Пути повышения прибыли предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основе анализа прибыли предприятия малого бизнеса определить резервы и предложить рекомендации по повышению прибыльности.
Задачи, которые были поставлены для достижения цели:
– Определить мнение различных авторов об экономической сущности прибыли и рентабельности, видов и факторов, влияющих на них.
– Охарактеризовать деятельности предприятия
– Проанализировать прибыль предприятия.
– Дать оценку формированию и распределению прибыли предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Алена Сервис Прибыль малого предприятия.docx

— 113.38 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Омский государственный институт сервиса»

(ФГБОУ ВПО «ОГИС»)

 

Факультет : Экономики и сервисных технологий

Кафедра: экономики и менеджмента

 

Защищена с оценкой ______________  Допустить к защите


«____»______________________2015 г.   «___»_________________2015 г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Экономика предприятия малого бизнеса

на тему : Пути повышения прибыли предприятия малого бизнеса


 

 

 

Исполнитель: студентка гр. МЗ 131

Чертова А.А.


(фамилия, имя, отчество)

 


(подпись)

Руководитель работы: доцент,кандидат экономич. наук


Калинина Наталья Михайловна (должность, ученая степень, звание, инициалы, фамилия)


 


(подпись)

 

Омск 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многосторонняя деятельность каждого хозяйствующего субъекта оценивается его финансовыми результатами торгового предприятия: товарооборотом, прибылью или убытками. В редких случаях прибыль и убытки одновременно равняются нулю, что следует считать отрицательным результатом, поскольку общая деятельность предприятия не принесла положительных эффектов.

В условиях рыночной экономики целевой функцией предприятия становится прибыль. Она – двигатель всех его действий, отражает их эффективность. Прибыль является важным источником финансирования развития и совершенствования производства, удовлетворения хозяйственных нужд, социальных потребностей работников и собственников используемого капитала. По своему содержанию прибыль сложная категория, общий результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические интересы участников производственного процесса. Общая сумма прибыли представляет собой разницу между доходами от разных видов деятельности (производственной, торговой, закупочной, коммерческой, финансовых операций и т.д.) и осуществленными затратами на их достижение. На ее размеры влияют также прочие доходы и расходы.

Рыночная экономика требует от предприятий постоянного повышения эффективности бизнеса, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Эффективность бизнеса в первую очередь связывают с его доходностью.

Тема работы в целом разработана, так как понятие прибыли является одним из важнейших индикаторов деятельности предприятия и многие авторы касаются в своих работах методов управления прибылью, хотя большинство специалистов больше уделяют внимания анализу прибыли и рентабельности крупных предприятий, поэтому исследование прибыли и путей её увеличения для малого предприятия является проблемной зоной.

Наличие или отсутствие прибыли у предприятия наиболее наглядно показывает, как работало предприятие, рентабельно оно или нет и от чего, от каких факторов это зависит. Поэтому исследование  прибыли и рентабельности, умение эффективно управлять прибылью на малом предприятии обосновывает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель курсовой работы: на основе анализа прибыли предприятия малого бизнеса определить резервы и предложить рекомендации по повышению прибыльности.

Задачи, которые были поставлены для достижения цели:

– Определить мнение различных авторов об экономической сущности прибыли и рентабельности, видов и факторов, влияющих на них.

– Охарактеризовать деятельности предприятия

– Проанализировать прибыль предприятия.

– Дать оценку формированию и распределению прибыли  предприятия.

– Выявить резервы и экономически оценить возможные мероприятия по повышению прибыли.

Объект исследования – малое предприятие общество с ограниченной ответственностью «Сигма», занимающееся реализацией продуктов питания в городе Омске. Предмет  исследования – прибыль этого предприятия.

 

Методологической базой при написании работы послужили научно-популярные статьи периодических изданий и труды Г.В. Савицкой, Л.Т. Гиляровской, А.Д. Шеремета, В.В. Бочарова, М.Н. Крейниной и др.

Практическая часть исследования проводилась за период 2012-2014 годы.

Методы, которые использованы в работе: теоретический анализ и обобщение научной литературы; сравнительный и факторный анализ данных. 
1 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1 Сущность, понятие и значение  прибыли предприятия торговли

 

В современной мировой экономике число предприятий торговли постоянно растёт и каждое из них стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели – максимизации прибыли возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия.

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а так же части прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, надбавок.

А.М. Ковалева дает следующее определение: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен» [20, с.122].

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития фирмы. Прибыль главным образом получают от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т.д.

Прибыль, по мнению В.В. Ковалева  – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг [11, с.180].

По мнению И.А. Бланка «прибыль – наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики»[3, с.413].

