Предпринимательство, как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение сущности предпринимательства как экономической категории.

Основные задачи данной работы:
рассмотреть эволюцию термина «предпринимательство»;
раскрыть видов и форм предпринимательской деятельности;
исследовать формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к рыночным отношениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по предпринимательству.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

       Поэтому и причины большинства обанкротившихся фирм кроются не только в общеэкономических проблемах, но и в непрофессиональном управлении, неумении видеть бизнес в перспективе, ориентации на быстрые доходы, отсутствии традиций настоящего ведения дела и тех проблемах, которые называют сами предприниматели: недостаточная поддержка государства, слабый доступ к ресурсам, в том числе и на рынке капиталов, бюрократизм чиновников, курирующих развитие малого бизнеса, монополизм, несовершенное законодательство и т. д. 

       3. 2 Законодательная поддержка предпринимательства  

       Переходя  к рассмотрению вопросов законодательной  поддержки предпринимательской  деятельности, можно выделить следующие основные этапы законодательного обеспечения становления предпринимательства в Казахстане.

       11 декабря 1990 года принят Закон Казахской ССР «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР», который является одним из первых законодательных актов, определившим основные правовые, экономические и социальные условия для свободной предпринимательской деятельности. В указанном законе предпринимательство трактуется как инициативная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имущества и средств, с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода. Одним из первых документов суверенной страны, способствовавшим развитию малого предпринимательства, стал Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992 года «О защите и поддержке предпринимательства». Он определял основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закреплял политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей, охрану     коммерческой     тайны     и     ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. Впервые в одном законодательном акте были отражены вопросы   государственной   регистрации   частной предпринимательской деятельности, хозяйственной деятельности частных предпринимателей, охраны коммерческой тайны.

       Неоценимую  роль в развитии малого и среднего бизнеса в сфере материального  производства в стране сыграло Решение  Кабинета Министров РК «О порядке  создания центров малого бизнеса» от 15 сентября 1993 года. А появившееся в период, характеризующийся спадом производства и возрастающей безработицы, банкротства ряда предприятий и процессами приватизации Постановление Президента РК от 10 июня 1994 года «О государственной Программе поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1994-1996 годы» утвердило «Программу», обеспечивающую свободу производства и предпринимательства. Она требовала активизации действий государственных структур по созданию необходимых условий для предпринимателей и принятия комплексных мер по защите и поддержке частного предпринимательства.

       Следующим шагом стало Постановление Правительства  страны от 11 октября 1994 года «Об образовании  Казахстанского центра поддержки и  развития предпринимательства». Вместе с ним был разработан и «Научно-практический совет Казахстанского центра поддержки и развития предпринимательства». «Центр поддержки» стал высшим органом управления по подготовке предложений правового и учебно-методического обеспечения предпринимательства.

       Стратегическую роль в поддержке предпринимательства сыграл Указ 
Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению и активизации 
развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 года. Документ, по 
своему содержанию, явился государственной программой развития малого 
предпринимательства в условиях переходной экономики. Поддержка и 
развитие малого предпринимательства провозглашаются приоритетной сферой государственной экономической политики.

       19 июня 1997 года были приняты Законы: Закон Республики Казахстан «Об  индивидуальном предпринимательстве» и Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства», которые определили субъектов малого предпринимательства с численностью работников    не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем    за год не свыше шестидесяти тысячекратного расчетного показателя, а также основные принципы и меры по государственной поддержке малого предпринимательства.

       7 июля 1997 года был принят Указ  Президента Республики Казахстан  «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан», в котором установлены приоритеты развития малого предпринимательства по видам производства товаров и услуг: создание новых и развитие действующих производств товаров народного потребления, замещающих импорт, строительных материалов, малых видов оборудования, развитие сферы услуг, развитие производства по дальнейшей переработке продукции аграрного комплекса.

       Последовательность  и системность принимаемых в  РК законов по поддержке и развитию малого бизнеса позволили создать положительные условия для динамичного развития предпринимательства и стимулировали его, чтобы оно заняло свою достойную нишу в хозяйственном комплексе страны. Одним из таких законов стал «Налоговый кодекс РК», введенный в действие с 1 января 2002 года. В нем выделен раздел «Специальные налоговые режимы», предусмотренный для субъектов малого бизнеса, устанавливающий для них упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты.

       Весьма  своевременным стал Закон Республики Казахстан от 18 марта 2004 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты Республики Казахстан  по вопросам государственной регистрации юридических лиц». Согласно этому Закону государственная регистрация (перерегистрация) субъектов малого предпринимательства и учетная их регистрация (перерегистрация) их филиалов и представительств должны быть произведены не позднее трех  рабочих  дней  со  дня  подачи  заявления  с  приложением необходимых документов.

       «Программа  государственной поддержки малого предпринимательства на 2004 - 2006 годы»  «во главу угла» ставила ревизию всей нормативной базы в области предпринимательства, а также сведение действующих законов в рамки единого закона о предпринимательстве. Кроме того, в правительстве готовится проект постановления по увеличению доли обязательных государственных закупок у субъектов малого бизнеса от 10% до 20%.

