Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:04, курсовая работа
В условиях современной российской экономики такое понятие, как «банкротство предприятий», встречается довольно часто. Банкротство в качестве механизма оздоровления экономики давно уже стало одним из основных инструментов западного рынка. Данная процедура является радикальной мерой и выступает, как последняя возможность сохранить то или иное предприятие от окончательного развала. Это происходит благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКРОТСТВА
ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….. 4
1.1. Понятие банкротства предприятий………………………... 4
1.2. Социально-экономические предпосылки банкротства…… 6
1.3. Стадии банкротства…………………………………………. 8
1.4. Нормативно-правовое регулирование банкротства
в России………………………………………………………….... 11
1.5. Процедура банкротства……………………………………... 13
1.6. Наблюдение…………………………………………………... 19
1.7. Финансовое оздоровление…………………………………… 22
1.8. Внешнее управление…………………………………………. 25
1.9. Конкурсное производство……………………………………. 28
1.10. Мировое соглашение………………………………………… 31
2. О БАНКРОТСТВЕ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ
ВРЕМЯ…………………………………………………………….. 33
2.1. Статистика за несколько лет…………………………………. 33
2.2. Антикризисное управление как инструмент решения
проблем несостоятельности………………………………………. 36
2.3. Закон о банкротстве: вчера, сегодня, завтра…………………. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….... 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………. 45
2.3. Закон о банкротстве: вчера, сегодня, завтра
Государство регулирует отношения в сфере несостоятельности посредством соответствующего законотворчества и создания служб, контролирующих исполнение закона и нормативных актов. Правительством РФ установлено, что регулятором в сфере несостоятельности (банкротства) является Министерство экономического развития РФ. ФНС России, как уполномоченный орган в делах о банкротстве, при реализации своих полномочий руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми регулятором.
Для справки: 19 ноября 1992 г. был принят закон РФ № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса. Постепенно практика применения этого Закона выявила существенные его недостатки, и в итоге в 1998 году Государственная Дума приняла новый закон о банкротстве. Однако, за время применения федерального закона 1998 года, была обнаружена недостаточная защищенность прав и законных интересов различных лиц, участвующих в процедуре банкротства, а также пробелы, позволяющие использовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) как механизм для избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, передела собственности, недобросовестного захвата предприятия. Закон 1998 года был в основном ориентирован на защиту интересов кредиторов.
Третий, и ныне действующий закон о банкротстве был принят 26 октября 2002 года. В нем максимально учтены все недочеты и пробелы предыдущих законов и внесены изменения, перечислю важнейшие:
Введена
процедура финансового
Уполномоченный федеральный орган получил право голоса в деле о банкротстве на всех собраниях кредиторов;
Процедура наблюдения вводится на основании заявления кредитора либо уполномоченного органа о признании должника банкротом только после проверки его требований в специальном судебном заседании. Это изменение введено в целях устранения злоупотреблений правом со стороны недобросовестных кредиторов;
На специальном заседании суда присутствует только кредитор, подавший заявление, и должник. Эта мера исключает ограничение прав должника;
Административные барьеры входа в профессию арбитражного управляющего заменены на высокие профессиональные требования и обязательность членства в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
С 2004 года в закон о банкротстве было внесено около 40 поправок. Законодательство было пополнено правилами проведения электронных торгов имуществом должников. Значительно расширены возможности кредиторов по получению возмещения своих требований, если должник намеренно заключал сделки, направленные на то, чтобы принести вред кредиторам. Благодаря этой и другим поправкам существенно сократилось количество мошеннических и подозрительных сделок, совершаемых в преддверии банкротства. Кроме этого, поправками введены новшества, перечислю основные:
кредиторы
получили право обращаться в арбитражный
суд, имея на руках решение суда (упразднена
необходимость «круговорота»
если интересы кредитора нарушаются действиями (или бездействием) арбитражных управляющих, кредитор имеет право обжаловать их в суде;
появилась возможность выплаты по обязательствам должника третьим лицом;
определены права залоговых кредиторов и порядок удовлетворения их требований;
Введена обязанность должника (руководителя и учредителя должника) подать заявление о банкротстве в установленные законом сроки - не позднее 1 месяца с даты возникновения обстоятельств, указывающих на невозможность исполнения требований кредиторов. Для ликвидационной комиссии данный срок составляет 10 дней с момента выявления признаков неплатежеспособности;
Сейчас обязательным является ведение реестра кредиторов специализированным реестродержателем, если количество кредиторов превышает 500;
Появилась отдельная глава «Оспаривание сделок должника», в которой предусмотрены дополнительные (по отношению к ГК РФ) основания для признания недействительными сделок должника;
Введено понятие «подозрительная сделка должника». Под нее, кроме неравноценной или безвозмездной сделки, теперь подпадают и сделки, по которым должник изменил место нахождения без уведомления кредиторов, уничтожил либо исказил документы бухгалтерской отчетности;
Учредители должника получили право на любой стадии банкротства погасить за должника требования по обязательным платежам.
Разумеется, хотя и усовершенствованный, федеральный закон о банкротстве не решил все проблемы в сфере несостоятельности. Среди них - недостаточно высокий уровень профессионализма арбитражных управляющих в процедурах банкротства. Поэтому вопрос защиты рядов арбитражных управляющих от недобросовестных работников, сознательно нарушающих закон, сегодня стоит особенно остро.
Следующий пробел - отсутствие закона о трансграничной несостоятельности. Эта проблема не позволяет российским судам, государственным органам и частным лицам при проведении процедур банкротства эффективно взаимодействовать с аналогичными участниками за рубежом. Между тем количество процедур банкротства, отягощенных иностранным элементом, растет.
И, пожалуй, самое основное, об этом говорят многие профессионалы в данной области – изменять целенаправленность закона, от банкротства стремиться к финансовому оздоровлению. Один из таких специалистов, Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, предложил, как мне представляется, оптимальное решение данной задачи. В интервью «Российской газете» он сказал следующее: «Следует усилить реабилитационную направленность процедур банкротства. Правила, существующие сейчас, являются крайне жесткими и не позволяют должникам, испытывающим временные трудности, эффективно договариваться с кредиторами. Проведение реабилитационных процедур банкротства (финансовое оздоровление и внешнее управление) должно стать более гибким. Почему бы не применить давно известный международный опыт использования механизма реструктуризации под судебным контролем? В этом случае должник и кредиторы могут вести переговоры о реструктуризации уже в рамках начавшейся формальной процедуры.»[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях современной финансовой политики процедура несостоятельности (банкротства) является важнейшим средством антикризисного управления. Банкротство «нежизнеспособных» организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления финансово неблагополучными организациями.
Государство в сфере несостоятельности (банкротства), как можно убедиться из вышеизложенного материала, всячески стремится уменьшить количество обанкротившихся предприятий путем совершенствования законодательства, поиска новых решений назревших проблем. В этом поиске участвуют не только государственные органы, но и общественность, в частности Торгово-промышленная палата. Это значит, что несмотря на трудности и кризисные явления в нашей экономике, механизм антикризисного управления будет и дальше совершенствоваться, на основе уже достигнутого законодательного уровня и наработанной жизненной практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.