В системе экономических теорий, связанных с предпринимательской деятельностью, теория прибыли традиционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных, что определяется многообразием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразием обличий, в которых она выступает.

Именно прибыль – главная движущая сила деятельности предпринимателей в экономике рыночного типа.

Проблемы эффективного формирования и использования доходов интересовали экономистов еще с древних времен. Значение прибыли в условиях товарно-денежных (рыночных) отношений неизмеримо возрастает. Именно она определяет решение трех взаимосвязанных задач:

– что производить (какой вид товара или услуги);

– как производить (с какими издержками);

– для кого производить (выбор покупателей на различных сегментах товарного рынка).

Прибыль выступает как вознаграждение за предпринимательский риск и внедрение технических новшеств. В то же время она выражает результаты хозяйствования и эффективность использования всех видов ресурсов. С этих позиций прибыль является формой дохода предпринимателя (предприятия), успешно реализовавшего свой товар по равновесной цене [3, с.413].

Рассматривая экономическую природу прибыли как стоимостной экономической категории, необходимо отметить следующие ее особенности.

Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид производственно-коммерческой деятельности. Однако такого утверждения недостаточно для раскрытия экономической сущности прибыли. На практике существуют виды деятельности, не связанные с получением прибыли (например, фундаментальная наука, благотворительность и т.д.).

Прибыль выражает форму дохода предпринимателя, вложившего свой капитал для достижения коммерческого успеха. Поэтому стоимостная категория «прибыль»непосредственно связана с понятием «капитал»как основным фактором производства. Норма прибыли в усредненном виде характеризует цену авансированного капитала.

Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в производство или коммерцию. В процессе осуществления бизнеса предприниматель из-за своих неудачных действий или объективных причин может лишиться не только ожидаемой прибыли, но и утратить авансированный капитал. Поэтому прибыль выступает своеобразной платой за риск предпринимателя. Норма прибыли и уровень коммерческого риска находятся в прямой зависимости.

Прибыль выражает не весь доход предпринимателя, а только ту его часть, которая остается после вычета понесенных расходов.

Прибыль – стоимостный показатель, так как составляющие ее элементы – выручка от продаж и себестоимость проданных товаров – также выражены в денежной форме [3, с. 414].

Как стоимостная (экономическая) категория прибыль выполняет две ключевые функции: оценочную и стимулирующую. Выражение чистого дохода в форме прибыли повышает стимулы для изыскания и мобилизации внутренних резервов, создает возможность дирекции предприятия контролировать его деятельность в части рационального использования всех видов ресурсов. В неконкурентной среде прибыль не может быть универсальным показателем для оценки эффективности производства, так как испытывает влияние ценового фактора, включая инфляционную составляющую. Стимулирующая функция выражается в том, что прибыль – генератор рыночного хозяйства. Она воздействует на уровень использования произведенных ресурсов и их распределение среди альтернативных пользователей. Именно ожидание прибыли побуждает предпринимателя осуществлять нововведения. Последние стимулируют инвестиции, рост производства и занятости. Нововведения на Западе стали основным фактором экономического роста, а стремление получить оптимальную прибыль служит побудительным мотивом инноваций.

Однако ожидания прибыли очень изменчивы ввиду того, что инвестиции, темпы экономического роста и занятости населения нестабильны. В результате ограничиваются возможности использования прибыли как источника финансирования долгосрочных инвестиций.

Как отмечает О.И. Дранко: «в современной практике прибыль широко используется для определения рыночной стоимости предприятия, прибыль является «плохим показателем для планирования и мониторинга степени достижения компанией ее стратегической цели – увеличения рыночной стоимости»[7, с.116].

Таким образом, прибыль измеряется суммой и уровнем. Прибыль в торговле является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующий результат торговой  деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженного в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, товарооборачиваемости, использования основных фондов, рабочей силы, собственного и заемного капитала.

 

 

1.2 Виды прибыли и их характеристики

 

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток.

Новашина Т.С., Карпунин В.И., Леднев В.А. отмечают, что в упрощенном виде прибыль является разностью между валовым доходом и издержками обращения. Такую прибыль принять называть бухгалтерской (валовой) прибылью, она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия [14, c.68].

Экономическая прибыль – это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения – цель любого торгового предприятия на рынке – получение максимальной экономической прибыли. Эта прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия и способности его к самофинансированию. В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая прибыль; чистая прибыль; налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия.

Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятия. Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров и издержками обращения. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. При этом понятие «остаточная стоимость»рассматривается применительно к основным фондам, нематериальными активам, а первоначальная стоимость – для прочего имущества.

Информация о работе Пути повышения прибыли предприятия малого бизнеса