Пути повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является исследование проблемы повышения качества продукции в целом на предприятиях, а так же расчеты экономической деятельности предприятия ООО"Сельмаш" и выработка предложений с учетом исследования.
Для реализации данной цели выявлены следующие задачи: Узнать что такое качество как экономическая категория и объект управления; провести расчеты экономической деятельности предприятия ООО "Сельмаш" на основании имеющихся данных.

Содержание

1) Введение.............................................................................................3
2) Теоретическое определение качества...........................................5
3) Качество как объект управления................................................14
4) Расчеты финансово-экономических показателей организации за планируемый год на примере ООО "Сельмаш".....................24
5) Выводы и предложения (заключение).......................................43
6) Список литературы.......................................................................48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике Организаций.docx

— 111.62 Кб (Скачать файл)

Технические факторы самым  существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой  техники и технологии, применение новых материалов, более качественного  сырья - материальная основа для выпуска  конкурентоспособной продукции. Важнейшим  фактором, влияющим на качество про­дукции, является система стандартизации.

Организационные факторы  связаны с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы технического контроля (ОТК).

Экономические факторы обусловлены  затратами на выпуск и реализацию продукции, на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические  факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие части  выпуска конкурентоспособной продукции. Многие специалисты расходятся во мнениях, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений также способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области  качества продукции; необходимость  завоевания достойного места как на внутреннем, так на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

Особым образом среди  внешних факторов следует отметить конкуренцию. В современной рыночной экономике она играет важную позитивную роль. Конкуренция для предприятий служит значительной побудительной силой для ускорения НТП и выпуска конкурентоспособной продукции. Заставляет не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее рационально использовать все имеющиеся ресурсы предприятия. Таким образом конкуренция на прямую влияет на качество производимой предприятием продукции.

Не лишнем будет упомянуть, что в последнее время важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

В основном внутренние и  внешние факторы тесно связаны  между собой и влияют на качество продукции.

Следует отметить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы должны их распределять по степени влияния и отдавать приоритет тем из них, которые в наибольшей степени могут повлиять на качество продукции. Это позволяет с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

 

 

3) Качество как  объект управления.

 

3.1 Задачи управления  качеством в организации (предприятии):

Качество продукции, как  и любой другой элемент деятельности предприятия требует эффективного управления для нормального функционирования.

Управление качеством  на предприятии преследует ряд задач, основные из которых:

    • изучение рынка сбыта;
    • изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
    • разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;
    • сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.
    • обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
    • установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
    • увеличение выпуска сертифицированной продукции;
    • улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
    • своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
    • обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
    • разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
    • увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

 

Задачей планирования качества продукции являются в конечном итоге  различные мероприятия и определение  показателей, отражающих как отдельные  свойства продукции, так и разнообразные  характеристики системы и процессов  управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

3.2 Основные элементы  и функции системы управления качеством:

Управление качеством  опирается на следующие взаимосвязанные  категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип критериев, методы, средства и т. д.

Сущность управления заключается  в выработке управляющих решений  и последующей реализации предусмотренных  этими решениями управляющих  воздействий на определенный объект управления.

Управление качеством  опирается на следующие взаимосвязанные  категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип критериев, методы, средства и т. д.

Сущность управления заключается  в выработке управляющих решений  и последующей реализации предусмотренных  этими решениями управляющих  воздействий на определенный объект управления.

При управлении качеством  продукции непосредственными объектами  управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают  на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих решений  производится на основании сопоставления  информации о фактическом состоянии  управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.

Субъект управления — управляющие  органы всех уровней и ответственные  лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния  и уровня качества продукции.

Цель управления качеством  — это обеспечение выпуска  продукции,  отвечающей заданным требованиям  конкуренции на  рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.

Для эффективности организации  процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.

Руководители среднего звена  несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с  общей стратегией предприятия и  предусматривает шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и   принципа «товар — рынок».

Наряду со стратегией разрабатывается  тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную  деятельность, определенную на краткосрочный период.   Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества.

Она разрабатывается и  внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия.

Политика в области  качества является  начальной точкой руководства по качеству и одним  из важных элементов общей политики предприятия.

Политика в области  качества — это ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия.  

Основными факторами, влияющими  на формирование политики в области  качества, являются:

    • ситуация на рынке сбыта;
    • конкурентоспособность продукции;
    • научно-технический прогресс и борьба с конкурентами;    
    • состояние дел внутри предприятия;
    • вложение инвестиций в развитие предприятия.

Все действия управления качеством  осуществляются на основе специальных  функций, многообразие которых затрагивает  различные стороны объекта и  субъекта управления. В этой связи  их можно классифицировать на следующие  управленческие функции.

Функции прогнозирования  потребностей, технического уровня и  качества продукции направлены на:

    • выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления;
    • выявление научно-технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя;
    • определение номенклатуры, ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих.

Функция планирования повышения  качества продукции предполагает:

    • разработку новых видов продукции (номенклатура, ее основные показатели, этапы и сроки разработки);
    • освоение новых видов продукции;
    • повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции;
    • разработку задания по освоению новой продукции и снятию с производства устаревших изделий;
    • повышение качества изготовленной продукции и качества работы.

Нормативы и требования к  качеству продукции предусматривают:

    • изучение прогрессивных тенденций и перспектив развития данного вида продукции;
    • выбор номенклатуры показателей качества и методов стандартизации;
    • оптимизацию показателей качества продукции и их нормирование;
    • установление в нормативно-технической документации правил организации и проведения испытаний.

Функция разработки и налаживания  производства продукции  направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов  новой продукции, технический уровень и экономические  показатели которой соответствуют  лучшим отечественным и зарубежным достижениям или превосходят  их.

Функция технологического обеспечения  качества продукции  призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или  партий в соответствии с  заданными  показателями.

Функция метрологического обеспечения  качества продукции предполагает своевременное  осуществление в полном объеме  мероприятий по достижению единства и требуемой точности  измерений  параметров изделий, характеристик  оборудования и  инструмента.

Функция материально-технического обеспечения качества продукции  направлена на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и др.

Функция подготовки и повышения  квалификации персонала в области  улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий  работающих передовым методам  разработки, изготовления и использования продукции.

Функция организации взаимоотношений  по качеству продукции между потребителями  и поставщиками предполагает наличие  широких информационных связей между  поставщиками  сырья, материалов, комплектующих  изделий, с одной стороны, и между  потребителями продукции и изготовителями, с другой.

Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции, и поддержание показателей  качества на уровне значений, установленных  нормативно-технической документацией.

Функция стимулирования повышения  качества продукции  направлена на расширение выпуска изделий высокого качества  и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Включает широкий набор мер морального, материального поощрения работников и коллективов за выпуск продукции  высокого качества, а также меры ответственности за производство некачественных изделий.

Информация о работе Пути повышения качества продукции