Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основании анализа деятельности предприятия разработать конкретные рекомендации, предложить мероприятия по повышению уровня экономической эффективности производства молока. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы экономической эффективности производства молока, современное состояние рынка молока;
разработать и предложить мероприятия по совершенствованию экономической эффективности производства молока в ОАО «Камайский-Агро»
В данной курсовой работе предметом исследования является система производственных отношений, складывающихся в процессе производства молока.
Объектом исследования – экономическая эффективность производства молока.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………............................4
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕГО ОЦЕНКА…………………………………………..….6
1.1 Народно-хозяйственное значение повышения эффективности
производства молока и характеристика системы показателей ее
измерения…………………………………………………………………………..……….........6
1.2 Продовольственное и экономическое значение молочного скотоводства и
его место в формировании продовольственных ресурсов………….................................12
1.3 Анализ современного состояния экономики производства молока в
Республике Беларусь……………………………………………….……………………....14
1.4 Особенности развития отрасли молочного скотоводства за
рубежом…………………………………………………………………. ……………...…16
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА
В ОАО « КАМАЙСКИЙ-АГРО»………………………………………………………...…18
2.1 Характеристика предприятия и эффективность использования его
ресурсного потенциала……………………..…………………………….………………...18
2.2 Производственный потенциал отрасли и ее место в отраслевой структуре
хозяйствования………………………………………………………...…………………....21
2.3 Анализ и оценка эффективности производства молока на
предприятии………………………………………………………………...........................23
2.4 Анализ финансовых результатов работы предприятия……………………………….....28
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА
В ОАО «КАМАЙСКИЙ-АГРО»………..…………………………………………….……30
3.1 Повышение продуктивности коров и качества молока ……………………..………...30
3.2 Создание прочной кормовой базы путем повышения интенсивности и
экономической эффективности кормопроизводства……………..………………………34
3.3 Снижение себестоимости и повышение рентабельности производства
молока…………………………………………………………………………………...….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..…..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
2009 год ПР = 2212333 у.е. –3137000 у.е. = -924667 у.е.
2009 год ПР = 2542000 у.е. – 3427667 у.е. = -885667 у.е.
Прибыль/убыток в расчете на один ц молока:
2008 год – -218667 у.е. / 95740 ц = -2,28 у.е.
2009 год – -924667 у.е. / 104270 ц = -8,87 у.е.
2010 год – -885667 у.е. / 93320 ц = -9,49 у.е.
Прибыль в расчете на одну к.ед.:
2008 год – -218667 у.е. / 10363000 к.ед. = -0,021 у.е.
2009 год – -924667 у.е. / 12042000 к.ед. = -0,077 у.е.
2010 год – - 885667 у.е. / 11824000 к.ед. = - 0,075 у.е.
Прибыль в расчете на один чел.-ч.:
2008 год – -218667 у.е. / 449000 чел.-ч. = -0,49 у.е.
2009 год – -924667 у.е. / 471000 чел.-ч. = -1,96 у.е.
2010 год – - 885667 у.е. / 445000 чел.-ч. = -2,0 у.е.
12. 2008 год Rп = -218667 у.е. / 2210000 у.е. × 100 = -9,9 %,
2009 год Rп = -924667 у.е. / 3137000 у.е. × 100 = -29,4 %,
2010 год Rп = - 885667 у.е. /3427667 у.е. × 100 = -25,8 %.
Таблица 2.3.1 - Полученные результаты
Показатель |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Плотность поголовья коров в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий |
гол. |
18,9 |
18,6 |
18,4 |
Средняя продуктивность коров |
кг/гол. |
4109 |
4504 |
3990 |
Производство молока в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий |
ц |
777 |
838 |
735 |
Производительность труда |
ц /чел.- ч |
0,21 |
0,22 |
0,21 |
Трудоемкость производства продукции |
чел.-ч/ц |
4,69 |
4,52 |
4,77 |
Затраты кормов для получения 1 ц молока |
ц корм. ед |
1,08 |
1,15 |
1,27 |
Отдача от использования кормов |
ц |
0,92 |
0,86 |
0,79 |
Себестоимость молока |
у. е./ц |
23,08 |
30,09 |
36,73 |
Зачетная масса молока |
ц |
101372 |
107337 |
85086 |
Сумма прибыли от реализации молока |
у. е. |
-218667 |
-924667 |
-885667 |
Прибыль в расчете на один ц молока |
у. е. |
-2,28 |
-8,87 |
-9,49 |
Прибыль в расчете на одну кормовую единицу |
у. е. |
-0,021 |
-0,077 |
- 0,075 |
Прибыль в расчете на один затраченный при производстве чел.-ч |
у. е. |
-0,49 |
-1,96 |
-2,0 |
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемость затрат) |
% |
-9,89 |
-29,48 |
-25,84 |
Анализируя произведенные расчеты можно заметить, что показатели поголовья коров на 100 га сельскохозяйственных угодий, средняя продуктивность коров, производство молока в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, производительность труда с 2008 года по 2010 год непрерывно уменьшаются. Затраты кормов на 1 ц молока увеличиваются на 0,19 ц к.ед., однако отдача от использования кормов уменьшается на 0,13 ц. В связи с тем, что затраты на производство молока растут, а производство молока падает себестоимость молока увеличивается с 2008 года по 2010 год на 13,65 у.е./ц и составляет 36,73 у.е./ц. Хозяйство от реализации молока не имеет прибыли, к 2010 году убыток возрастает более чем 4 раза, соответственно прибыли в расчете на 1 ц молока, на 1 к.ед., на 1 затраченный при производстве чел.-ч не получает.
