Предпринимательство, как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение сущности предпринимательства как экономической категории.

Основные задачи данной работы:
рассмотреть эволюцию термина «предпринимательство»;
раскрыть видов и форм предпринимательской деятельности;
исследовать формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к рыночным отношениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по предпринимательству.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

       Предпринимательством  могут заниматься и отдельные граждане, и коллектив людей (предприятие). Отсюда два основных вида предпринимательства - индивидуальное и коллективное.

       Индивидуальное предпринимательство направлено на получение личного дохода или прибыли. Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом. Индивидуальный предприниматель имеет право самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную программу; приобретать имущество или имущественные права, использовать имущество других лиц по договору аренды; нанимать или увольнять работников; получать кредит и открывать счет в банке; самостоятельно распределять прибыль от предпринимательской деятельности, оставшуюся после уплаты подоходного налога; осуществлять операции с валютой.

       Таким образом, индивидуальный предприниматель  единолично принимает все решения  по производственно-хозяйственной  деятельности. Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со стороны государства (это позволяет самостоятельно распределять прибыль), мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог).

       В коллективном предпринимательстве хозяйственные операции осуществляются коллективным субъектом. Для этого образуется предприятие. Как юридическое лицо предприятие является носителем присущих только ему имущественных прав и обязанностей, выступает от своего имени и существует независимо от лиц, входящих в его состав. Основными признаками, делающими предприятие юридическим лицом, являются: учреждение и регистрация согласно закону; наличие организационного единства; владение необходимым имуществом; самостоятельная имущественная ответственность; выступление от собственного имени в хозяйственном обороте; собственный расчетный счет в банке.

       Формы предпринимательства можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В соответствии с законодательством РК организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности являются: единоличные индивидуальные хозяйства, хозяйственные товарищества и хозяйственные общества [1, с. 25].

       Единоличное индивидуальное хозяйство представляет собой простейшую форму ведения дела, индивидуальное предпринимательство, когда предприниматель действует как физическое лицо при условии регистрации своего бизнеса, но без оформления статуса предприятия.

       Хозяйственным товариществом признаётся коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом с разделённым на вклады (доли) учредителей (участников) уставным капиталом и имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

       Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества,  товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью.

       Полное  товарищество представляет собой форму организации предприятия, основанную на личном участии собственников в его управлении.

       Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) - это такая форма организации предприятия, при которой его участники вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов.

       В коммандитном товариществе есть два типа участников - коммандитисты, которые отвечают по обязательствам товарищества только в пределах своих взносов, и полные товарищи, отвечающие всем имуществом. Характер взаимоотношения участников товарищества определяется договором. Часто к коммандитным товариществам применяют те же правовые нормы, что и к полным товариществам.

       Следующая форма предпринимательской деятельности - хозяйственные общества -  представлена преимущественно акционерным обществом.

       Акционерное общество - форма предприятия, средства которого образуются путем объединения вкладов через выпуск и продажу акций. Члены (акционеры) акционерного общества несут ответственность, ограниченную их вкладами.

       Главным преимуществом акционерного общества как формы организации предпринимательства является возможность мобилизации денежных ресурсов через выпуск акций. Это особенно важно в условиях научно-технического прогресса, когда крупные хозяйственные единицы с высокой капиталоемкостью и длительным сроком окупаемости вложений нуждаются в дополнительных денежных средствах.

       К организационно-экономическим формам предпринимательской деятельности можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, тресты, холдинги, картели, финансово- промышленные группы [17, с. 225].

       Таким образом, формы предпринимательства зависят от того, действует ли предприниматель самостоятельно или в кооперации с другими предпринимателями, использует для бизнеса только свое имущество или привлекает имущество других лиц, использует только личный труд или привлекает наемных работников. Понимание преимуществ и недостатков отдельных форм предпринимательства дает возможность предпринимателям наиболее эффективно осуществлять свою деятельность, принимать грамотные экономические и юридические решения. 
 
 

      2 СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

      2.1 Особенности становления и развития предпринимательской деятельности в Казахстане 

       Становление  предпринимательской деятельности в Республике Казахстан сопровождалось трудностями, обусловленными сложными и  далеко неблагоприятными социально-экономическими условиями переходного периода. Процесс развития предпринимательства и сегодня сталкивается с целым рядом сложностей объективного и субъективного характера. Объективный характер сложностей связан с общим кризисным состоянием экономики, а также недостаточного количества финансовых ресурсов. Субъективные трудности связаны с тем, что в обществе по-прежнему действуют предрассудки относительно получения и прибыли и обогащения.

       Как отмечается в отечественной литературе, «золотым веком» в истории становления и развития предпринимательства в Казахстане явились 90-е годы, когда действовало льготное налогообложение малых предприятий, занимающихся производственной деятельностью. Его доля в ВВП тогда составила 7% (самый высокий показатель за все время). Период 90-х годов - это время массовой кооперации и приватизации, но и продолжающимся регламентированием сверху. Льготы со временем стали упраздняться, а сфера частного бизнеса не входила в «планы» государства, что затрудняло его обеспечение ресурсами и снимало конкурентоспособность продукции. «Бизнесмены» стали зарабатывать на чистой конъюнктуре, получая доходы от разницы между фиксированными ценами государственной сферы и свободными ценами рынка, откуда и взяло корни негативное отношение общества к частному, спекулятивному сектору.

       1992 год многие авторы называют  феноменальным, так как он характеризовался  самыми высокими темпами роста  числа предприятий, особенно малого бизнеса. Государством была введена либерализация цен и внешней торговли, снят запрет на частную торговлю внутри страны, что создало благоприятные условия для любой торговой деятельности. С тех пор развился и существует по сей день «челночный бизнес», создающий конкуренцию отечественным производителям. Его можно лишь сравнить с импортом дешевого, южно-корейского бытового электрооборудования в США. В Казахстане это происходит во всех сферах: пищевой, обувной, текстильной, электротехнической, даже книжной.

