Понятие, роль и значение реализации продукции в хозяйственном обороте организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа реализации продукции ОАО «Инвет» выявить резервы повышения деятельности предприятия и сформировать предложения по совершенствованию реализации продукции.
В соответствии с поставленной целью сформулируем следующие задачи:
проведение анализа реализации продукции на предприятии;
проведение анализа выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
изучение учета реализации продукции;
выявление путей увеличения реализации продукции и разработка мероприятий по их освоению;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4
1 РОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………….…….… 5
1.1 Понятие, роль и значение реализации продукции в хозяйственном обороте организации………………………………………………… 5
1.2 Показатели, характеризующие реализацию продукции……………. 7
1.3 Значение, цели, задачи и источники информации для анализа…..... 10
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ………….. 12
2.1 Анализ объема, структуры и динамики реализации продукции…… 12
2.2 Факторный анализ реализации продукции…………………………. 16
2.3 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции……………………………………………………………. 19
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ РОСТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ………… 22
3.1 Пути роста реализации продукции………………………………. … 22
3.2 Анализ резервов увеличения объема реализации продукции в организации………………………………………………………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 27

Вложенные файлы: 1 файл

АХД.docx

— 135.59 Кб (Скачать файл)

Это равенство показывает, что сумма  реализации зависит от объема выпускаемой  продукции и изменения остатков всей нереализованной продукции  на конец периода по сравнению  с начальными их величинами.

Анализ производства продукции  и продаж производится в сопоставлении  с планом и в динамике за ряд  лет. Оценка дается в целом по всему  объему и в разрезе ассортимента, оценки качества и ритмичности производства. При оценке ассортимента продукции  следует посмотреть, правильно ли он запланирован с точки зрения необходимости, назначения определенного вида продукции. Важно выполнение того ассортимента, который дает высокий доход. Более  высокие доходы связаны с новой  однотипной продукцией, которую можно  легко выпускать на основных производственных мощностях компании, или с новой  продукцией, накапливание выпуска которой  связано с появлением дополнительного  спроса на нее. В ассортименте выпускаемой  продукции могут быть товары с  различными ценами, себестоимостью и  объемом выпуска. Чем больше изменений  претерпевают эти три элемента, тем  большую изменчивость имеют доходы компании. Поэтому при анализе  необходимо оценить изменения в  количестве, продажной цене и себестоимости  для каждого вида продукции основного  производства. При этом важно измерить эластичность спроса на продукцию через  показатель, который равен отношению  процентного изменения объема продаж к процентному изменению цены продукта.

Если спрос на товары уменьшается  в той же (или большей) пропорции, что и цены, его называют эластичным. Спрос, не зависящий от цен, называют неэластичным. Компания, которая осваивает  новую продукцию для замены устаревшей, повышает стабильность своих доходов[5, с.112].

 

1.3 Значение, цели, задачи и источники информации  для анализа

 

 

Производство  и реализация продукции являются важнейшими сферами деятельности субъектов  хозяйствования, поскольку они определяют конечные финансово-хозяйственные  результаты деятельности. Выполнение планов по объему, структуре, ассортименту, качеству производства продукции, темпы  роста производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину себестоимости, прибыли, рентабельность.  В связи с этим анализ данных показателей  имеет важное значение.

В организациях необходимо постоянно контролировать плановые показатели реализации продукции, принимать корректирующие меры по исправлению  ситуации, выявлять резервы их роста.

При изучении реализации продукции проводится анализ:

– объема, структуры  и динамики  реализации продукции;

– выполнения договорных обязательств по поставкам  продукции;

– факторов и резервов роста реализации продукции.

Объектами анализа являются:

- объем  и динамика реализации продукции;

- ассортимент  и структура продукции;

- ритмичность  реализации продукции;

- резерв  роста реализации продукции.

Основные  задачи анализа:

оценка  степени выполнения плана и динамики реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения реализации продукции;

разработка  мероприятий по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа вышеназванных  показателей являются:

– бизнес-план организации (ПРИЛОЖЕНИЕ А);

– оперативные планы-графики производства и реализации продукции;

– бухгалтерский  баланс (ф. № 1) (ПРИЛОЖЕНИЕ Б);

  –  бухгалтерская отчетность (ф. №  2) «Отчет о прибылях и убытках» (ПРИЛОЖЕНИЕ В);

  –  счета бухгалтерского учета;

– ведомость  № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;

В заключение данной главы можно сделать вывод, что анализ реализации готовой продукции  является неотъемлемой частью ведения  хозяйственной деятельности предприятия. Для более объективного отражения  информации анализ ведется по многим направлениям и показателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

2.1 Анализ  объема, структуры и динамики  реализации продукции.

 

 

В процессе анализа необходимо изучить изменения  не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.

Анализ  реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими  периодами, рассчитываются:

– процент  выполнения плана,

– абсолютное отклонение от плана,

– темпы  роста и прироста за анализируемый  отрезок времени,

Анализ  объема реализации продукции начинается с расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Рассмотрим динамику в Таблице 1 на примере ОАО «Инвет» за 2005-2009 годы.

Таблица 1 - Динамика реализации продукции

Год

Объем реализации продукции, млн.руб.

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

2005

6774

100

100

2006

8369

123,5

123,5

2007

12850

189,7

153,5

2008

14991

221,3

116,6

2009

23782

351,0

158,6


 

Источник: собственная разработка

 

Из таблицы  видно, что объем реализации продукции  за 5 лет вырос на 351,0 % или на 17008 млн.рублей. По сравнению с 2008 годом, в 2009 году темп роста составил 158,6 % или 8791 млн.рублей. С каждым годом наблюдается значительная динамика роста.

