Производственная и социальная инфраструктура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Результативность хозяйственной деятельности предприятия определяется уровнем организации не только основных производственных процессов. В условиях постоянного совершенствования технической базы производства все большую значимость приобретают проблемы рациональной организации вспомогательных и обслуживающих процессов, т. е. развитие инфраструктуры предприятия.

Содержание

Производственная и социальная инфраструктура предприятия 2
1. Понятие, виды и значение инфраструктуры 2
2. Система технического обслуживания 3
2.1. Общая характеристика системы 3
2.2. Ремонтное хозяйство 5
2.3. Инструментальное хозяйство 7
2.4. Транспортное хозяйство 9
2.5. Энергетическое хозяйство 10
2.6. Складское хозяйство 12
3. Социальная инфраструктура и социальная деятельность предприятия 13
3.1. Характеристика социальной инфраструктуры 14
3.2.Социальная деятельность предприятия 14
4. Воспроизводство и развитие инфраструктуры 16
4.1. Планирование капитального строительства 16
4.2. Проектирование объектов 18
4.3. Способы осуществления строительно-монтажных работ 21
Практическая часть 23
Тесты 34
Список используемой литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Экономике пр-я.doc

— 410.00 Кб (Скачать файл)

В план социального развития трудового  коллектива обязательно включают также мероприятия по улучшению жилищных и бытовых условий работников предприятия, а также по укреплению материально-технической базы соответствующих объектов социальной инфраструктуры.

План социального развития предприятия  должен предусматривать и мероприятия по усилению трудовой и творческой активности, в частности, те, которые способствуют развитию рационализаторства и научно-технического творчества работников.

Главные аспекты плана  социального развития предприятия  должны быть согласованы с соответствующими планами развития городского района или даже города в целом, где оно расположено. Это связано с тем, что решение многих важных социальных проблем превышает возможности отдельного (даже очень крупного) предприятия.

4. Воспроизводство и развитие инфраструктуры

 

Формирование, воспроизводство  и развитие производственных и инфраструктурных объектов осуществляется в процессе капитального строительства, которое рассматривать как специфический элемент инфраструктуры предприятия. Капитальное строительство — это процесс создания новых, реконструкции, расширения, технического переоснащения производственных и индуструктурных объектов предприятия.

К сфере капитального строительства относятся:

  • сооружение зданий и объектов производственного и непроизводственного (социального) назначения;
  • монтаж производственного и непроизводственного оборудования и других средств труда и социальной деятельности;
  • проектно-изыскательские и другие подготовительные работы, связанные с сооружением новых и реконструкцией функционирующих объектов производственного и социального назначения;
  • капитальный и восстановительный ремонты зданий и сооружений производственного и социального назначения.

4.1. Планирование капитального строительства

 

Планирование капитального строительства объектов производственного  и социального назначения имеет  определенные особенности. Основу планирования капитального строительства производственных объектов составляют расчеты ввода в действие производственных мощностей, основных фондов и сметной стоимости строительства (реконструкции, расширения) соответствующих объектов. Главная цель и конечный результат капитального строительства — ввод в действие новых производственных мощностей. Планирование его объемов на предприятии осуществляется в такой последовательности.

  • Уточняются расчеты баланса производственных мощностей предприятия по соответствующей номенклатуре продукции. С этой целью проверяются: наличие производственных мощностей на начало планового периода; расчеты их использования; сроки освоения проектных мощностей объектов, ранее введенных в действие.
  • Оцениваются возможности прироста производственных мощностей за счет проведения организационных и технических мероприятий, технического переоснащения и реконструкции.
  • Определяются необходимые объемы ввода в действие новых производственных мощностей за счет расширения действующих производственных объектов или нового строительства. Они рассчитываются как разница между запланированным увеличением объемов производства соответствующей продукции и максимально возможным приростом мощностей на действующих производственных объектах за счет их технического перевооружения и реконструкции.

