Планирование экономических показателей предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача планирования и прогнозирования – обеспечить долгосрочное преимущество предприятии, в решении которой принимают участие все его службы. В связи с этим перед данной работой ставятся задачи:
- расчет численности рабочих;
- расчет сметы затрат;
- расчет цены единицы изделия;
- расчет показателей эффективности работы предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Конкурентоспособность предприятия. 4
2 Расчет плановых показателей работы предприятия 12
2.1 Планирование затрат на предприятии 12
2.1.1 Планирование материальных затрат 12
2.1.2 Планирование численности персонала предприятия 13
2.1.3 Планирование расходов на оплату труда 14
2.1.4 Расчет отчислений от фонда заработной платы 17
2.1.5 Расчет стоимости основных фондов 18
2.1.6 Расчет амортизационных отчислений основных фондов 19
2.1.7 Расчет прочих затрат 20
2.1.8 Составление сметы затрат 21
2.2 Расчет показателей эффективности деятельности предприятия 22
2.2.1 Определение цены единицы продукции 22
2.2.2 Расчет показателей эффективности работы предприятия 23
Заключение 26
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

мой.docx

— 307.17 Кб (Скачать файл)


Содержание


 

Введение 3

1. Конкурентоспособность предприятия. 4

2 Расчет плановых показателей работы предприятия 12

2.1 Планирование затрат на предприятии 12

2.1.1 Планирование материальных затрат 12

2.1.2 Планирование численности персонала предприятия 13

2.1.3 Планирование расходов на оплату труда 14

2.1.4 Расчет отчислений от фонда заработной платы 17

2.1.5 Расчет стоимости основных фондов 18

2.1.6 Расчет амортизационных отчислений основных фондов 19

2.1.7 Расчет прочих затрат 20

2.1.8 Составление сметы затрат 21

2.2 Расчет показателей эффективности деятельности предприятия 22

2.2.1 Определение цены единицы продукции 22

2.2.2 Расчет показателей эффективности работы предприятия 23

Заключение 26

Литература 27

Приложение А Оценка конкурентоспособности предприятия

Приложение Б Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь

Приложение В Производственный календарь 2012 года

Приложение  Г Структура затрат 

Введение

 

Данная курсовая работа направлена на изучение темы «Планирование  экономических показателей предприятия».

Главная задача планирования и прогнозирования  – обеспечить долгосрочное преимущество предприятии, в решении которой принимают участие все его службы. В связи с этим перед данной работой ставятся задачи:

- расчет  численности рабочих;

- расчет  сметы затрат;

- расчет  цены единицы изделия;

- расчет  показателей эффективности работы  предприятии.

Объектом  исследования курсовой работы является предприятие.

Методологической  основой исследования явились:

- Законы  Республики Беларусь;

- руководящие  документы по развития отрасли;

- труды белорусских  и зарубежных экономистов;

- публикации  в периодической печати по  рассматриваемой проблеме.

Курсовая  работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части необходимо рассмотреть вопросы:

  1. Конкурентоспособность предприятия.
    1. Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия и ее факторы.
    2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия.
    3. Выбор конкурентоспособной стратегии предприятия из числа альтернативных.
    4. Направления повышения конкурентоспособности предприятия.

 

Актуальность темы.

Конкуренция имеет важное значение в механизме рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно - технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

 

  1. Конкурентоспособность предприятия.

 

    1. Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия и ее факторы

Понятие «конкурентоспособность предприятия» является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.

Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.

Конкуренция выполняет следующие важнейшие  функции:

• утверждение суверенитета потребителей;

• постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;

• стимулирование товаропроизводителей и потребителей;

• обеспечение экономической свободы  товаропроизводителей;

• саморегулирование товаропроизводителей;

• дифференциация товаропроизводителей;

• распределение ресурсов среди  товаропроизводителей.

Реализация функций конкуренции  приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.

Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ем превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ ( от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий «конкурентные преимущества предприятий» или «конкурентные преимущества товара» с понятиями «конкурентоспособность предприятия» или «конкурентоспособность товара».

Конкурентоспособность предприятия - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).

Повышение конкурентоспособности  предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.

С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятии, которая включает внешние и внутренние факторы.

 

Под внешними факторами будем понимать те факторы, на которые предприятие  – производитель продукции не может оказывать влияния. Внутренние факторы – это факторы, которые  могут изменяться под воздействием предприятия - изготовителя продукции.