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции  можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. В данной курсовой применяется среднегеометрическая  взвешенная:


Тр = n-1ÖТ1 * Т2 * …. * Тn ,    Тпр = Тр – 100%,         (2.1)

где Тр - среднегодовой темп роста; Тпр - среднегодовой темп прироста;  Тn – темп роста n-го ряда

Тр = 5-1Ö100*123,5*153,5*116,6*158,6 = 136,9 %


Тпр = 136,9%-100% = 36,9%,

т.е. среднегодовой  темп прироста реализации продукции  составил 36,9%.

Для большей  наглядности динамику реализации продукции  можно изобразить графически на Диаграмме 1:

 

 

 

Диаграмма 1 - Динамика реализации продукции за 2005-2009 годы.

 

 

Источник: собственная разработка

Оценка  выполнения плана по реализации продукции  на ОАО «Инвет» за отчетный год производится по данным отраженным в Таблице 2:

 

Таблица 2 - Анализ выполнения плана по реализации продукции за 2009 год.

 

 

Изделие

Реализация продукции, млн. руб.

План

Факт

План - Факт

% к плану

Бак - 80

5854

6689

835

14,3

Бак - КЗК-12

2637

3279

642

24,3

Бокс Бсти-201

5800

5732

-68

-1,2

Бирка БМЖ

150

101

-49

-32,7

Бак - Х33П

474

584

110

23,2

Итого

14915

16385

1470

9,9


 

 

Источник: собственная разработка

 

 

 Из  таблицы видно, что за отчетный  период план по реализации  продукции перевыполнен на 9,9 %.

Анализ  структуры проведем по видам продукции, реализованным на ОАО «Инвет» за 2009 год рассмотрим в Таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Анализ структуры реализации продукции ОАО «Инвет» в 2009 году.

 

 

Виды продукции

2009 год

Структура стоимости, %

Потребительские товары

6970,3

31,5

ведра пластмассовые

1216,1

5,5

тара упаковочная

233

1,1

этажерки

139

0,6

изделия для цветоводства

1826,3

8,2

изделия для хозяйственных нужд

798,7

3,6

опрыскиватели

831,8

3,8

тазы хозяйственные

527,8

2,4

изделия для кухни

1397,6

6,3

Зооветеринарные изделия

642,5

2,9

Продукция ротационного формования

14531,6

65,6

боксы для телят

6714,3

30,3

топливные баки

6634

30

блок дорожный

169,9

0,8

конусы

2,4

0

пломба ПП-10

6,3

0

цветочницы

170,9

0,8

прочая продукция

833,8

3,8

Всего

22144,4

100


 

 

Источник: собственная разработка

 

 

Из приведенных  данных можно сделать вывод, что  основу реализации составляет продукция  ротационного формования, а именно составляет 65,6% объема всей реализованной  продукции, из них 30,3% боксы для телят  и 30% топливные баки.

Для наглядности  изобразим данные в виде Диаграммы 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2 - Анализ структуры  реализации продукции ОАО «Инвет» в 2009 году

 

Источник: собственная разработка

 

 

2.2 Факторный  анализ реализации продукции.

 

 

В процессе анализа ОАО «Инвет»  изучаются факторы, которые влияют на объем производства и реализации продукции.

Как было подчеркнуто выше, в Республике Беларусь применяются два способа определения  момента  реализации продукции: по отгрузке и по оплате.

В связи  с этим применяются два варианта методики анализа реализации продукции. Различия в методике обусловлены  различными подходами к определению  баланса товарной продукции.

Если  выручка в организации определяется по отгрузке, то баланс товарной продукции  будет иметь вид:

               ГПн + ТП = РП + ГПк , (2.2)

     где  ГПн и ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец анализируемого периода;

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

РП – объем реализованной продукции за анализируемый период.

Согласно  этой методике, объем реализованной  продукции определяется по формуле

            РП = ГПн + ТП – ГПк . (2.3)

Если  выручка в организации определяется по оплате отгруженной продукции, то товарный баланс имеет следующий  вид:

             ГПн + ТП + ОТн = РП + ГПк + ОТк ,  (2.4)

где ОТн  и ОТк – соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец анализируемого периода.

По второй методике объем реализованной продукции  определяется по формуле

            РП = ГПн + ТП + ОТн – ГПк – ОТк . (2.5)

Производится  сравнение фактических уровней  факторных показателей с плановыми, т.е. определяются  абсолютные и относительные приросты факторных показателей (Таблица 4).

 

Таблица 4 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции

 

№ п/п

Показатель

Сумма, млн. руб.

план

факт

абсол.

относ. откл., %

откл.

(+, -)

1

Остаток готовой продукции на складах  на начало года

1084

703

-381

-35,1

2

Выпуск товарной продукции

17272

17532

260

1,5

3

Остаток готовой продукции на складах  на конец года

1398

765

-633

-45,3

4

Отгрузка продукции за год

16958

17470

512

3,0

(стр. 1 + стр. 2 – стр. 3)

5

Остаток товаров, отгруженных покупателям

       
 

5.1.

на начало года

1606

2140

534

33,3

5.2.

на конец года

1432

3805

2373

165,7

6

Реализация продукции

17132

15805

-1327

-7,7

(стр. 4 + стр. 5.1 – стр. 5.2)

Информация о работе Понятие, роль и значение реализации продукции в хозяйственном обороте организации