Таким образом, коэффициент окупаемости затрат на производство молока показывает, что производство молока в данном хозяйстве не рентабельно. Хозяйству следует пересмотреть технологию производства молока. Принять более эффективные меры по его производству.
2.4 Анализ финансовых результатов работы предприятия
Данные реализации продукции и финансовый результат - это система показателей, которая позволяет дать общую оценку финансов ОАО «Камайский-Агро» (таблица 2.2.4).
Показатель полной себестоимости проданной продукции за анализируемый период с 2008 года по 2010 год возросла на 11770 млн руб. и составляет 30931 млн руб.
Показатель
финансового результата от
Отсюда следует, что продукция реализованная предприятием не рентабельная (убыточная), т.к. затраты на ее производство превышают выручка от реализации данной продукции.
Для получения рентабельности производства и дополнительных средств необходимо найти оптимальные каналы сбыта, чтобы выручка от реализации была максимальной.
Таблица 2.2.4 - Реализация продукции и финансовый результат
ОАО «Камайский-Агро»
Наименование показателей |
Алгоритм решения |
Ед.изм. |
Годы |
2010 г. в % к : | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 | |||||
1.Финансовый результат от реализации продукции, всего |
ГОФ № 7 – АПК |
млн руб. |
1878 |
-353 |
-2918 |
-155 |
827 | ||
-растениеводства |
млн руб. |
663 |
113 |
-477 |
72 |
422 | |||
-животноводства |
млн руб. |
1389 |
-77 |
-2096 |
151 |
2722 | |||
2. Полная себестоимость проданной продукции |
млн руб. |
19161 |
24066 |
30931 |
162 |
129 | |||
3.Уровень рентабельности, всего |
% |
9,8 |
-1,5 |
-9,4 |
-96 |
627 | |||
в том числе: - в отрасли растениеводства |
% |
3,5 |
0,5 |
-1,5 |
-43 |
-300 | |||
- в отрасли животноводства |
% |
7,2 |
-0,3 |
-6,8 |
-94 |
2267 |
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В ОАО «КАМАЙСКИЙ-АГРО»
3.1 Повышение
продуктивности коров и
Среди коренных вопросов подъема сельскохозяйственного производства в стране вопрос о развитии животноводства — один из наиболее сложных. Для этого требуется совершенствование не только биологических факторов воспроизводства стада, но и экономических условий. Чтобы иметь накопления для добавочных вложений, отрасли должны иметь определенную доходность. Последнее зависит не только от организационных факторов, но и от практики регулирования цен, которые зачастую не обеспечивают необходимую рентабельность, особенно в скотоводстве. Приоритетными направлениями повышения эффективности скотоводства являются:
Важным условием
расширенного воспроизводства стада
и повышения эффективности
Экономическая эффективность производства молока, его качество зависят от породных и индивидуальных наследственных особенностей животных. Для их выявления проводят бонитировку коров — определение их племенной ценности по комплексу признаков, с учетом которой планируется их дальнейшее использование. Максимальный балл бонитета составляет 100; за молочную продуктивность начисляется до 60 баллов, за экстерьер, конституцию, живую массу и свойства молокоотдачи — до 24, за генотип (сюда входят показатели породности, классности родителей, племенные категории производителей) — до 16 баллов. Корову относят к классу «Элита-рекорд», если ее балл бонитета не ниже 80, породность не ниже 3-го поколения, а живая масса не ниже требований 1-го класса по породе. Животные класса «Элита» должны иметь оценку 70—79 баллов, породность не ниже 2-го поколения при тех же требованиях и живой массе. К 1-му классу относят коров с оценкой 60—69 баллов, ко 2-му — с оценкой 50— 59 баллов, к неклассным — с оценкой ниже 50 баллов. Если удой коровы превышает стандарт 1-го класса на 40 % и более, то присвоенный ей класс обозначают дополнительной буквой «А», а при содержании жира в молоке, превышающем стандарт 1-го класса на 0,2 %, — буквой «Б». Следует иметь в виду, что наследственными особенностями обусловлена, в частности, способность лучше использовать корма.
