Предпринимательская деятельность в современных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Государственная опека самостоятельно развивающихся малых предприятий служит сильнейшим катализатором, содействует укреплению предпринимательства. Главной задачей со стороны государства является четкое определение приоритетных направлений развитие экономики, науки, техники, образования, внешнеэкономической деятельности, подкрепление этих приоритетов системой льгот и гарантий, выделение необходимых материально-технических и финансовых ресурсов, организация необходимого обучения кадров. Все остальное – забота малых предприятий.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Предпринимательство и рыночная инфраструктура: общая характеристика…………………………………………………………………......5
1.1 Предпринимательство: определение, сущность, функции............................5
1.2. Виды предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности............................................................................................................8
2. Становление и современное состояние предпринимательства в Украине..11
2.1. Формирование и становление предпринимательства………………….....11
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства………...........15
2.3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Украине...................................................................................................................17
3. Технико-экономическое обоснование создания малого промышленного предприятия..........................................................................................................27
3.1 Расчет потребности в капитале и определение источников его формирования.....................................................................................................27
3.2 Расчет себестоимости и цены изделия..........................................................39
3.3 Определение точки безубыточности производства………………..............42
3.4. Динамика технико-экономических показателей и расчет эффективности капиталовложений...............................................................................................43
Выводы…………………………………………………………………………….48
Список использованной литературы ................

Вложенные файлы: 1 файл

предпринимательская деятельность_ред.doc

— 5.85 Мб (Скачать файл)

 

 

ХАРЬКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ университет

«НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет «Бизнес-управления»

 

 

 

Срок хранения КР

до ________ ___ года

Кафедра экономики предприятия

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по курсу «Экономика предприятия»

на тему: «Предпринимательская деятельность в современных условиях хозяйствования»

 

 

 

 

 

Рег. № ____

 

Сдана на кафедру _____________

(дата)

 

Допуск к защите

_____________________________

(допущен, не допущен)

 

Оценка по результатам защиты

 

_____________________________

(оценка)

 

______________ «____»_______ 2013 г.

(подпись преп.)

 

 

 

Выполнила

студ. 2 курса, группы ЗБУ- 21

Билык М. М.

 

 

 

Научный руководитель

Миколенко Е. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков

2013

 

Содержание

 

Введение..................................................................................................................3

1. Предпринимательство и рыночная инфраструктура: общая характеристика…………………………………………………………………......5

1.1 Предпринимательство: определение, сущность, функции............................5

1.2. Виды предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности............................................................................................................8

2. Становление и современное состояние предпринимательства в Украине..11

2.1. Формирование  и становление предпринимательства………………….....11

2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства………...........15

2.3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Украине...................................................................................................................17

3. Технико-экономическое обоснование создания малого промышленного предприятия..........................................................................................................27

3.1 Расчет потребности в капитале и определение источников его формирования.....................................................................................................27

3.2 Расчет себестоимости и цены изделия..........................................................39

3.3 Определение точки безубыточности производства………………..............42

3.4. Динамика технико-экономических показателей и расчет эффективности капиталовложений...............................................................................................43

Выводы…………………………………………………………………………….48

Список использованной литературы ..................................................................50

Приложения…………………………………………………………………….....52

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательство – один из ключевых элементов рыночных преобразований, перед необходимостью которых встала Украина после провозглашения независимости и процесс его становления в молодом государстве очень актуален сегодня.

Современная экономическая теория определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара. С одной стороны, предпринимательство выступает как особый вид хозяйственной деятельности, в основе которой лежит ряд условий и требований (свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность в принятии решений, ответственность за принимаемые решения, ориентация на достижение коммерческого успеха). С другой стороны, предпринимательство – это определенные стиль и тип поведения, составляющие которого: инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность и риск, деловая хватка. В-третьих, предпринимательство – это особая функция, выполняемая в экономике: обеспечение развития и совершенствования хозяйственного механизма, постоянное обновление экономики, создание инновационной сферы.

Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений. Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель.

Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

Малая экономика - крайне противоречивый сектор народного хозяйства. Здесь каждое предприятие, взятое в отдельности, находится в очень сильной зависимости от многих внешних факторов и условий: источников финансирования, материально-технического снабжения, конъюнктуры рынка и прочих факторов.

Государственная опека самостоятельно развивающихся малых предприятий служит сильнейшим катализатором, содействует укреплению предпринимательства. Главной задачей со стороны государства является четкое определение приоритетных направлений развитие экономики, науки, техники, образования, внешнеэкономической деятельности, подкрепление этих приоритетов системой льгот и гарантий, выделение необходимых материально-технических и финансовых ресурсов, организация необходимого обучения кадров. Все остальное – забота малых предприятий.

 

 

1. Предпринимательство и рыночная инфраструктура: общая характеристика

1.1. Предпринимательство: определение, сущность, функции.

Крупный банкир и владелец небольшого магазина, обладатель контрольного пакета акций акционерного общества и дилер по недвижимости, фермер и один из собственников страховой компании. Всех перечисленных лиц объединяет принадлежность к особому слою общества – предпринимателям. Род их занятий можно, соответственно, определить как предпринимательство.

Предпринимательство – это свободная инициатива людей в хозяйственной деятельности, это способ организации экономических сил. Иными словами, это испытанный в мировой практике способ эффективной организации производства. Существование предпринимательства – обязательное условие функционирования рынка.[14]

Современная экономическая теория определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара. С одной стороны, предпринимательство выступает как особый вид хозяйственной деятельности, в основе которой лежит ряд условий и требований (свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность в принятии решений, ответственность за принимаемые решения, ориентация на достижение коммерческого успеха). С другой стороны, предпринимательство – это определенные стиль и тип поведения, составляющие которого: инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность и риск, деловая хватка. В-третьих, предпринимательство – это особая функция, выполняемая в экономике: обеспечение развития и совершенствования хозяйственного механизма, постоянное обновление экономики, создание инновационной сферы.

Предпринимательство выполняет ряд функций.

Ресурсная. Реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы не востребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией.

Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п.

Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.[14]

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.[18]

Однако получение прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

  • обычная прибыль делового человека;
  • излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве. Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим в Украине). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует «предпринимательский бум».

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

 

1.2. Виды предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель.

Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).

 


Рисунок 1. Субъекты предпринимательской деятельности

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя.

Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.[16]

У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами.

Информация о работе Предпринимательская деятельность в современных условиях хозяйствования