К внешним факторам относятся:

  • международные факторы - количество международных выставок новой продукции, количество «горячих точек» в мире, где происходят какие- либо военные конфликты;
  • политические факторы – стабильность демократических преобразований в стране, количество политических фракций в законодательной власти;
  • экономические факторы – удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны, удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны, тенденции изменения внешнеэкономических связей, среднегодовой темп инфляции, структура распределения доходов населения, уровень развития финансовой системы страны;
  • социально- демографические факторы – структура населения страны по возрасту, полу, составу семьи, занятости, доходам и т.д., продолжительность жизни, уровень миграции населения;
  • правовые факторы – наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг и т.д.;
  • природно- климатические факторы – оценка основных природных ресурсов страны, характеристика климатических зон страны, дефицитность отдельных видов природных ресурсов по регионам страны, степень использования вторичных ресурсов;
  • научно- технические факторы – удельный вес изобретений, патентов страны в фонде мирового сообщества, фондовооруженность труда ученых, уровень компьютеризации страны;
  • культурные факторы – средний уровень образования населения, обеспеченность населения объектами культуры, отношение людей к окружающему миру.
  • Рассмотренные внешние факторы влияют на конкурентоспособность продукции косвенно, так как предприятие не может ими управлять.

Внутренние факторы  делятся на:

  • технологические факторы – уровень технологической подготовки производства, качество разработки технологических процессов;
  • производственные факторы - высокое качество производства , оптимальное использование производственных мощностей, доступ к необходимым поставщикам и высококвалифицированным кадрам, высокая производительность труда, необходимая производственная гибкость;
  • маркетинговые факторы - хорошо подготовленный торговый персонал, высокий уровень послепродажного обслуживания, широкий ассортимент, привлекательная упаковка, развитая сеть дистрибьюторов и дилеров, эффективный сбыт;
  • управленческие факторы - высокий профессиональный уровень, нацеленность на качество, умение быстро реагировать на изменения во внешней среде и выводить товар на рынок на стадии НИОКР, наличие управленческого опыта;
  • экологические факторы – соответствие требованиям экологической безопасности;
  • информационные факторы – уровень организации информационных потоков на предприятии- изготовителе;
  • факторы восприятия – степень доверия потребителя к производителю продукции.

Следует заметить, что конкурентоспособность  продукции существенно зависит  от конкурентоспособности предприятия - производителя. Запросы же потребителя определяются как степенью соответствия конкретным потребностям, так и затратами на их удовлетворение, включающими в себя и цену купли- продажи товара, и всю совокупность затрат, связанных с его использованием по назначению (цена потребления).

    1.  Методы оценки конкурентоспособности предприятия

 

Оценивать конкурентоспособность  предприятия можно различными способами - системой качественных, экономических, организационно-коммерческих показателей. Наиболее прагматичный из них можно представить посредством следующей системы (рис. 1.2.1.).


Показатели первой группы:

• объем реализации, тыс. р.

• удельный вес на рынке

• динамичность процессов (рост —  падение)


 

Сравнение с аналогом          Оценка конкурентоспособности          Сравнение с аналогом


Предприятия


 

Показатели второй группы:

          • уровень затрат на 1 р. товарной продукции
          • объем прибыли               
          • рентабельность
          • величина добавленной стоимости и др.

 

Рис. 1.2.1. - Способ оценки конкурентоспособности предприятия

 

Динамизм первой группы показателей  достаточно полно свидетельствует о степени удовлетворения потребности рынка: имеется ли наращивание объемов реализации продукции, какой именно, на каком рынке — внутреннем или внешнем, каковы позиции хозяйствующего субъекта на рынке, перспективы роста.

Вторая группа показателей  призвана показать, за счет чего обеспечиваются внешние результаты производства посредством уровня экономической эффективности.

Сравнение с аналогами призвано указать на уровень производимого продукта в сравнении с изделиями других предприятий.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия обусловливается:

• социально-экономическим анализом конъюнктуры рынка;

• умением работать на нем;

• эффективным подчинением производства требованиям рынка.

Также конкурентоспособность  предприятия может быть оценена  следующими  тремя методами:

А) Интегральным показателем, который  основан на ряде единичный показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

Б) На основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке;

В) На основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.

Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия можно определить на основе соотношений ряда показателей, отражающих экономическую эффективность ресурсов двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность предприятия представляет собой функцию трех составляющих

КП = f (ПР, ИР, Кфин),

где ПР, ИР – сравнительная эффективность использования производственных ресурсов (соотношение отдельных пар показателей, сравниваемых предприятием по производительности труда, фондоотдаче, материалоотдаче), информационных и интеллектуальных ресурсов; Кфин – коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

Интегральный показатель рассчитывается как средневзвешенная величина, где  каждый показатель имеет свою весомость. Если окажется, что КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с предприятием 2.

Наряду с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности предприятия с показателями эффективности и результативности его деятельности, этот метод имеет и недостаток - трудоемкость и сложность расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, по ряду причин процедура оценки уровня конкурентоспособности предприятия при помощи интегрального показателя имеет ряд других проблем, среди которых следует выделить:

Информация о работе Планирование экономических показателей предприятия