Значительный
удельный вес высококлассных коров
в стаде позволяет более
Важным показателем,
характеризующим уровень
Немаловажное значение имеет своевременное осеменение коров. Принято считать, что первое осеменение телок следует производить при достижении ими 2/3 массы взрослой коровы, в возрасте 18 мес. Исследования оказывают, что телки, осемененные в возрасте 16—18 мес, в последующем дают больше молока по сравнению с коровами, оплодотворенными в первый раз в 24—27 мес. Интенсивное выращивание телок способствует снижению возраста первого плодотворного осеменения, ускорению оборота стада и тем самым повышению экономической эффективности отрасли. Вместе с тем чрезмерно высокий прирост массы телок в период их выращивания отрицательно сказывается на их последующей молочной продуктивности. Промежуток времени от отела до плодотворного осеменения называют сервис-периодом. С момента оплодотворения в организме коровы идут параллельно два процесса — лактации и стельности. С увеличением сервис-периода молочная продуктивность за законченную лактацию неуклонно растет; это естественно, поскольку увеличивается ее продолжительность. Растут и удои за 300 дней лактации, так как с удлинением сервис-периода отдаляется время снижения продуктивности коров в конце срока беременности. Однако названные показатели (удой за законченную лактацию и за 300 дней лактации) не характеризуют степень интенсивности использования коров; более важна их среднесуточная продуктивность за период между двумя отелами. По этому показателю самая высокая продуктивность наблюдается у коров при их осеменении во второй месяц после отела.
В целом вопрос об оптимальной продолжительности сервис-периода остается спорным. Некоторые специалисты называют цифру 120—150 дней, другие считают, что сервис-период не должен превышать 90 дней. Не следует забывать, что его увеличение приводит к сокращению выхода приплода на 100 коров и увеличению яловости. Наукой и практикой доказано, что яловая корова снижает свою молочную продуктивность вдвое, так что этот фактор никак нельзя сбрасывать со счетов.
Одним из наиболее
перспективных путей повышения
экономической эффективности
Основной смысл интенсификации состоит в том, что рост производства обеспечивается за счет увеличения продуктивности животных до экономически целесообразных пределов. Одним из основных показателей уровня интенсивности в скотоводстве является расход кормов на 1 корову. Как правило, хозяйства с более интенсивным кормлением вкладывают больше средств на то же поголовье и достигают более высокой продуктивности. Многие специалисты отмечают, что интенсификацию молочного скотоводства следует начинать с укрепления кормовой базы — улучшения качественного состава рационов, обеспечения животных полноценным переваримым протеином, минеральными веществами и микроэлементами. При этом, однако, рост экономической эффективности наблюдается не при всяком повышении уровня кормления, а только в тех случаях, когда рост продуктивности скота опережает рост затрат на корма. Важнейший показатель, характеризующий этот процесс — оплата корма продукцией. Весь корм, получаемый животным сверх поддерживающего, идет на повышение продуктивности (продуктивный корм). Чем выше уровень кормления, тем лучше оплата корма продукцией, если не действуют другие лимитирующие факторы. Таким образом, перераспределение затрат между поддерживающим и продуктивным кормом в сторону увеличения последнего — наиболее эффективный вид экономии в животноводстве; напротив, любое сокращение рациона идет прежде всего за счет его продуктивной части. Кроме того, абсолютные затраты кормов в расчете на единицу продукции при повышении уровня и качества кормления снижаются. Уровень интенсивности скотоводства характеризуется также таким показателем, как общая величина затрат в денежном выражении в расчете на 1 корову. Их увеличение, как правило, позволяет улучшить обеспечение ресурсами, оказывающими влияние на уровень молочной продуктивности. Однако прирост продукции в денежном выражении должен опережать величину затрат, обусловивших этот прирост. Иначе говоря, должна снижаться себестоимость продукции — только тогда интенсификация будет приводить к росту экономической эффективности производства.
В условиях опережающего роста цен на ресурсы по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию добиться этого нелегко, а иногда и просто невозможно (даже при значительном увеличении продуктивности).
Уровень интенсивности молочного скотоводства тесно связан с сезонностью отрасли; чем меньше сезонность, тем интенсивнее производство. Устранение резко выраженной сезонности поступления молока на протяжении года — один из важных резервов роста производства. Сезонность закупок, в частности, требует дополнительных вложений на увеличение мощностей молочных заводов; они рассчитаны на бесперебойную приемку молока в период максимального поступления и недоиспользуются всю остальную часть года.
Информация о работе Повышение эффективности производства молока