Прибыль и рентабельность – показатели эффективности работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”, предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Для того, чтобы оценить насколько эффективно предприятие использует ресурсы необходимо соотнести прибыль и затраты, то есть определить рентабельность. Показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития предприятия как в целом, так и с различных сторон.
Целью данной работы является изучение показателей эффективности работы предприятия – прибыли и рентабельности и факторов, влияющих на них.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы прибыли и рентабельности
1.1 Понятие прибыли, её виды, показатели.
1.2 Факторы, влияющие на прибыль
1.3 Рентабельность
1.4 Показатели рентабельности
II. Расчет показатели прибыли и рентабельности и их изменения
2.1 Расчет прибыли и рентабельности производства.
2.2 Определение изменения прибыли и рентабельности, если зарплата увеличится на 5%, общепроизводственные расходы сократятся на 3%, расходы на продажу увеличатся на 2%.
2.3 Определение изменения прибыли и рентабельности, если цена продукции увеличится на 5%.
3. Предложения по увеличению прибыли
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эк орг-ии.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль

Прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государственные, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной (чистой) прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Такая прибыль называется нераспределенной. Прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Прибыль, направленная на накопление и потребление, называется распределенной. Направления распределения и использования полученной прибыли предприятием определяются самостоятельно.

Чистая прибыль направляется на:

  1. на финансирование производственного развития предприятия;
  2. удовлетворение потребительских и социальных нужд;
  3. финансирование социально-культурной сферы;
  4. отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы;
  5. благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

За счет чистой прибыли  уплачиваются некоторые виды налогов  и сборов, штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды  от загрязнения, санитарных норм и правил и другие платежи.

Под распределением прибыли  понимается направление прибыли  в бюджет и по статьям использования  на предприятии.

По сути, распределение  прибыли следует рассматривать  в трех направлениях.

 


 



 

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятий  и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги. Налоги начисляются с отнесением их на различные источники.

Часть налогов включается в цену продукции (товара, работ, услуг). К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины.

Некоторые налоги включаются в состав расходов на производство продукции, т. е. относятся на ее себестоимость  или же на их сумму увеличивается  стоимость амортизируемого имущества. К ним относятся единый социальный налог, транспортный налог, импортные таможенные пошлины, государственные пошлины, земельный налог, лесной налог, другие ресурсные налоги. Возможно включение налога на имущество, если это предусмотрено Учетной политикой предприятия.

Другие налоги относятся  на финансовые результаты хозяйственной  деятельности предприятий, т. е. уменьшают  балансовую прибыль предприятия: налог  на прибыль, налог на имущество, налог  на рекламу.

Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:

- на увеличение уставного  капитала;

- на формирование резервных  фондов;

- на выплату дивидендов  учредителям (участникам);

- на создание фондов  целевого назначения (накопления, потребления,  социальной сферы).

При первом подходе в учредительных документах оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества: фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха т.д.). Этот подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.

При втором подходе, остающаяся в распоряжении предприятия, прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление.

При обоих подходах предприятия  самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Государство посредством  налоговых льгот стимулирует  направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного  и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.

Результат финансовой деятельности отражается в форме No 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Отчет о прибылях и  убытках - это документ, который раскрывает финансовые результаты деятельности организации  за отчетный период. Отчетным периодом признаются – квартал, полугодие, девять месяцев, год. т.е. отчет о прибылях и убытках составляется нарастающим итогом с начала года.

 

1.2 Факторы, влияющие на прибыль

Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает под собой  изучение экономических условий  её формирования. Экономические условия  могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно  отнести такие как: инфляция, изменения  в законодательствах и нормативных  документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др.. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.

Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как бы на две  группы. В первую группу относят  так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на обьём прибыли торгового предприятия. К ним относятся:

1. Прибыль (убыток) от реализации  товаров.

2. Прибыль (убыток) от неторговой  деятельности предприятия.

3. Сальдо доходов и расходов  по внереализационным операциям.

4. Прибыль (убыток) от реализации  основных производственных средств.

Ко второй группе относят так  называемые взаимозависимые факторы:

1. Объём продажи товаров.

2. Розничные цены на реализуемые  товары.

3. Издержки обращения.

4. Фондовооружённость работников.

5. Налогоёмкость предприятия.

6. Численность работников предприятия.

7. Оборачиваемость и состав капитала.

8. Затраты, относимые на прибыль.

На величину валовой прибыли  влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения  государственных регулируемых цен  на реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль  предприятий.

Отмеченные выше факторы, зависящие  и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции.

Предварительно следует учесть, что на прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем  больше этих остатков, тем меньше прибыли  предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем способно реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли фирма должна предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и  реализации продукции. Чем больше объем  реализации в конечном счете, тем  больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение  уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно — увеличению за счет этого прибыли.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Независящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.

Итак, как свободные, так и государственные  регулируемые цены представляют собой  третий крупный фактор, определяющий объем прибыли от реализации товарной продукции.

Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.

Взаимозависимые факторы  также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы  не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы.

 

 

1.3 Рентабельность

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от «рента», что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность. 

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

Получение прибыли позволяет  говорить об эффективности организации  и осуществлении деятельности. Однако масса прибыли еще не позволяет  в достаточной мере оценить, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия. Эффективность хозяйственной деятельности выражается экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

На уровень рентабельности большое влияние оказывают стоимость  основного капитала и уровень  его использования. Уменьшение среднегодовой  стоимости основного капитала обеспечивает прирост рентабельности за счет повышения удельной прибыли, приходящейся на 1 руб. основного капитала, и снижения амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции.

Информация о работе Прибыль и рентабельность – показатели эффективности работы предприятия