Производственный потенциал предприятия на примере ОАО "Спартак"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Являясь основным звеном хозяйственного комплекса, предприятие концентрирует в себе все ресурсы производства. Здесь развертываются главные экономические процессы, создается и приумножается народное богатство, формируется национальный доход общества, обеспечивается решение экономических и социальных задач, складываются производственные и социальные отношения. В связи с этим объективная оценка производственных возможностей предприятий, а также параметров и характеристик их производственного потенциала имеют не приходящее значение для принятия решений.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

   Кондитерская  фабрика «Спартак» является крупнейшим производителем кондитерских изделий  в Беларуси. Ассортимент предприятия  насчитывает более 350 наименований продукции, в их числе шоколад  и шоколадные батончики, конфеты, коробки и наборы конфет, карамель, вафли и вафельные батончики, печенье, торты. Продукция предприятия сертифицирована по международной системе стандартов: ISO 9001, ISO 14001, HACCP. Кондитерские изделия «Спартак» экспортируется в 12 стран мира, в том числе США, Германию, Россию, Азербайджан и другие.

   Основные технико-экономические показатели СП ОАО «Спартак» представлены в таблице 2.1 
 
 
 
 

Таблица  2.1Технико-экономические показатели СП ОАО «Спартак» за 2008 - 2010 гг.

Показатели 2008г. 2009г. 2010г. Отклонение (+;-) Темп  роста,%
2009 г. от 2008 г. 2010 г. от 2009 г. 2009 г. от 2008 г. 2010 г. от 2009 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Объем ТП, млн. руб. 207294 211880 235062 4586 23182 102,2 110,9
2. Выручка от реализации продукции  , млн р. 192739 232435 268326 39696 35891 120,6 115,4
3. Себестоимость реализованных товаров, млн. р. 137134 161227 192605 24093 31378 117,6 119,5
4. Расходы на реализацию, млн.р. 7625 9198 14246 1573 5038 120,6 154,9
5. Прибыль (убыток) от реализации  продукции, млн р. 22300 33367 29563 11067 -3804 149,6 88,6
6. Чистая прибыль (убыток), млн.р. 12374 17151 21956 4777 4802 138,6 128,0
7. Рентабельность реализованной продукции , % 15,4 19,6 14,3 4,2 -5,3 127,3 72,9
8. Производство кондитерских изделий, тн 25020 25062 24846 42 -216 100,2 99,1
9. Наличие основных средств, млн р. 118820 133493 154679 14673 21186 112,3 115,9
10. Экспорт, тыс $ 9527,4 9249,9 12614,8 -277,6 3365 97,1 136,4
11.Импорт, тыс $ 32323,7 23455,1 26282,12 -8868,6 2827 72,6 112,1
12.Среднесписочная численность работников, чел. 2169 2115 2115 -54 0 97,5 100
13.Производительность труда, тыс.р. 107742 115600,7 130808,2 7859 15207,5 107,3 113,2
14.Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 846,1 1028,8 1297,6 183,0 269,0 121,6 126,1
15.Дебиторская задолженность, млн. руб. 35745 33025 39131 -2720 6106 92,4 118,5
16.Кредиторская задолженность, млн. руб. 37102 38912 28736 1810 -10176 104,9 73,8

   Источник: ПРИЛОЖЕНИЯ А, Б, В, Г, Д. 

   Из  таблицы 2.1 видно, что работа предприятия за анализируемый период нестабильна. Это можно проследить по объемам реализованной продукции. За период 2008 – 2010 гг. выручка выросла на 75587 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении производительности труда за последний период на 21%.

   Наблюдается рост реализованной продукции и себестоимости, которая возросла с 2008 года и продолжает возрастать умеренными темпами.

   Стоимость основных средств предприятия возросла. Сильный рост произошел с 2009 по 2010 год.

   Прибыль от реализации отражает результат деятельности предприятия. По данным можно видеть, что прибыль за анализируемый период нестабильна. В 2009 году по сравнению с 2008 году она увеличилась на 11067 млн.руб. а в 2010 году, мы видим уменьшения прибыли по сравнению с 2009 годом.

   СП  ОАО «Спартак» является финансово устойчивым, обеспеченно собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и имеет достаточно денежных средств для поддержания нынешнего уровня производства.

   В целом, результаты производственно-хозяйственной деятельности СП ОАО «Спартак» можно считать удовлетворительными. Но предприятию необходимо обратить внимание на снижения себестоимости продукции, увеличение отдачи от вкладываемых в производства средств. 

   2.2 Оценка производственно  потенциала СП  ОАО «Спартак» 

    Рассмотрим  финансовые результаты деятельности ОАО «Спартак» за 2008-2010 годы по данным отчетности. Показатели финансово-экономической деятельности представлены в таблице 2.2.

