

Кафедра «Экономика, организация и

управление на предприятии»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине:

Планирование в торговой деятельности

На тему:

«Планирование оборотных средств торгового предприятия»

 

 

Выполнила: студентка 4 курса 3 группы

экономического факультета

Брежнева Яна

Проверила: д.э.н.

профессор, зав.кафедрой

 Дозорова Т.А.

 

 

Ульяновск 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы планирования оборотных средств торгового предприятия…………………………………………………………...5

1.1. Оборотные средства  торговли: понятие, экономическая сущность, состав и структура………………………………………………………………...5

1.2. Виды оборотных средств и их классификация. Источники финансирования оборотных средств торгового предприятия и их характеристика…………………………………………………………………….6

1.3. Методы планирования  оборотных средств торгового  предприятия……………………………………………………………………….8

Глава 2. Анализ наличия и эффективность использования оборотных средств торгового предприятия………………………………………………...12

2.1. Краткая характеристика ПО «Кооп-Транс»………………………...12

2.2. Анализ наличия, состава  и структуры оборотных средств  ПО «Кооп-Транс»…………………………………………………………………….17

2.3. Характеристика источников  финансирования оборотных средств……………………………………………………………………………20

2.4. Оценка и пути повышения  эффективности использования оборотных средств……………………………………………………………….23

Глава 3. Планирование оборотных средств ПО «Кооп-Транс»………..27

Заключение………………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………….34

Приложения……………………………………………………………….35

 

 

Введение

Для осуществления производственного процесса необходимо взаимодействие двух факторов - средства производства и рабочей силы.

Средства производства подразделяются на «средства труда», с помощью которых человек воздействует на внешние силы природы, и «предметы труда», на которые направлена целесообразная деятельность человека. Выраженные в денежной форме средства производства являются «производственными фондами».

Производственные фонды подразделяются на «основные» и «оборотные». В основе этого деления лежит различие в функционировании, способах перенесения стоимости на готовый продукт и характере воспроизводства. Таким образом, оборотными фондами являются предметы труда, которые целиком потребляются в однократном процессе производства, изменяют свою натуральную форму, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и стоимость которых возмещается после каждого производственного цикла.

Помимо основных фондов торгового предприятия для осуществления процесса производства должно иметь средства, которые расходуются на приобретение топлива, на оплату электроэнергии, на заработную плату работникам торговых предприятий и ряд других расходов.

Из вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности темы курсовой работы «Планирование оборотных средств торгового предприятия». Проблема эффективности и планирования использования оборотных средств торгового предприятия является  актуальной для любого торгового предприятия.

Цель курсовой работы раскрыть сущность оборотных средств торгового предприятия, пути повышения эффективности и планирование их использования.

 

Курсовая работа включает следующие задачи:

  • определить сущность и состав оборотных средств;
  • рассмотреть использование оборотных средств на примере ПО «Кооп-Транс»
  • рассмотреть основные пути повышения эффективности использования оборотных средств торгового предприятия;
  • изучить планирование оборотных средств торгового предприятия.

Объектом исследования являются оборотные средства ПО «Кооп-Транс» магазин «Кооператор», предметом – их характеристика на предприятии.   

Период исследования 2011-2013 г.г..

В курсовой работе использовались такие методы и приёмы экономического анализа, как табличный, группировки, сравнение, экономико-статистический, трендовая модель, экономико-статистический на основе цепной подстановки.

Источником информации послужила документация, предоставленная на предприятии ПО «Кооп-Транс» магазин «Кооператор».

 

  • Глава 1. Теоретические основы планирования оборотных средств торгового предприятия

1.1. Оборотные средства  торговли: понятие, экономическая сущность, состав и структура

Под финансовыми ресурсами понимают денежные средства, находящиеся в распоряжении торговых предприятий, включая имеющиеся у них резервы денежных средств.

Финансовые ресурсы, вложенные в основные фонды, называются основными средствами, а авансированные в оборотные фонды и средства называются оборотными средствами.

Оборотные средства торгового предприятия занимают ведущее место в совокупности всех активов, в связи с этим задача оптимального управления ими является основной.

Финансовые ресурсы, авансированные в оборотные средства, образуют оборотный капитал.

Оборотный капитал (или оборотные активы) представляют собой совокупность имущественных ценностей торгового предприятия, обслуживающих текущую хозяйственную деятельность и полностью потребляемые в течение одного торгово-производственного цикла. К ним относятся имущественные ценности со сроком использования до одного года и денежные средства. [2, c.50]

К оборотным средствам торгового предприятия торговли относятся:

1. запасы товаров готовой  продукции, материалов, малоценных  и быстроизнашивающихся предметов (МБП);

2. денежные средства (в  кассе, на расчетном и валютном счетах предприятия и прочие);

3. дебиторская задолженность  долгосрочного и краткосрочного  характера;

4. краткосрочные финансовые  вложения (включая ценные бумаги).

