Предпринимательская деятельность в современных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Государственная опека самостоятельно развивающихся малых предприятий служит сильнейшим катализатором, содействует укреплению предпринимательства. Главной задачей со стороны государства является четкое определение приоритетных направлений развитие экономики, науки, техники, образования, внешнеэкономической деятельности, подкрепление этих приоритетов системой льгот и гарантий, выделение необходимых материально-технических и финансовых ресурсов, организация необходимого обучения кадров. Все остальное – забота малых предприятий.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Предпринимательство и рыночная инфраструктура: общая характеристика…………………………………………………………………......5
1.1 Предпринимательство: определение, сущность, функции............................5
1.2. Виды предпринимательства. Субъекты предпринимательской деятельности............................................................................................................8
2. Становление и современное состояние предпринимательства в Украине..11
2.1. Формирование и становление предпринимательства………………….....11
2.2. Государственная поддержка малого предпринимательства………...........15
2.3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в Украине...................................................................................................................17
3. Технико-экономическое обоснование создания малого промышленного предприятия..........................................................................................................27
3.1 Расчет потребности в капитале и определение источников его формирования.....................................................................................................27
3.2 Расчет себестоимости и цены изделия..........................................................39
3.3 Определение точки безубыточности производства………………..............42
3.4. Динамика технико-экономических показателей и расчет эффективности капиталовложений...............................................................................................43
Выводы…………………………………………………………………………….48
Список использованной литературы ................

Вложенные файлы: 1 файл

предпринимательская деятельность_ред.doc

— 5.85 Мб (Скачать файл)

Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности (ну кто из потребителей предполагал приобрести видеомагнитофон, когда он еще не производился, а только готовился к производству?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.[19]

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других

производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стандартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.[8]

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).

 

2. СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ

2.1 Формирование и становление  предпринимательства.

Сектор малого бизнеса формируется в Украине с 1986-1988 гг. после принятия постановления, а затем и закона о кооперативах. Тогда это была еще квазиформа малого частного бизнеса, но она положила начало развитию негосударственного малого и среднего предпринимательства и до 1992 года наблюдался бурный рост малых предприятий, который резко замедлился. в 1993 году Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Формирование субъектов предпринимательства в принципе возможно двумя путями

Первый путь – эволюционный. Он предполагает постепенное накопление денежных и других ресурсов, достаточных для открытия и развития своего дела. Этот процесс может быть довольно длительным. Он ускоряется применением акционерной формы предпринимательства. В Украине возможности эволюционного пути формирования участников предпринимательства к началу 90-х годов были очень ограничены. К причинам такого положения можно отнести:

–отсутствие достаточных сбережений у населения;

–недоверие населения к ценным бумагам — акциям, облигациям и пр.;

–недостаточная подготовленность кредитной системы;

–у людей отсутствовали достаточные психологические, социальные установки на предпринимательство.

 
 


Рисунок 2.1. Пути становления субъектов предпринимательства в Украине 

Второй путь предполагает ускоренное формирование субъектов предпринимательства. Его, как правило, используют страны, осуществляющие переход от централизованно-плановой к смешанной экономике, и в том числе Украина. Государство принимает решение о:

1) приватизации предприятий;

2) смене условий применения  государственного капитала путем, в частности, коммерциализации и стимулирования тем самым появления обществ предпринимательского типа.

Процесс приватизации в той или иной мере присущ многим странам.

Последовательно рыночный способ ее осуществления – выкуп. При этом очень важно создать конкуренцию среди покупателей, которая позволит осуществить продажу по реальной рыночной стоимости.

Коммерциализация – это широкое понятие, которое конкретизируется такими формами, как аренда, аренда с выкупом и другие. Это способствует формированию субъектов предпринимательства.

Один из путей возникновения частных предприятий – малая приватизация. С 1992 г. к началу 1998 г. было приватизировано свыше 45 тыс. МП.

Всплеск появления малых компаний в Украине приходится на 1992-93 гг. (График 4.1) В 1994, 1995 и 1996 гг. наблюдалось некоторое замедление темпов. Одними из самых высоких за всю историю малого бизнеса в стране были темпы возрастания в 1997 году. На начало 1998 года в стране насчитывалось более 136200 МП.[12, 13]

Среди видов деятельности МП до сих пор преобладают розничная торговля (35 %), промышленность (15 %), строительство (16 %). Тенденции в отраслевом распределении малых предприятий и кооперативов таковы, что сокращается доля предприятий, занимающихся производством, а растет доля и , соответственно значение для нашей экономики, предприятий, занимающихся торговлей, посредническими услугами, финансовых и страховых компаний, в том числе бирж и брокеров. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

 
 


 

График 2.1 Рост количества малых предприятий в 1992-1997 годах[12]

Таким образом, можно утверждать что предпринимательство в Украине, пройдя первый этап (начального зарождения), начал второй этап (бурного роста) но затормозил свое развитие и начал сворачиваться. Такого явления не наблюдалось ни в одной стране, осуществляющей реформы и это свидетельствует об неудовлетворительной среде не только для расширения сектора малого бизнеса, но и для предприятий, существующих сегодня.

