Понятие, сущность, виды себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучить теоретический и практический аспект анализа себестоимости продукции и выявление резервов ее снижения.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа себестоимости продукции;
- провести анализ себестоимости продукции организации;
- выявить резервы снижения себестоимости продукции.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции……………….
1.1 Понятие, сущность, виды себестоимости продукции…………………
1.2 Значение, задачи и источники информации анализа себестоимости продукции………………………………………………………………………
1.3 Методика анализа себестоимости продукции…………………………
2 Анализ себестоимости продукции ОАО «Гомельдрев»…………………
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Гомельдрев»……….
2.2 Анализ структуры и динамики затрат на производство продукции…………………………………………………………………..
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции………………………….
2.4 Анализ прямых материальных и трудовых затрат……………………
3 Выявление резервов снижения себестоимости продукции……………..
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

анализ расходов.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать следующие вывод о том, что управление себестоимостью продукции представляет собой рутинный повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. В рамках одного производственного цикла и в наиболее общем виде этот процесс может быть представлен в виде достаточно очевидных последовательных процедур:

  1. Прогнозирование и планирование затрат (определяются долго- и краткосрочные тенденции изменения отдельных видов затрат, задаются их ориентиры, обеспечивающие выход на определенные значения показателей прибыли и рентабельности);
  2. Анализ затрат и себестоимости (анализируются фактические затраты в сравнении с плановыми заданиями и нормативами, выявляются факторы, повлекшие значимые отклонения, определяются резервы снижения себестоимости);

Контроль и регулирование процесса управления затратами (вносятся текущие изменения в систему управления затратами в случае отклонения от запланированной динамики затрат, уточняются системы планирования и нормирования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Выявление резервов  снижения себестоимости продукции

Дальнейший анализ направлен на обоснование резервов увеличения прибыли за счет снижения трудовых и материальных затрат, общехозяйственных и общепроизводственных расходов в себестоимости единицы реализованной продукции. Резерв снижения себестоимости единицы продукции является одновременно резервом увеличения прибыли.

Общая величина резервов увеличения прибыли за счет переменных затрат определяется как разница между планируемой (Спл) и отчетной (Сф) величиной себестоимости единицы реализованной продукции, умноженная на количество (Ап) реализованных товаров, продукции, работ и услуг (С^ — Сф) × А.


Сумма резерва роста прибыли (П0) за счет увеличения объема проданных товаров и продукции рассчитывается путем умножения количества реализации продукции (Пр) на планируемую прибыль Псд ф в расчете на единицу продукции соответствующего вида за счет условно-постоянных затрат:

П0 = П0 хПрсл                                                       (3.1)

Сумма резервов снижения себестоимости (увеличение прибыли) за счет уменьшения управленческих и коммерческих (условно-постоянных) расходов определяется по формуле:

∆Псу = Q (- ∆Cn),                                                         (3.2)

где ∆Псу — прирост прибыли за счет снижения себестоимости в результате уменьшения управленческих и коммерческих расходов в себестоимости единицы изделия, млн р.;

Q — увеличение реализации продукции в натуральном выражении, шт., м и т.д.;

 ∆СП — увеличение прибыли за счет уменьшения управленческих и        коммерческих расходов в себестоимости единицы продукции, млн р.

Расчет резервов роста прибыли за счет управленческих и коммерческих расходов ОАО «Гомельдрев» проведём  в таблице 3.1. (на примере мебельного цеха).

 

Таблица 3.1  - Расчет резервов роста прибыли за счет увеличения объема продаж товаров, продукции, работ и услуг, обеспечивающих сокращение условно-постоянных расходов ОАО «Гомельдрев» первый квартал за 2014 г.

 

Вид продукции

Объем реализации на первый квартал за 2014 г.

Снижение себестоимости продукции за счет сокращения ОПР и ОХР в себестоимости ед. изд. на первый квартал за 2014 г., млн р.

Резерв увеличения (уменьшения) суммы прибыли,

млн р.

1

2

3

4

Производство мебели

560

-0,125

-72


 

 

Продолжение Таблицы 3.1

 

1

2

3

4

Услуги по оказанию ремонта

185

-0,011

-2

Прочие виды работ

102

   

Итого:

846

-

-72


 

* Снижение себестоимости влияет на прибыль с обратным знаком.

Примечание -   Источник: Таблица составлена по  материалам ОАО «Гомельдрев»

На основании данных таблица 3.1 можно сделать вывод о том, что, несмотря на планируемое увеличение в будущем году объем производства товарной продукции на 10%, себестоимость единицы изделия за счет условно-постоянных, коммерческих и управленческих расходов на 72 млн р.

Прирост прибыли за счет снижения себестоимости и увеличения прибыли в результате уменьшения переменных затрат в себестоимости единицы изделия определяется путем умножения всего выпуска продукции на планируемый период в натуральном выражении на снижение прямых переменных затрат в единице изделия. Существенным резервом роста прибыли, определяемым как произведение суммы изменения цены продукции на объем ее реализации продукции в планируемом периоде, является повышение качества продукции:

         ΔПП = (ЦЛ.к-Ц.ос.к)                                                                (3.3)

где, ∆ПК — прирост прибыли от повышения качества продукции, тыс. р.;

ЦЛк — средняя цена единицы определенного вида продукции до

повышения ее качества, млн р.;

Цпоск — средняя цена определенного вида продукции после повышения ее качества, млн р.

Расчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости в результате уменьшения переменных затрат в себестоимости единицы реализуемой продукции на ОАО «Гомельдрев» представлена в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 - Расчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости в результате уменьшения переменных затрат в себестоимости единицы реализуемой продукции на ОАО «Гомельдрев»

 

Вид продукции

Снижение прямых переменных затрат в себестоимости ед. изд. млн р.

Объем реализации продукции на 1-й квартал 2014г

Резерв увеличения суммы прибыли, млн р.

1

2

3

4

Производство мебели

0,001

559,7

1

Услуги по оказанию ремонта

0,006

184,6

1


Продолжение Таблицы 3.2

 

1

2

3

4

Прочие виды работ

0

101,5

0

Итого:

-

-

2


 

  Снижение переменных  затрат увеличит прибыль на 2 млн. р.  Расчет резервов роста прибыли за счет повышения качества реализуемой продукции производится в соответствии с таблицы 3.3.

 

Таблица 3.3 – Расчет резервов роста прибыли за счет улучшения качества реализуемой продукции на ОАО «Гомельдрев» первый квартал за 2014 г.

 

Вид продукции

Средняя цена за 1-цудо повышения качества продукции, млн р.

Средняя цена за 1-цу после повышения качества продукции, млнрю

Себестоимость единицы продукции, млн р.

Резерв увеличения прибыли, млн р.

до повышения качества

после повышения качества

1

2

3

4

5

6

Производство мебели

1505,5

1708,8

1373,0

1558,4

-18

Услуги по оказанию ремонта

255,8

260,5

235,3

237,6

-2

Прочие виды работ

-

-

-

-

-

Итого:

-

-

-

-

-20


 

  Как видно из таблицы  планируемое повышение качества  продукции по трансформаторам и пускорегулирующим аппаратам увеличит прибыль в будущем году на сумму 20 млн. р.

Обобщение резервов увеличения прибыли приведено в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4 - Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, ОАО «Гомельдрев»

 

Резервы

Производство мебели

Услуги по оказанию ремонта

Прочие виды работ

Всего

1

2

3

4

5

Увеличение прибыли за счет снижения себестоимости в результате сокращения условно-постоянных расходов в единице изделия, млн р.

-70

                                                    (2)

0

-72


Продолжение Таблицы 3.4

 

1

2

3

4

5

Увеличение прибыли за счет снижения себестоимости в результате сокращения переменных затрат в единице изделия, млн р.

1

                                                     1

0

2

Увеличение прибыли за счет повышения качества продукции, млн р.

                                     (18)

                                                    (2)

                                  -  

-20

Итого:

-87

-3,383

0

-91


 

 Из обобщающей таблицы 3.4 видно, что основным источником резервов увеличения суммы прибыли организации, является  снижение себестоимости повышение качества продукции. С высоким качеством продукции организация может выйти на рынок сбыта в дальнем зарубежье, получать выручку в СКВ, выставить на рынок конкурентоспособную продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Расходы (затраты) – это «уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками (собственниками)».

Как показало исследование, производственные организации остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения.

Используемая в организациях традиционная система  анализа и планирования себестоимости продукции в организациях ориентирована, прежде всего, на представление информации о деятельности организации внешним пользователям. Вместе с тем, перед анализом стоит задача обеспечения необходимой информацией не только внешних потребителей, но и удовлетворение потребности аппарата управления организации. С этой целью необходимо усилить информационные функции анализа, его оперативные и аналитические свойства, организовать аналитический анализ затрат исходя из нужд управления.

На примере деятельности ОАО «Гомельдрев»    был проведён анализ хозяйственной деятельности который показал объём производства в действующих ценах в 2013 г. по сравнению с 2010г. увеличился  на 119783 млн р.  или  в 2,0 раз. Выручка от реализации продукции за 2013 г. увеличилась  на 71,5%, что в сумме составила 69316 млн р. по отношению к 2012г.

Себестоимость реализованной товарной продукции в 2013г. по сравнению с 2012 г. выросла на 37668 млн р. или  на 41,7%.

Таким образом, темп роста выручки от реализации произведенной продукции выше темпа роста себестоимости произведенной продукции на 5,0% (377,6 -372,7) по отношению к 2010г. И на  29,8% (171,5 – 141,7) по отношению к 2012 г. Рост себестоимости продукции связан с ростом объема производства в натуральном выражении, а также с ростом цен на сырье, материалы, комплектующие, увеличение тарифов на энергоносители и т.д.  Однако это не повлияло на прибыль от реализации которая  в  2013г. по сравнению с 2012г. выросла на 22353 млн р. или в 229,6. 

Убытков организация за 2012 – 2013гг. не имеет, таким образом, данные финансово-хозяйственной деятельности организации свидетельствует об устойчивом и стабильном положении. Среднегодовая стоимость основных производственных средств в 2013 г. по сравнению с 2012г. увеличилась на 82179 млн р. или на 53,1%. Отрицательным моментом является снижение фондоотдачи в 2013 г. по сравнению с 2012г. на  0,34 руб.

Информация о работе Понятие, сущность, виды себестоимости продукции