В процессе планирования капитального строительства важно определить не только объемы ввода в действие производственных мощностей, но и затраты, которые с ними связаны. Это необходимо для того, чтобы обосновать экономическую целесообразность строительства (расширения, реконструкции), выбрать оптимальный вариант осуществления капитальных вложений, своевременно рассчитаться за выполненные строительно-монтажные работы, приобретение оборудования и т. п. С этой целью определяют сметную стоимость работ, которая, собственно, и будет ценой сооружения определенного объекта.

Сметная стоимость строительства — это выраженные в денежной форме нормативные (проектные) затраты на строительно-монтажные работы; приобретение оборудования, инструмента, инвентаря; проведение проектно-изыскательских работ; покрытие других затрат, связанных со строительством. Все затраты, предусматриваемые в сметах стоимости строительно-монтажных работ, делятся на:

  • прямые затраты (основная заработная плата строительных рабочих; стоимость строительных материалов, деталей, конструкций; затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов);
  • накладные затраты (затраты на обслуживание и управление строительством);
  • плановые накопления (нормативная прибыль строительных организаций, устанавливаемая в процентах к сумме прямых и накладных затрат).

Задания ввода в действие основных фондов определяются как разница между сметной стоимостью строительства объектов, вводимых в действие в плановом периоде, и затратами, не создающими стоимости основных фондов.

Конкретизация заданий  плана капитального строительства  и доведение этих заданий до исполнителей осуществляется с помощью титульных списков строек. Титульный список — это плановый документ, в котором устанавливаются сроки начала и окончания строительства (расширения, реконструкции) объектов, их мощность, общие затраты на сооружение, на строительно-монтажные работы, ежегодные размеры ввода в действие основных фондов, названы подрядные и проектные организации, а также поставщики оборудования.

По такой схеме осуществляется и планирование капитального строительства объектов социального назначения. Принципиальной его особенностью здесь является учет их так называемой пропускной способности (количество мест в столовой, детском саду; количество ежедневных посещений поликлиники и т. п.).

4.2. Проектирование объектов

 

Начальным этапом капитального строительства является его проектирование. Проект как конечный результат процесса проектирования — это комплекс документов, в которых обосновывается техническая возможность и экономическая целесообразность строительства (реконструкции) определенного объекта. Процесс проектирования осуществляется, как правило, специализированными проектными организациями. Он охватывает два последовательных этапа работ: 1) сбор и подготовка необходимых для проектирования материалов; 2) непосредственная разработка проектов и расчеты смет (рис. 3).

 


Рис. 3 Стадии и этапы проектирования производственных объектов (предприятий)

На первом этапе разрабатывается  технико-экономическое обоснование (ТЭО) необходимости и целесообразности строительства (расширения, реконструкции) соответствующего объекта. Типовое содержание ТЭО показано на рисунке 4.

На основе утвержденного  ТЭО заказчик вместе с проектной  организацией составляет задание на разработку технического проекта, в котором имеется вся необходимая для проектирования информация, в частности: показатели эффективности производства (деятельности) и капитальных вложений, требования по использованию достижений научно-технического и организационного прогресса и др.

 


Рис.4 Составные элементы технико-экономического обоснования целесообразности строительства

Второй этап — непосредственное проектирование. В зависимости от размеров и сложности объекта, этот этап проектирования может осуществляться в одну или две стадии. Для крупных и сложных объектов процесс проектирования охватывает две стадии: 1) разработку технического проекта; 2) разработку рабочих чертежей.

В состав технического проекта  входят несколько разделов, важнейшими из которых являются: экономическая  часть, генеральный план и транспорт, технологическая часть строительная часть, организация строительных работ, сметная документация. Технический проект вместе со сводным сметно-финансовым расчетом подлежит утверждению заказчиком. После этого он становится основанием для финансирования строительства (расширения, реконструкции) объекта, заказа оборудования и разработки рабочих чертежей. По изготовленным рабочим чертежам непосредственно осуществляются строительно-монтажные работы.

Для объектов, строительство  которых ведется по типовым проектам, или для небольших и технически несложных объектов проектирование осуществляется в одну стадию — путем разработки техно-рабочего проекта, то есть технического проекта с рабочими чертежами.

