Для успешного осуществления инноваций
необходимы адаптация к требованиям рынка,
технологическое превосходство товара,
стремление к выпуску новых товаров, использование
оценочных процедур, благоприятная конкурентная
среда, соответствующие организационные
структуры. Негативное воздействие на
инновации оказывают поверхностный анализ
рынка, нехватка финансовых и материальных
ресурсов, производственные и коммерческие
проблемы.
Инновационную деятельность
характеризуют принципы, которые
отличают её от традиционной производственной деятельности:
- малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
- необходимость отдельного бюджета для избежания ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;
- использование критериев оценки инновационной деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий “годовой прирост прибыли“ неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе (3-4 года) может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;
- систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;
- отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени;
- правильный выбор момента прекращения работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов.
1.3
Система внутрифирменного планирования
инноваций.
Система планирования
инноваций в организациях включает комплекс
различных планов, направленных на осуществление
основных функций и задач планирования,
взаимодействующих друг с другом. Наиболее
существенными факторами, определяющими
состав и содержаниеэтого комплекса, выступают
организационная структура и профиль
инновационной деятельности организации,
состав осуществляемых инновационных
процессов, уровень кооперации при их
проведении, масштабы и постоянство инновационной
деятельности.
Виды планов различаются
по целям, предмету, уровням, содержанию
и периодам планирования.
По целевой ориентации
различают стратегическое и оперативное
планирование инноваций.
Стратегическое
планирование как элемент стратегического
управления инновациями заключается в
определении миссии организации на каждой
стадии ее жизненного цикла, формировании
системы целей деятельности и
стратегии
поведения на рынках инноваций. При
этом проводятся глубокие маркетинговые
исследования, масштабные прогнозные
разработки, оценки сильных и слабых сторон
организации, рисков и факторов успеха,
Стратегическое планирование, как правило,
ориентировано на период пять и более
лет. Оно направлено на создание нового
потенциала успеха организации.
Оперативное планирование
инноваций имеет своей задачей поиск и
согласование наиболее эффективных путей
и средств реализации принятой стратегии
развития организации. Оно предусматривает
формирование продуктово-тематического
портфеля организации, разработку календарных
планов, составление бизнес-планов по
отдельным программам, выполнение расчетов
потребности ресурсов, средств и источников
их покрытия и пр. Оперативное планирование
инноваций имеет своей задачей реализацию
потенциала организации в форме достигнутой
прибыли, доходов, объемов реализации
и др. Стратегическое и оперативное планирование
находятся в диалектическом взаимодействии
и содержательно дополняют друг друга
в едином процессе инновационного менеджмента.
Продуктово-тематическое
планирование инноваций заключается в
формировании перспективных направлений
и тематики научных исследований и разработок,
подготовке программ и мероприятий по
обновлению продукции, совершенствовании
технологии и организации производства
в организациях. На производственной стадии
инновационных процессов этот вид планирования
предусматривает разработку и оптимизацию
производственных программ организаций
и подразделений.
Технико-экономическое
планирование включает расчеты материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, необходимых
для выполнения номенклатурно-тематических
заданий, а также оценку экономических
результатов и эффективности инновационной
деятельности организации. Этот вид расчетов
включает финансовое планирование, составление
бизнес-планов, бюджетное планирование
и т.п.
Объемно-календарное
планирование инноваций заключается в
планировании объемов работ, загрузки
подразделений и исполнителей, построении
календарных графиков проведения работ
по отдельным программам и по всей совокупности
планируемый работ, графиков загрузки
оборудования и исполнителей, распределении
работ по отдельным календарным периодам.
Инновационная политика - это
своеобразная программа, устанавливающая
очередность внедрения инноваций в зависимости
от имеющихся ресурсов и поставленных
задач. Целью инновационной политики является
обеспечение согласованности качественных
и количественных связей всех элементов
инновационной деятельности. При разработке
инновационной политики широко используют
экономико-математические модели. Успешно
реализуемая инновационная политика обеспечивает
постоянную связь между всеми этапами
осуществления инноваций и согласует
действия служб предприятия, непосредственно
участвующих в инновационном процессе
(службы НИОКР, маркетинга, производственного
отдела, финансовых служб). Необходимыми
условиями эффективного управления инновационной
деятельностью являются:
- создание благоприятной обстановки, стимулирующей поиск и освоение новшеств, которые рассматривают как необходимый процесс. Стимулирование сотрудников инновационных подразделений должно учитывать экономические особенности инновационного процесса (большой риск, длительный период запаздывания результата по отношению к затратам, крупное вознаграждение в случае успеха). Стимулирование может включать в себя долю в будущих прибылях, руководство соответствующим новым подразделением, возникшим в результате успешной инновации. Неудачная инновация не влечет за собой санкций по отношению к сотрудникам;
- определение приоритетных направлений инновационной деятельности в соответствии с установками стратегического плана, причем ведущая роль в организации инновации принадлежит высшему руководству;
- нацеливание всей инновационной деятельности на нужды рынка;
- реорганизация системы управления предприятием с учетом развития инновационных структур. При всем положительном значении диверсификации предприятию нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки своей сферы деятельности, ограничиваясь той областью, в которой оно имеет экспертные знания. Если инновации слишком отличны от сферы деятельности предприятия, то следует создавать дочерние инновационные структуры;
- увеличение скорости реакции предприятия на требования рынка.