    По  данным таблицы видно, что выручка  от продажи товаров в 2009 г. увеличилась на 21%, а в 2010 г. еще на 15% и составила 268326 млн.руб. 

     Таблица 2.2 – Экономические показатели работы ОАОА «Спартак», млн.руб

Показатель Годы Темпы роста, (%)
2008 2009 2010 2009/2008 2010/2009
Выручка от продажи товаров 192739 232435 268326 120,6 115,4
Себестоимость проданных товаров 137134 161227 192605 117,6 119,5
Валовая прибыль 29925 42565 43809 142,3 102,9
Прибыль (убыток) от продаж 22300 33367 29563 149,6 88,6
Чистая  прибыль  12374 17151 21956 138,6 128,1
Рентабельность  реализованной продукции, % 15,4 19,6 14,3 127,3 73,0

   Источник: ПРИЛОЖЕНИЯ В, Г, Д. 

    В то же время, в 2009 г. прибыль от продаж увеличилась на 49,6% по сравнению с 2008 г., а в 2010 году она упала на 11,4% – это связано с тем, что себестоимость проданных товаров в 2010 г. увеличилась на 20%. В 2007 г. прибыль от продаж увеличилась на 20% и составила 9743 тыс.руб. Соответственно, наблюдается и тенденция к снижению чистой прибыли, в 2010 г. она уменьшилась на 10% по сравнению с 2009 годом. Что объясняется значительным количеством конкурентов на рынке.

    Рентабельность  предприятия за 2010 год составила 14,3%, что является неплохим показателем, но по сравнению с предыдущими годами она упала на 27%.

    Как показал анализ, валовая прибыль  ОАО «Спартак» имеет тенденцию к росту, в 2009 г. она увеличилась на 42,3% и составила 43809 млн.руб.

    В 2009 г. произошел рост валовой прибыли на 12640 млн.руб. (42,3%) и составила 42565 млн.руб. При этом, прибыль от продаж, в 2009 г. увеличилась на 49,6%, но уже в 2010 г. снизилась на 11,4% по сравнению с 2009 г. и составила 29563 млн.руб.

    Таким образом, исследуемая организация  ежегодно увеличивает объемы реализации, при этом, не смотря на обострение конкуренции, поддерживает высокий уровень рентабельности. Экономический потенциал современного торгового предприятия характеризуется наличием и эффективностью использования торговых площадей и торгового оборудования, трудовых ресурсов, а также развитой системой маркетинговых исследований и управлением ассортиментом товаров.

    Определим уровень ППП, которая может включать как экспресс-оценку, так и детализированную оценку, которые проводятся по различным направлениям исследования (таблица 2.2).

    Данная методика определения уровня производственного потенциала предприятия обладает рядом преимуществ, среди которых можно выделить:

  • структурированность, которая позволяет четко выделить и сформулировать проблемы в управлении производственным потенциалом, подлежащие решению;
  • доступность понимания результатов всем персоналом предприятия.
 

Таблица 2.3 - Система оценочных показателей при определении уровня ППП

Направление исследования Показатели  оценки производственной составляющей Показатели  оценки материальной составляющей Показатели  оценки кадровой составляющей
Анализ  движения составляющих ППП  Коэффициент обновления ОФ;

Коэффициент выбытия  ОФ;

Коэффициент прироста ОФ.

Коэффициент неравномерности поставок материалов;

Коэффициент вариации.

Коэффициент оборота  по приёму;

Коэффициент оборота  по выбытию;

Коэффициент текучести  кадров;

Коэффициент постоянства  кадров.

Текущее состояние составляющих ППП  Коэффициент износа ОФ;

Коэффициент годности ОФ;

Коэффициенты  использования парка наличного, установленного, сданного в эксплуатацию оборудования;

Показатели, характеризующие  фонд времени использования оборудования;

Коэффициенты  использования производственных мощностей.

Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами фактический;

Коэффициент обеспеченности материальными ресурсами плановый.

Среднегодовая выработка продукции одним работающим;

Показатели баланса  рабочего времени.

Эффективность использования составляющих ППП  Фондоотдача;

Фондоемкость;

Рентабельность  по ОФ;

Коэффициент загрузки оборудования;

Коэффициент сменности;

Коэффициент интенсивной  нагрузки оборудования;

Показатель интегральной нагрузки.

Материалоотдача продукции;

Материалоемкость  продукции;

Удельный вес  материальных затрат в себестоимости продукции;

Коэффициент использования  материалов.

Изменение среднего заработка работающих за период; Изменение  среднегодовой выработки; Непроизводительные затраты рабочего времени; Сравнение  средних тарифных разрядов работ  и рабочих; Экономия (перерасход) фонда заработной платы.