Анализ распределения малых предприятий по отраслям народного хозяйства свидетельствует об уменьшении удельного веса МП почти во всех областях экономики, за исключением торговли, общественного питания и материально-технического снабжения (Диаграмма 2.1). Малые компании концентрируются в областях, где быстро скупается капитал и не нужно больших материальных затрат и инвестиций для ведения бизнеса. Много МП синхронно занимается несколькими видами деятельности. Наметилась четкая тенденция сокращения малых предприятий в промышленности и строительстве.

В Украине наблюдается очень неравномерное распределение малых предприятий по областям (Приложение 1). Он обусловлен различными территориальными условиями:

  • экономическим потенциалом, ресурсным обеспечением, специализацией регионов,
  • уровнем инвестиционной активности, состоянием рыночной инфраструктуры, отношениями между государственными органами и предпринимательскими структурами. Эти региональные особенности надлежит учитывать в процессе разработки мероприятий государственной поддержки.

Диаграмма 2.1 Распределение малых предприятий по отраслям народного хозяйства[13]

 
 


 

2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства

 

Малая экономика - крайне противоречивый сектор народного хозяйства. Здесь каждое предприятие, взятое в отдельности, находится в очень сильной зависимости от многих внешних факторов и условий: источников финансирования, материально-технического снабжения, конъюнктуры рынка и прочих факторов.

Незначительный сбой в этом механизме может привести к разорению и ликвидации предприятия. Мелкий предприниматель легко уязвим. В то же время его потери в случае неудачи не так уж велики, что позволяет опытному бизнесмену довольно быстро возобновить свое дело.

Государственная опека самостоятельно развивающихся малых предприятий служит сильнейшим катализатором, содействует укреплению предпринимательства. Главной задачей со стороны государства является четкое определение приоритетных направлений развитие экономики, науки, техники, образования, внешнеэкономической деятельности, подкрепление этих приоритетов системой льгот и гарантий, выделение необходимых материально-технических и финансовых ресурсов, организация необходимого обучения кадров. Все остальное – забота малых предприятий.

Малая экономика играет большую роль в народном хозяйстве промышленно развитых стран, и они имеют соответствующие государственные органы управления. На такого рода государственные органы возлагаются общие стратегические и координационные функции.

Весьма действенным рычагом регулирования деятельности малого бизнеса в промышленно развитых странах является налоговая политика, с помощью которой нередко решаются сложные региональные проблемы. Так, во Франции вновь образованная малая фирма на 3 года освобождается от уплаты налога с корпораций, а в течение еще 2 лет уровень процентной ставки снижается вдвое. Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных контрактов. Данная форма отношений государства и бизнеса позволяет обеспечить последнему гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование, привлечь квалифицированные кадры.

Достаточно широкое развитие в последнее десятилетие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

В условиях современной нестабильной экономической ситуации отечественный малый бизнес нуждается в протекторате государства. К сожалению, пока что эффективный механизм поддержки и стимулирования развития предпринимательства в Украине еще не созданный. Принятые программы, законы, постановления имеют в большинстве своем декларативный характер. Финансовая помощь, которая предоставляют Украинский фонд поддержки предпринимательства, Государственный фонд поддержки фермерских хозяйств и Государственный инновационный фонд, достаточно мизерна.

 

2.3 Проблемы и перспективы развития предпринимательства и рыночной Украины

Может ли малый бизнес стать основой экономики? Или в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий? Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.

Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в Украине экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Что касается внутреннего механизма жизнедеятельности, то малый бизнес не достиг порога «критической массы», при котором начинает действовать эффект саморегулирования и самовоспроизводства.

Рассмотрим причины сложившейся ситуации. В прессе, в кругу специалистов, изучающих малый бизнес, в среде предпринимателей фигурирует перечень, в который входит около двух десятков причин, препятствующих развитию малого бизнеса в Украине. Среди них:

  • несовершенные законы и часто изменяющиеся правила;
  • чрезмерные налоги; узость источников финансирования;
  • неравные возможности в конкурировании с крупным номенклатурным бизнесом;
  • всеобъемлющая коррупция и рэкет;
  • отсутствие поддержки или же препятствование со стороны государства (его органов);
  • неразвитость инфраструктуры (банки, связь, информация и т. п.);
  • профессиональная неподготовленность самих предпринимателей и т. д. Из общих проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены всех регионов Украины в своей повседневной деятельности, выделим следующие:

Информация о работе Предпринимательская деятельность в современных условиях хозяйствования