Оборотные средства  - это прежде всего стоимостная категория. Являясь стоимостью в денежной форме, они не расходуются, не потребляются, а авансируются в оборотные фонды и фонды обращения и совершают непрерывный круговорот, в процессе которого меняют форму стоимости (денежная - товарная - денежная) и обслуживают процесс товарного обращения. [10, c.81]

Структура оборотных средств торговых предприятий зависит от типа, товарной сᴨециализации и стеᴨени насыщенности рынка товарной массой.

В общем объеме всех финансовых средств торгового предприятия до 80% составляют оборотные средства, вложенные в товарные запасы.

В розничной торговле структура оборотных средств выглядит следующим образом:

• товарные запасы - 66%;

• МБП - 0,1%;

• денежные средства - 31%;

• расчеты с дебиторами - 2%.

Структура оборотных средств любого предприятия зависит от его финансового состояния на конкретную дату, соблюдения финансово - расчетной дисциплины. [1, c.45]

 

1.2. Виды оборотных средств  и их классификация. Источники  финансирования оборотных средств  торгового предприятия и их  характеристика

Оборотные средства торговой фирмы формируются за счет собственных заемных и привлеченных источников финансирования.

В практике учета и планирования оборотных средств они подразделяются:

1. по принципу организации  их планирования и финансирования:

• нормируемые;

• ненормируемые;

2. по источникам формирования:

• собственные;

• заемные;

• привлеченные.

К нормируемым оборотным средствам относятся: товарные запасы, денежные средства в кассе, производственные запасы (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты), малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих ᴨериодов.

Размер нормируемых оборотных средств находится в непосредственной зависимости от объема товарооборота и скорости обращения товаров.

Финансовым планом устанавливаются определенные нормы запасов этих средств в пределах минимально необходимых для осуществления торговой деятельности.

К ненормируемым оборотным средствам относятся денежные средства на расчетном и других счетах, средства в расчетах с дебиторами, товары отгруженные и на ответственном хранении.

Ненормируемыми эти средства называются потому, что они не нормируются, в финансовом плане не предусматриваются нормативы остатков этих средств.

Источниками покрытия ненормируемых оборотных средств обычно являются прочие пассивы и средства временно свободных сᴨециальных фондов. [7, c.67]

Величина оборотных средств торгового предприятия зависит от многих факторов. Основными из них являются:

• объем и ассортиментная структура товарооборота;

• условия и частота завоза товара;

• организация коммерческой работы;

• организация и формы расчетов с поставщиками товаров.

В условиях развития рыночных отношений важное значение имеет правильная организация оборотных средств, умелое управление ими и повышение эффективности их использования.[9, c.54]

 

1.3. Методы планирования  оборотных средств торгового предприятия

Для предприятия важно правильно определить оптимальную потребность в оборотных средствах, что позволит с минимальными издержками получать прибыль, запланированную при данном объеме производства. Занижение величины оборотных средств влечет за собой неустойчивое финансовое состояние, перебои в производственном процессе и, как следствие, снижение объема производства и прибыли.

Основой планирования оборотных средств торгового предприятия является нормирование.

В процессе нормирования оборотных средств определяют норму и норматив оборотных средств.

Нормы оборотных средств характеризуют минимальные запасы товарно-материальных ценностей на предприятии рассчитываются в днях запаса, нормах запаса деталей, рублях на расчетную единицу и т.д.

Норматив оборотных средств - произведение нормы оборотных средств на тот показатель, норма которого определена. Рассчитывается в рублях.

Норматив оборотных средств устанавливает их минимальную расчетную сумму, постоянно необходимую предприятию для работы. Фактические запасы сырья, денежных средств и т.д. могут быть выше или ниже норматива либо соответствовать ему. Это один из наиболее изменчивых показателей текущей финансовой деятельности. [11, c.84]

Для определения потребности в оборотных средствах можно использовать три метода:

• аналитический;

• коэффициентный;

• метод прямого счета.

Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объема производства. Чтобы не фиксировать недостатки прошлых периодов в организации оборотных средств, следует проанализировать фактические остатки производственных запасов в целях выявления ненужных, излишних, неликвидных, а также все стадии незавершенного производства для выявления резервов сокращения длительности производственного цикла, изучить причины накопления готовой продукции на складе и определить действительную потребность в оборотных средствах. При этом необходимо учесть конкретные условия работы предприятия в предстоящем году (например, изменение цен). Данный метод применяется на тех предприятиях, где средства, вложенные в материальные ценности и затраты, занимают большой удельный вес в общей сумме оборотных средств.

При коэффициентном методе запасы и затраты подразделяются на зависящие непосредственно от изменения объемов производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) и не зависящие от него (запчасти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов).

По первой группе потребность в оборотных средствах определяется исходя из их размера в базисном году и темпов роста производства продукции в предстоящем году. Если на предприятии анализируется оборачиваемость оборотных средств и изыскиваются возможности ее ускорения, то реальное ускорение оборачиваемости в планируемом году необходимо учесть при определении потребности в оборотных средствах. По второй группе оборотных средств, не имеющей пропорциональной зависимости от роста объема производства, потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет.

Информация о работе Планирование оборотных средств торгового предприятия