Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа
Слово “стратегия” произошло от греческого strategos “искусство генерала” [9].
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Стратегическое управление персоналом организации…………………...6
2. Кадровая политика и стратегия предприятия……………………………14
3. Кадровая стратегия и ее основные направления………………………...24
4. Планирование потребностей в персонале………………………………..31
5. Методы планирования…………………………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………….44
Список литературы……………………………………………………………46
Кадровая политика формирует:
- требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);
- отношение
к "капиталовложениям" в
рабочую силу, к целенаправленному
воздействию на развитие тех
или иных сторон занятой
- отношение к стабилизации коллектива
(всего или определенной его части);
- отношение к характеру подготовки новых
рабочих на предприятии, ее глубине
и широте, а также к переподготовке кадров;
- отношение к внутризаводскому движению кадров и т.д. [15].
Принципы кадровой политики:
Кадровая политика должна учитывать не только краткосрочные эффекты, но и последствия, к которым приведут те или иные и решения, принимаемые на ее основе, в долгосрочной перспективе. Очень часто решения в отношении персонала, дающие быстрый результат, имеют разрушительные последствия по истечению более длительного периода времени, поэтому необходимо координировать сиюминутные потребности управления персоналом с долгосрочными перспективами.
Кадровая политика должна сочетаться с другими стратегиями предприятия таким образом, чтобы их взаимодействие способствовало достижению необходимого результата хозяйственной деятельности.
Руководители нередко забывают о том, что управление персоналом требует системного подхода, в результате чего их «лоскутные» изменения не дают желаемого эффекта. Дело все в том, что изменение любого элемента системы управления персоналом, требует изменений и во всех других элементах управления кадровым ресурсом.
Принципы и методы работы с кадровым ресурсом предприятия, описанные в кадровой политике, во-первых, не должны противоречить друг другу; во-вторых, им необходимо неукоснительно следовать в практической деятельности; в-третьих, нужно соблюдать определенную последовательность
их применения, обеспечивающую ожидаемый результат.
Задача,
которую решает система управления
персоналом – использовать потенциал
как каждого отдельно взятого
работника, так и потенциал всего
коллектива предприятия максимально
эффективно, то есть реализовать цели
бизнеса с оптимальным соотношением полученного
результата к вложенным в сотрудников
ресурсам. Для эффективного производственного
процесса необходим баланс качества трудового
ресурса и его стоимости. Использовать
ресурс более высокого качества, соответственно
имеющий большую стоимость, также нерационально,
как и дешевый ресурс, дающий более низкий
результат.
Поэтому при разработке кадровой политики
предприятие должно определить, какого
качества и по какой цене кадровый ресурс
ей необходим.
Некоторые
руководители (в основном частных
предприятий) считают, что трудовое
законодательство на их предприятие
не распространяется, и они могут
поступать с работниками так,
как им вздумается. И они чувствуют
в этом отношении себя достаточно
свободно до тех пор, пока какой-нибудь
принципиальный сотрудник не решит отстоять
свои интересы и не инициирует инспекцию
выполнения предприятием трудового законодательства
контролирующими органами. Степень соблюдения
работодателем трудового законодательства
в дальнейшем зависит от соотношения величины
штрафа и выгод, которые получает собственник
от несоблюдения норм закона.
Однако руководители должны также учитывать
и тот факт, что работа предприятия вне
рамок правового поля ухудшает их имидж
нанимателя на рынке труда, а значит снижает
шансы нанять и удержать профессионалов,
щепетильно относящихся к своим правам.
Кадровая политика, прежде всего, должна быть нацелена на достижение производственных целей предприятия, а ее законность должна быть всего лишь формой, обеспечивающей безопасность организации.
Поскольку
гибкость и способность к изменениям
представляют сегодня ключевые характеристики
бизнеса, а основным барьером (как
и фактором изменений) являются люди
- кадровый ресурс предприятия, одним
из важнейших требований, предъявляемых
к кадровой политике, является ее возможность
способствовать быстрому внедрению инноваций,
обеспечивающих соответствие организации
условиям внешней среды. Поэтому разработка
и внедрение кадровой политики - это эволюционный
процесс. Кадровая политика может дорабатываться
по мере реализации в ответ на новые требования
постоянно изменяющейся внешней среды.
Однако, чтобы работники чувствовали себя
безопасно в состоянии постоянных перемен,
та часть кадровой политики, которая затрагивает
ключевые интересы работников (например,
политика занятости, оплаты труда), а также
относится к организационной культуре
предприятия должна быть предсказуемой
и стабильной.