При планировании инновационной политики
следует учитывать следующие факторы:
- сложность нового продукта, обусловленную технологией, которая значительно влияет на технико-экономические показатели производства;
- необходимость учета финансовых потерь (прибыли и т.п.) в переходный производственный период и проведение поиска дополнительных источников финансирования;
- умение определять ожидаемые количественные потери при организации производства нового изделия в связи с недогрузкой производственных мощностей при отработке технологических процессов и неполного использования оборудования из-за недостаточной его надежности и т.д. с целью принятия мер для более эффективного их использования;
- изменение конструкторско-технологической документации в процессе перехода на производство нового ассортимента продукции, что в определенной степени влияет на сроки и затраты подготовки производства;
- динамичное изменение удельного потребления материальных и трудовых ресурсов и, как следствие, себестоимости в период развертывания выпуска новых видов продукции по мере освоения технологии, что значительно осложняет планирование производства;
- необходимость учета в период обновления времени адаптации производства к новым технологическим процессам и скорости приобретения работниками предприятия навыков работы при выполнении операций.
Механизм разработки инновационной политики включают в себя
ряд последовательных этапов. Наиболее
существенными из них являются:
- исследование спроса на продукцию предприятия, определение емкости рынка и перспектив его развития;
- исследование рынков необходимых ресурсов;
- планирование и организация инновационной деятельности;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности;
- комплексный анализ эффективности внедрения нововведений и связанных с ними рисков.
Основная цель планирования инновационной
политики - объединение
всех участников проекта на выполнение
комплекса работ для достижения конечного
результата. Поскольку инновационная
деятельность значительно отличается
от серийного производства, традиционные
приемы планирования не могут обеспечить
корректных показателей за плановый и
фактический периоды. Поэтому при планировании
инновационной политики используют как
общие подходы к планированию, так и специфичные
для инновационной деятельности принципы:
- целеполагания, когда определяют не только главную цель, но и набор подцелей, а принимаемые решения оценивают с точки зрения их оптимального сочетания;
- системности, при котором инновационный процесс рассматривают как сложную динамическую систему, включающую в себя взаимосвязанные элементы. Это дает возможность описывать инновационный процесс с помощью динамических экономико-математических моделей;
- неопределенности, учитывающие систематические и случайные факторы, которые воздействуют на процесс, причем игнорирование случайных факторов снижает достоверность анализа;
- адаптивности, предполагающей возможность предприятия воспринять то или иное нововведение;
- прочности, предполагающий учет не только повышенных норм потребления различных ресурсов в процессе инновационной деятельности, но и создание страхового запаса участвующих в процессе ресурсов на случай возникновения непредвиденной ситуации.
В процессе планирования и организации
инновационной деятельности проводят
оценку жизнеспособности проекта, которая
включает следующие виды анализа: технический,
коммерческий, финансовый, экологический,
организационный, социальный, экономический.
Для каждого вида анализа разрабатывают
отдельную методику и определяют объем
необходимой информации.
Практика инновационного
менеджмента свидетельствует, что
эффективное планирование инновационной
политики возможно при соблюдении следующих условий:
- товар должен быть дифференцирован, т.е. быть уникальным в своем роде, приносящим потребителю дополнительные преимущества;
- сильная маркетинговая ориентация - направленность нововведений на рынок и клиентов;
- глобальная концентрация товара - замысел и разработка нового товара с самого начала должны предполагать ориентацию выхода на мировой рынок;
- интенсивный первичный анализ - еще до начала разработки должно быть проведено тщательное и углубленное технико-экономическое обоснование и соответственно под это выделены финансовые и кадровые ресурсы;
- точная формулировка концепции - перечень конкретных задач, выбор целевого рынка;
- структурированный план освоения - переход от стратегического маркетинга к плану операционного маркетинга (цены, план сбыта);
- межфункциональная координация - совмещение действий всех служб промышленного предприятия на достижение поставленной цели;
- поддержка руководства - вместо прямого вмешательства нужна специальная структура поддержки инновационной политики, ресурсы и правильное видение процесса;
- использование синергии (эффекта коммуникации), выражающейся в получении дополнительного эффекта процесса в целом по сравнению с суммой эффектов его отдельных элементов;
- привлекательность рынков - этот фактор способствует успеху, но не может компенсировать слабые стороны процесса;
- предварительный отбор - успех и провал можно предвидеть, ибо процедуры предварительной оценки позволяют избежать последствий некорректных решений;
- контроль за ходом разработки;
- доступ к ресурсам - для успеха проекта необходимо располагать кадровыми и финансовыми ресурсами, которые нужно рассматривать как инвестиции, а не издержки;
- роль фактора времени - источник конкурентного преимущества - быстрый приход на рынок, но не в ущерб качеству;
- многоступенчатость процедуры - разработка должна вестись по календарному графику
1.4
Обоснование инвестиций в инновационные
программы.
Одними
из важнейших вопросов для инвестора при
определении направления вложения инвестиций
являются следующие:
1)
в какую программу стоит вложить
инвестиции?;
2)
каков объем этих инвестиций
будет нужен?;
3)
когда вложенные инвестиции начнут
приносить доход?;
4)
сколько прибыли на вложенные
инвестиции можно ожидать?;