4.3. Способы осуществления строительно-монтажных работ

 

Капитальное строительство (расширение, реконструкция) объектов любого назначения может осуществляться двумя способами: подрядным и хозяйственным. Подрядный способ строительства — это выполнение работ постоянно действующими строительными и монтажными организациями (подрядчиками) по договорам подряда. В соответствии с подрядным договором подрядчик берет на себя обязательство выполнить своими силами строительство объекта по проекту с соблюдением строительных норм и правил. Заказчик должен предоставить подрядчику строительную площадку, утвержденную проектно-сметную документацию, обеспечить своевременное финансирование строительства и поступление технологического оборудования, а также принять завершенный объект и полностью рассчитаться с подрядчиком за выполненные последним работы.

Для выполнения отдельных  комплексов работ подрядчик имеет  право привлекать другие специализированные организации по договору субподряда. Однако ответственность перед заказчиком за качественное и своевременное выполнение всех работ несет основной (генеральный) подрядчик.

Хозяйственный способ строительства  означает выполнение всего комплекса работ самим застройщиком (предприятием, организацией) собственными силами. В этом случае предприятие (организация)-застройщик выступает в роли руководителя строительства и исполнителя строительно-монтажных работ одновременно. С этой целью оно (она) создает на период строительства необходимый аппарат управления и производственную базу, принимает на временную работу необходимых работников и привлекает соответствующую строительную технику.

Практика хозяйствования свидетельствует, что более эффективным  в отношении крупных проектов; нужно признать подрядный способ; при небольших же объемах работ предпочтение следует отдать хозяйственному способу строительства.

 

Практическая  часть

ЗАДАНИЕ №1

На основании данных, приведенных в таблице, определить первоначальную, балансовую, остаточную и среднегодовую стоимость основных фондов (ОФ), сумму амортизации, показатели эффективности использования ОФ. 

Исходные данные:

Показатели

Ед.изм.

Данные

1

Стоимость ОФ на начало года

Тыс.грн.

2000

2

Ввод ОФ (покупная цена)

Тыс.грн.

 

- в июне

160

- в октябре

200

3

Выбытие ОФ

Тыс.грн.

 

- в апреле

500

- в ноябре

300

4

Среднесписочная численность  рабочих

Чел.

500

5

Выработка продукции на одного работающего

Тыс.грн/чел.

11

6

Средняя норма амортизации

%

12

7

Средний фактический срок служба основных фондов

лет

3

8

Прибыль

Тыс.грн.

800

9

Затраты на транспортировку, монтажные работы, вводимых ОФ

%

200

10

Затраты на модернизацию, капремонт ОФ в текущем году

Тыс.грн.

200


 

Первоначальная  стоимость при покупке ОФ определяется по формуле:

ОФперв.= Зп + Зтр. + Зсм.

Где, Зп – затраты на приобретение ОФ, грн.

Зтр. – затраты на транспортировку, грн.

Зсм. – затраты на строительно-монтажные работы, грн.

ОФперв. = (160 + 200) + (160 + 200)*200% = 360 + 720 = 1080тыс.грн.

Остаточная стоимость:

Офост. = Офперв(б) – И,

Где, И – сумма износа ОФ.

И = На * Офперв(б) * Тф / 100

Где, Тф – фактический  срок эксплуатации, лет.

И = 12 * 1080 *3 / 100 = 388,80 тыс.грн.

Офост. = 1080 – 388,80 = 691,20 тыс.грн.

Балансовая  стоимость ОФ на начало отчетного периода (Офб)

ОФбі = ОФбі-1 + ОФвві-1 - ОФвыбі-1 – Агі-1 + КРі-1

Где, ОФбі-1 – балансовая стоимость группы ОФ на начало периода, предшествовавшего отчетному;

ОФвві-1 – сумма расходов на приобретение, транспортировку, строительно-монтажные работы.

ОФвыбі-1 – сумма выведенных из эксплуатации ОФ в предшествующем периоде;

Информация о работе Производственная и социальная инфраструктура предприятия