При разработке кадровой политики предприятия, необходимо учитывать не только профессиональный опыт ее разработчиков, но и результаты передовых исследований в этой сфере. При разработке кадровой политики необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия (их нынешнее состояние, а также прогноз их изменения). Кадровая политика тесно связана со всеми областями хозяйственной политики организации. С одной стороны, принятие решений в области кадровой политики происходит во всех комплексных функциональных подсистемах. С другой стороны, решения в области кадровой политики влияют на решения в этих комплексных функциональных подсистемах. Поскольку главной целью кадровой политики является обеспечение этих функциональных подсистем системы управления и производственной системы организации необходимыми работниками, очевидно, что решения по вопросам найма, оценки, трудовой адаптации, стимулирования и мотивации, обучения, аттестации, организации труда и рабочего места, определения стиля руководства сильно влияют на принятие решений в области хозяйственной политики организации, например в области научно-технической, производственной, экономической, внешнехозяйственной деятельности и т.п.
Все виды деятельности организации должны способствовать достижению этой цели. Следует учитывать, что не только организация имеет цели. Свои собственные, индивидуальные цели имеет и каждый работник организации. Если исходить из необходимости соответствия индивидуальных и организационных целей, то можно сформулировать основной принцип кадровой политики. Он заключается в том, что одинаково необходимо достижение индивидуальных и организационных целей [7].
Кадровая
политика предусматривает в первую
очередь формирование стратегии
управления персоналом организации, которая
учитывает стратегию
• определение целей управления персоналом, т.е. при принятии решений в сфере управления персоналом должны быть учтены как экономические аспекты (принятая стратегия управления персоналом), так и потребности и интересы работников (достойная оплата труда, условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.);
• формирование идеологии и принципов кадровой работы;
•
определение условий для
В настоящее время выделяют три концепции кадровой стратегии.
1. Стратегия управления персоналом определяется стратегией организации. Управление персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для организации персонала.
2.
Стратегия управления
3.
Третья концепция является
Основными направлениями кадровой политики организации являются: проведение маркетинговой деятельности в области персонала; планирование потребности организации в персонале; прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала; подбор и расстановка персонала; разработка систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда; рационализация затрат на персонал организации; разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности; организация труда и рабочего места и т.д.
Главной целью службы управления персоналом является обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие, причем кадрами, способными эффективно решать задачи организации в рыночных условиях.
Новая кадровая политика предполагает перестройку работы службы управления персоналом организации.
Служба управления персоналом организации должна разработать и реализовать следующие мероприятия:
• разработать кадровую политику, концепцию управления персоналом и план реформирования кадровой службы;
• обновить положения о подразделениях кадровой службы;
•
провести перестановки в руководящем
составе организации, опираясь на данные
внеочередной аттестации (это должно
коснуться главных
• перейти на контрактную систему найма;
• ввести новые методы подбора, отбора и оценки персонала;
• внедрить систему планирования деловой карьеры и служебпродвижения персонала, ротацию кадров;
•
разработать программы
•
разработать новую систему
• разработать меры по управлению трудовой дисциплиной;
• создать информационную систему по законодательству;
• компьютеризировать работу службы управления персоналом;
• создать службу безопасности организации, если ее нет;
• разработать систему разрешения конфликтов в коллективе
Для реализации этих мероприятий и поддержания эффективной работы в дальнейшем необходимо усовершенствовать организационную структуру самой службы управления персоналом организации. Она должна иметь в своем составе подразделения, имеющие целью осуществление всех возложенных на нее функций [14].
Кадровая стратегия – это разработанное руководством организации приоритетное, качественное определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности [8]. Любое предприятие, ориентированное на успешное существование и на развитие, планируют свою работу не только на ближайшее будущее, но и на отдаленную перспективу. Важную роль в этих планах играет кадровая политика и кадровая стратегия.
Основными
чертами кадровой стратегии являются:
• ее долгосрочный характер;
• связь со стратегией организации в целом [14].
Большинство
ведущих руководителей
• кадровая стратегия зависит от стратегии
организации в целом;
• стратегия организации зависит от кадровой
стратегии;
• кадровая стратегия и стратегия организации
в целом взаимозависимы;
• кадровая стратегия и стратегия организации
определяются интерактивно.
Первый тип: кадровая стратегия зависит от стратегии организации в целом. При данном подходе выделяют кадровую стратегию как средство достижения бизнес-целей предприятия, причем с учетом потребностей каждого подразделения в отдельности и компании в целом. Объясняется это тем, что требования различных отделов к сотрудникам могут значительно различаться. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действиям руководителей организации, подчиняясь интересам общей стратегии. Концепция зависимости кадровой от общей стратегии имеет некоторые недостатки. Прежде всего, она предполагает необходимость быстрой адаптации методов работы с персоналом к изменениям в ведении бизнеса. Однако именно такие ресурсы как кадровые требуют долгосрочного наблюдения. Часто приходится не просто управлять имеющимися ресурсами по-другому, а обращаться к новым возможностям. Если необходимый потенциал не удается найти в самой компании, то используются его внешние источники, то есть рынок труда, а это всегда дополнительные затраты времени и денег. Поэтому специалисты считают, что такой метод зачастую служит одной из причин крушения смелых стратегий. Другой отрицательной стороной подобной организации процессов является высокая вероятность перехода сотрудников в оппозицию новому курсу руководства.
Информация о работе Планирование работы с персоналом организации