 

    При экспресс-оценке уровня ППП достаточно рассмотреть три-пять ключевых обобщающих показателей оценки каждой составляющей ППП, при детализированной оценке количество анализируемых показателей значительно выше.

    Методика  определения уровня ППП включает в себя следующие этапы:

    Подготовительный  этап:

    1. Определение уровней ППП и  их характеристика.

    2. Разработку обобщающих и частных  показателей оценки эффективности  использования ППП по видам  (основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы);

    3. Определение пороговых значений  показателей, определенных в п.2. с учетом уровней ППП, определенных  в п.1.

    4. Присвоение каждому значению  показателя, попавшему в интервал, определенный в п.3., бальной характеристики. Наибольший балл должен соответствовать самому благоприятному интервалу, наименьший балл – самому критическому интервалу.

    5. Определение минимального и максимального  значения бальной шкалы в пределах  используемой группы показателей. 

    6. Присвоение интервалам, определенным в п.3, бальных значений.

    7. Определение экспертным путем  весовых коэффициентов по каждой  группе, входящей в структуру  ППП (основной и оборотный капитал,  трудовые ресурсы). Значение коэффициента, превышающее 1, свидетельствует о  потенциальных возможностях в ближайшем времени по данной категории.

    Расчетный этап включает в себя следующие действия:

    1. На основе исходных данных  определить значения коэффициентов  по каждой структурной группе  и присвоение каждому показателю  каждой группы соответствующих баллов;

    2. Суммирование баллов по каждой  структурной группе;

    3. Определение среднего балла ППП  с учетом весовых коэффициентов; 

    4. Присвоение ППП определенной  характеристики в зависимости  от полученного балла. 

    Для характеристики уровней производственного потенциала используются следующие обозначения:

    А - высокий уровень ППП. Производимая продукция успешно продается. Доля рынка стабильна. Физический объем  производства сохранен. Предприятие  обладает значительным рыночным потенциалом, его положение на рынке устойчивое. Техника и технология, используемые в производстве продукции находятся в хорошем состоянии. Технико-экономические показатели производства не ниже среднеотраслевых;

    В - средний уровень ППП. Предприятие  успешно существует в бизнесе, имеются трудности, которые преодолеваются, т.к. работают механизмы адаптации. Производимая продукция продается. Доля рынка не стабильна, но в среднем за период наблюдения поддерживается на определенном уровне. Физический объем производства продукции сохранен (хотя может быть его уменьшение в отдельные периоды). Техническая и технологическая состоятельность в удовлетворительном состоянии. Эффективность использования техники и технологии – среднеотраслевая;

    С - низкий уровень ППП. Наличие хронических  нарушений большинства параметров всех функциональных составляющих: проблемы с обеспечением предприятие ОПФ, сырьем, материалами, трудовыми ресурсами, неэффективное их использование. Наличие потерь на рынках производимой продукции (снижение доли рынка или же угрожающе тревожное снижение физического объема производства). Значительная потеря рыночного потенциала (неблагоприятные изменения в составе конкурентов, клиентуры, ассортимента продукции). Наличие проблем с техническим и технологическим обеспечением производственной деятельности. Эффективность использования основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов ниже среднеотраслевого уровня

    Оценка  состояния производственной составляющей:

    1) износ основных фондов. В определенной  степени значение данного показателя свидетельствует о наличии или отсутствии проблем, связанных с накопленным износом основных производственных фондов. В этом смысле именно накопленный износ, его величина – своего рода показатель успеха или неудачи на рынке средств труда. Данный показатель определяется отношением суммы износа основных фондов к их первоначальной стоимости.

    По  данным СП ОАО «Спартак» износ  основных фондов составил:

    2010г. – 42,9%,

    2009г.  – 44,6%,

    2008г. – 55,8%.

    Уровень этого показателя для оценки ППП  имеет следующую шкалу:

    • Уровень ППП А – менее 50% – умеренный;
    • Уровень ППП В – 51-69 % – требующий обновления;
    • Уровень ППП С – 70 % и более – значительный.

    Значительное  снижение износа основных фондов в 2009 году, по сравнению с 2008, произошло за счет закупки нового оборудования для модернизации карамельного цеха и закупки современного высокотехнологичного оборудования для организации производства шоколадных конфет. В 2010 году произошло менее значительное снижение износа основных средств за счет закупки нового оборудования. Общее снижение износа основных фондов свидетельствует об отсутствии проблем, связанных с накопленным износом основных производственных фондов. В этом смысле именно накопленный износ, его величина – своего рода показатель успеха на рынке средств труда.

Информация о работе Производственный потенциал предприятия на примере ОАО "Спартак"