Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа
В условиях современной российской экономики такое понятие, как «банкротство предприятий», встречается довольно часто. Банкротство в качестве механизма оздоровления экономики давно уже стало одним из основных инструментов западного рынка. Данная процедура является радикальной мерой и выступает, как последняя возможность сохранить то или иное предприятие от окончательного развала. Это происходит благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКРОТСТВА
ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….. 4
1.1. Понятие банкротства предприятий………………………... 4
1.2. Социально-экономические предпосылки банкротства…… 6
1.3. Стадии банкротства…………………………………………. 8
1.4. Нормативно-правовое регулирование банкротства
в России………………………………………………………….... 11
1.5. Процедура банкротства……………………………………... 13
1.6. Наблюдение…………………………………………………... 19
1.7. Финансовое оздоровление…………………………………… 22
1.8. Внешнее управление…………………………………………. 25
1.9. Конкурсное производство……………………………………. 28
1.10. Мировое соглашение………………………………………… 31
2. О БАНКРОТСТВЕ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ
ВРЕМЯ…………………………………………………………….. 33
2.1. Статистика за несколько лет…………………………………. 33
2.2. Антикризисное управление как инструмент решения
проблем несостоятельности………………………………………. 36
2.3. Закон о банкротстве: вчера, сегодня, завтра…………………. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….... 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………. 45
Для данной процедуры ключевым является определение источников финансирования и срока, в течение которого предполагается восстановление платежеспособности должника. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет.
Для проведения
процедуры финансового
1. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, в том числе введенные по инициативе временного управляющего в ходе наблюдения.
2. Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.
Вместо финансовых санкций на указанную сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату введения финансового оздоровления. Во время процедуры финансового оздоровления органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными Законом о банкротстве. При этом собрание кредиторов, административный управляющий или предоставившие обеспечение лица в случае ненадлежащего исполнения руководителем должника плана финансового оздоровления или совершения действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и предоставивших обеспечение лиц, могут обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности. В ходе проведения процедуры финансового оздоровления должник обязан получить согласие собрания, комитета кредиторов, а также административного управляющего на совершение существенных сделок.
Согласие собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, требуется также для принятия решения о реорганизации должника.
На административного управляющего, кроме контроля над сделками, возлагаются обязанности по осуществлению контроля за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов, за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.
Максимально жесткий режим согласования вводится, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, превысит уровень в 20% от общей суммы требований кредиторов по реестру. В этом случае все последующие сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, будут совершаться исключительно с согласия собрания
(комитета) кредиторов. У должника, а также лиц, предоставивших обеспечение, имеется право досрочного удовлетворения всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности. Если же в ходе осуществления финансового оздоровления будет выявлено неоднократное или существенное (более чем на 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком задолженности, либо в суд не будет своевременно представлено соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, процедура финансового оздоровления подлежит досрочному прекращению с переходом к внешнему управлению или конкурсному производству.
По итогам финансового оздоровления арбитражный суд может принять один из судебных актов:
1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
1.8. Внешнее управление
Внешнее управление применяется к должнику с целью восстановления его платежеспособности. При этом платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, не исполненных более чем за три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены.
Внешнее управление может быть также введено, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, или же у арбитражного суда отсутствуют основания для введения финансового оздоровления и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность может быть восстановлена. Процедура может быть введена и по итогам финансового оздоровления.
Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев; если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.
С момента введения внешнего управления начинает действовать мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки которых наступили до введения данной процедуры. Это касается как добровольных исполнений обязательств, так и принудительных взысканий по исполнительным документам. С введением внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности и может быть уволен в порядке, установленном ст. 278 ТК РФ, а также теряют свои полномочия и учредители. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, назначаемого арбитражным судом.
В ходе внешнего управления органы управления должника вправе принимать решения об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, о внесении изменений в устав общества в части увеличения уставного капитала, об увеличении уставного акционерного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций и иные необходимые для размещения дополнительных акций должника решения.