       «Государственная  Программа микрокредитования в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы» была разработана в целях расширения доступа к финансово-кредитным ресурсам отдельных групп населения, в том числе сельского, поддержка этих групп населения, начинающих свой бизнес и развивающих действующий. При этом предпочтение отдавалось бизнесу, предполагающему создание новых высокотехнологичных производств.

       Указанные акты обеспечили основу для устойчивого  развития предпринимательства в  республике, создали необходимые  предпосылки для становления предпринимательского класса.

       Очевидно, что государство должно участвовать  в управлении экономикой. Однако нормативные  правовые документы, а также множество  подзаконных актов, принимаемые  исполнительной властью, ведут зачастую к возникновению дисбаланса между предпринимателями и государственной властью. Государство не может эффективно проводить экономические реформы, сталкивается со следующими серьезными проблемами: сокрытие налогов; несовершенство, запутанность нормативной базы; коррумпированность государственных чиновников; наличие  «теневой»  экономики,   из-за  чего  бюджет  теряет огромные средства; ограниченность притока иностранных инвестиций в экономику страны.

       Таким образом, нормативная база, регламентирующая сферу предпринимательства, фактически формировалась с 1992 года. За это время назрела потребность в ее системном пересмотре и совершенствовании, накопились необходимые для этого знания и опыт,  принципиальному переосмыслению    подверглись    многие подходы и политика в области поддержки предпринимательства.

       В настоящий момент в Республике Казахстан законодательная база для развития и функционирования предпринимательства в целом сформирована. Остальные законодательные акты являются лишь продолжением выше перечисленных. На современном этапе одной из основных задач является полная реализация на практике установленных положений. Вместе с тем, для повышения эффективности государственных мер поддержки предпринимательства, основные усилия целесообразно акцентировать на системном и интенсивном улучшении сложившихся и развитии новых инструментов развития инфраструктуры предпринимательства. Существующие и вновь создаваемые механизмы поддержки предпринимательства должны достигать своей максимальной результативности, а их потенциал максимально использоваться. 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Изучив  все аспекты данной темы, можно придти к выводу, что не всякий человек может быть успешным предпринимателем, т. к. необходимо развивать способности организатора в данном виде деятельности, умение оценивать ситуацию на рынке,  быть изобретательной и творческой натурой, способной к новаторству, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, молниеносно принимать решения. Успех зависит от целеустремленности, работоспособности, энергичности и других качеств, необходимых для максимального успеха. Предприниматель должен быть и умелым хозяином, и хорошим организатором своего дела.

       Знание  видов и организационно-правовых форм предпринимательства дает возможность  предпринимателям успешно открывать  и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в Казахстане невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического  развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

       Становление рыночной экономики в Казахстане ведет к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской деятельности готовят в университетах, институтах, колледжах.

       Однако  следует отметить очень важный момент. А именно то, что функционирование современного предпринимательства невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который должен формироваться в результате целенаправленных усилий государства. Он характеризуется: стабильностью государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства; льготным налоговым режимом, который способствует притоку в предпринимательскую сферу финансовых средств; развитием инфраструктуры предпринимательства: инновационных и внедренческих центров; специальных фирм, оказывающих помощь начинающим предпринимателям; консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсов и школ подготовки предпринимателей; созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формированием позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности.

       В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого государством, предприниматель не рассматривает в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых людей именно при поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (общая часть). - Алматы: Юрист, 2002;
  2. Бусыгин А. В. Предпринимательство. - М.: Экономика, 1994;
  3. Гайнутдинов Э. М. Основы предпринимательства. – Минск: Высшая школа, 2000;
  4. Горфинкель В. Я. Предпринимательство. -  М.: Банки и биржи, 1999;
  5. Ильчиков М. З. Рыночное предпринимательство. – М.: Экономика, 1994;
  6. Кантарбаева А. К. Предпринимательство: институционально-эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000;
  7. Кошанов А. К., Мухамеджанов Б. Г., Бектемисова С. Т. Формирование частного предпринимательства в условиях перехода к рынку. – Алматы: Раритет, 1995;
  8. Мамыров Н. К. Основы предпринимательства. – Алматы: Экономика, 1997
  9. Мамыров Н. К., Сахнова Н. Г. Государство и бизнес: государство, предпринимательство и общество. - Алматы: Раритет, 2002;
  10. Окаев К. О., Смагулова Н. Т. Предпринимательство в Республике Казахстан. - Алматы: Экономика, 1999;
  11. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю. М. Осипова. – М.: Гуманитарное знание, 1992;
  12. Основы предпринимательской деятельности / Под редакцией Осипова Ю. М. – М.: ИНФРА-М, 1992;
  13. Предприниматель и право: сборник. – Алматы: Издательский дом «БИКО», 2000;
  14. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. - М.: Финансы и статистика, 1991;
  15. Хоскинг А. Предпринимательство в конце ХХ века. – М.: Экономика, 1992;
  16. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982;
  17. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2001;
  18. Экономическая теория / Под. ред. А. Г. Грязновой. – М.: КНОРУС, 2003;
  19. Анисимова Т., Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики. – 1994. - №11. – С. 14;
  20. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса // Вопросы экономики. – 1996. -№7. – С. 6;
  21. Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник МГУ серия Экономика. - 1996. -№2. – С. 10.

Информация о работе Предпринимательство, как экономическая категория