       Большинство предприятий, а особенно малых, в Казахстане создавались с целью получения доходов для поддержания определенного уровня жизни, за рубежом их называли бы «маржинальными». Именно они сосредотачивались в пресловутой сфере торговли, не требующей ни особых гениальных способностей, ни социальной ответственности. Но это удел не только торговой сферы, это характеристика казахстанских предпринимателей 90-х годов.

       Сейчас  предпринимательский потенциал  республики все больше тяготеет к  цивилизованным формам бизнеса, принятым на Западе.

       Там высокоэффективными предприятиями называют фирмы, генерирующие такие доходы, которые достаточны не только для поддержания определенного уровня жизни, но и для развития предприятия. В США - это фирмы, имеющие объемы годового оборота от 500 тыс. долларов до 1 миллиона при ежегодном приросте объема продаж и производства в 10%.

       С качественной стороны их характеризуют:

    1. высококвалифицированный персонал;
    2. стратегия предпринимательства, ориентированная на всю возрастающую прибыль;
    3. контроль за качеством продукции;
    4. быстрая реакция на изменения в окружающей среде;
    5. маркетинговые инновации;
    6. специализированная стратегия;
    7. превышение темпов роста продаж над маркетинговыми 
      расходами;
    8. большой опыт работы с различными поставщиками.

       По  казахстанским меркам с количественной стороны к таким предприятиям можно отнести обеспечивающие доход в 120000-150000 тенге на одного работника в год (США: 50000-1000000 долларов на работника). Что касается качественных характеристик, то положительные тенденции в этом направлении уже наметились.

       Связанный с этим показатель банкротства довольно высок в нашей экономике. Практически все прекращающие свою деятельность фирмы закрываются вследствие банкротства. Поэтому в Казахстане и не распространена такая форма организации бизнеса как покупка существующего. С другой стороны предпринимательский дух казахстанцев еще не достиг таких высот, чтобы «бросать» прибыльный бизнес в творческом поиске нового пути удовлетворения потребности самовыражения, умельцев же поднять «лопнувший» бизнес еще меньше - никто не хочет исправлять чужих ошибок.

       Еще одно следствие низкого уровня профессионализма казахстанских предпринимателей - потенциальные  инвесторы и содействующие тому государственные органы попросту не рассматривают идеи и проекты  отечественных соискателей контрактов. Первая преграда тому - дилетантство в составлении бизнес - планов. Многие предприниматели рассматривают технику их подготовки как очередной каприз чиновников, ненужную трату времени, нереальные расчеты, однако, бизнес-планы на своевременном этапе развития мирового хозяйства рассматриваются как цивилизованные способы «добычи» кредитов. Западные же бизнесмены составляют бизнес - планы не только для привлечения кредитов, но и для внутреннего пользования.

       Если  говорить преимущественно о малом бизнесе Казахстана, то он сосредоточен в основном в сфере торговли и бытового обслуживания. Последние - это так называемые «патентщики», обусловливающие еще одну особенность развития предпринимательства Казахстана. Благодаря ней особое развитие получило единоличная форма бизнеса - индивидуальное предпринимательство.

       Патент, фиксирующий в себе все фискальные взаимоотношения предпринимателя  с налоговыми органами, является также  свидетельством о государственной  регистрации и лицензии, дающей право  на занятие определенными видами деятельности. В Казахстане такая деятельность охватывает значительную часть малого бизнеса и почти всю сферу бытовых услуг. Это и ремонтные мастерские, владельцы автостоянок, парикмахерских, косметических салонов, перевозчики пассажиров и грузов, переводчики текстов, продавцы книг, аудио - видео кассет, журналов и канцелярских товаров, репетиторы, часовщики, владельцы ателье, аптек, комнат компьютерных игр и многое другое. Их платежи составляют довольно значительную часть доходов местных бюджетов.

       Еще одну особенность (чаще негативную) порождает приватизация государственной собственности. Хотя чаще приватизированные предприятия продолжают свое существование в виде акционерных обществ, образуются они и в виде товариществ с ограниченной ответственностью, товариществ с дополнительной ответственностью, кооперативов и коммандитных товариществ.

       Обычно  договоры приватизации составлялись с  оценкой активов Республиканским  фондом имущества или соответствующей  Территориальной комиссией с  правом выкупа в течение 5-6 лет.

       Многие  такие предприятия, особенно в сельской местности, создавались на технической  базе бывших государственных предприятий, но их усвоение шло не сразу. Государственные  предприятия в большинстве своем - это крупные заводы, контейнерные цеха с огромными территориями и устаревшим оборудованием. Запуск их чаще не имеет смысла: помещения и старая техника не подлежат ни ремонту, ни переоснащению.

       Если  вновь вернуться к путям основания  бизнеса, то для Казахстана наиболее приемлемы - семейный бизнес и системы  франчайзинговых отношений. Франчайзинг уже давно известен многим, общепризнанны его достоинства и недостатки.

       Семейный  бизнес имеет наибольшее развитие не только по тому, что казахские семьи  традиционно большие, но и из-за недостаточного уровня развития предпринимательской культуры. Из-за несовершенства законодательства в сфере решения экономических споров, общего кризиса неплатежей и криминогенности бизнеса, люди не научились доверять друг другу. Они предпочитают вести бизнес с кровно близкими людьми, снижая тем самым риск неудач. Большинство фермерских и крестьянских хозяйств, магазинов и мастерских Казахстана представлено именно семейным бизнесом. 

Информация о работе Предпринимательство, как экономическая категория