Внешний управляющий обязан вести реестр требований кредиторов. Наиболее крупные сделки (сделки с имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату) заключаются внешним управляющим только с согласия собрания комитета кредиторов, если иное не установлено планом внешнего управления или Законом о банкротстве применительно к отдельным случаям.
При увеличении задолженности свыше 20% в ходе внешнего управления деятельность внешнего управляющего ставится под жесткий контроль: все сделки согласуются с собранием или комитетом кредиторов.
Решения, влекущие за собой увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника полностью или частично, если их реализация препятствует восстановлению платежеспособности должника.
Если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления или не будет заявлено ходатайств, утвержденных собранием, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Законом о банкротстве определены и довольно подробно регламентированы основные меры по восстановлению платежеспособности должника. Это такие меры, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами), продажа предприятия должника. К ним также относится увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц или размещение дополнительных обыкновенных акций должника, а также замещение активов должника. Применение указанных мер разрешено законом исключительно с согласия учредителей (участников).
Наиболее простым способом, который чаще всего используется самостоятельно или в совокупности с вышеизложенными, является продажа части имущества должника.
По мере накопления денежных средств внешний управляющий обращается с ходатайством в арбитражный суд, который выносит определение о проведении расчетов с кредиторами определенной очереди и при необходимости в определенной пропорции. Срок проведения таких расчетов не может превышать двух месяцев.
Не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления или не позднее чем через три недели с момента возникновения оснований для его досрочного прекращения внешний управляющий обязан созвать собрание кредиторов. Собрание принимает одно из следующих решений: прекращение внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника или, наоборот, продление установленного срока внешнего управления; заключение мирового соглашения либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Если собрание кредиторов не примет ни одного из решений либо такое решение не будет представлено в арбитражный суд в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления, суд принимает решение о признании должника банкротом.
1.9. Конкурсное производство
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному решением арбитражного суда банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Это единственная процедура, конечным результатом которой является ликвидация предприятия-должника. Ликвидация производится путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи.
Для управления
делами признанного банкротом
Конкурсный управляющий обладает широкими полномочиями, которые позволяют ему:
1. Проводить инвентаризацию и оценку имущества должника, принимать меры по обеспечению его сохранности, а также направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
2. Предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;
3. Заявлять возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, вести реестр требований кредиторов, созывать собрания кредиторов, представлять необходимую информацию в суд и кредиторам, обжаловать в суде неправомерные решения собрания кредиторов;
4. Заявлять отказ от исполнения договоров должника, требования о признании недействительными сделок должника в случаях, установленных Законом.
Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит обязательному опубликованию в соответствующем официальном издании. Дата публикации является точкой отсчета для двухмесячного срока, в течение которого кредиторы должны заявить свои требования.
С момента открытия конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим. Конкурсный управляющий формирует конкурсную массу, для чего разыскивает имущество должника, истребует дебиторскую задолженность (долги), предъявляет иски о признании недействительными сделки должника и т.д. Вырученные средства зачисляются на основной счет должника. Все
другие счета должника в банках закрываются, а остатки денежных средств также перечисляются на основной счет. Именно с основного счета должника оплачиваются все расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.
При накоплении достаточной для удовлетворения требований суммы денежных средств, конкурсный управляющий переходит к расчетам с кредиторами, в соответствии с реестром кредиторов и очередностью. При этом требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Когда расчеты дойдут до очереди, для которой денежных средств не будет хватать, остаток конкурсной массы будет распределен между ними пропорционально суммам их требований. В соответствии с Законом существуют три группы очередности:
1. Внеочередные, к ним относятся:
судебные расходы;
расходы на вознаграждение арбитражному управляющему и реестродержателю;
текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;
требования кредиторов, возникшие до признания должника банкротом в ходе производства по данному делу;
долги по оплате труда, возникшие в ходе судебного процесса;
иные расходы, связанные с конкурсным производством.
2. Очередные, они включают:
первую очередь, это требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
вторую очередь, это расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;