Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 12:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: на основе анализа прибыли предприятия малого бизнеса определить резервы и предложить рекомендации по повышению прибыльности.
Задачи, которые были поставлены для достижения цели:
– Определить мнение различных авторов об экономической сущности прибыли и рентабельности, видов и факторов, влияющих на них.
– Охарактеризовать деятельности предприятия
– Проанализировать прибыль предприятия.
– Дать оценку формированию и распределению прибыли предприятия.
Администратор торгового зала является заместителем директора и выполняет функции директора в его отсутствие. Кроме того, занимается оценкой и подбором поставщиков, составлением перспективного плана развития торгового предприятия, его расширением.
Администратор торгового зала следит за работой в магазине с клиентами, за трудовой дисциплиной продавцов их умением быстро и качественно обслужить клиентов, проявляя при этом коммуникационные способности и стимулируя покупателей к дальнейшему сотрудничеству.
Главный бухгалтер организует весь бухгалтерский учет на предприятии, следит за движением материальных ценностей, составлением баланса (решение о составлении баланса было принято в связи с необходимостью организации юридического лица для получения лицензии на торговлю водкой), оформлением финансово-хозяйственных документов для налоговой отчетности.
Товаровед осуществляет контроль за соблюдением договорных обязательств, поступлением и реализацией товара, участвует в формировании ассортимента, принимает участие в проведении инвентаризации.
Заведующий складом выполняет помимо основных функций по надлежащему складированию, распределению и хранению товара, роль фасовщицы.
Продавцы и кассиры – основные составляющие торгового процесса, от их профессионализма, быстроты реакции при обслуживании, компетентности в знании товаров их характеристик, умения общаться с покупателями зависит эффективность всего торгов процесса.
Грузчик занимается подносом необходимого товара в отделы, приемом товара от поставщиков и отправкой тары и мусора.
Таким образом, в ООО «Сигма» созданы благоприятные условия для работы, все работники имеют средне-специальное профессиональное образование и стаж работы, структура управления соответствует размеру предприятия, которое по численности является малым.
2.2 Анализ основных экономических показателей ООО «Сигма»
Для проведения анализа деятельности ООО «Сигма» используем показатели (табл. 2).
Таблица 2 – Динамика основных технико-экономических показателей
ООО «Сигма» за 2012-2014 гг., тыс. руб.
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
Абс. откл. (+,-) |
Темп роста (снижения), % |
1. Розничный товарооборот, тыс. руб. |
13 510 |
13 086 |
-424 |
96,86 |
2. Покупная стоимость товаров, тыс. руб. |
6 928 |
6 745 |
-183 |
97,36 |
3. Валовой доход, тыс. руб. |
6 582 |
6 341 |
-241 |
96,34 |
4. Издержки обращения, тыс. руб. |
5 809 |
5 954 |
145 |
102,49 |
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
772 |
387 |
-386 |
50,03 |
6. Рентабельность продаж, % |
5,72 |
2,95 |
-2,76 |
51,66 |
7. Среднесписочная численность |
28 |
28 |
0 |
100,00 |
8. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
4 732 |
4 788 |
56 |
101,18 |
9. Среднемесячная заработная плата, руб. |
14083 |
14250 |
167 |
101,18 |
Из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что розничный товарооборот в 2014 г. снизился в сравнении с 2013 на 3,14% или на 424 тыс. руб. из-за снижения платежеспособного спроса (падение рубля, кризис, санкции).
Закупочная стоимость товаров соответственно тоже снизилась, но менее значительно: на 183 тыс. руб. или на 2,64%. Закупочная стоимость она уменьшилась, так как предприятие работало без предоплаты, без процентов.
В результате валовой доход снизился на 3,66% или на 241 тыс. руб.
Издержки обращения выросли на 2,49% или на 145 тыс. руб.
Прибыль от продаж в 2014 году составила 387 тыс. руб., что на 49,97% ниже прибыли от продаж 2013 года или на 386 тыс. руб.
При этом рентабельность продаж с 5,72 % снизилась на 2,76% и составила в 2014 г. 2,95%.
Таким образом, ООО «Сигма» – торговое предприятие, которое в исследуемом периоде снизило показатели деятельности, но для улучшения деятельности существует множество возможностей – от формирования более эффективного ассортимента, до расширения видов торговли.
2.3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Сигма»
Единственным доходом торгового предприятия ООО «Сигма» является розничный товарооборот.
Розничный товарооборот характеризует завершение коммерческого цикла организации, возврат авансированных средств организации в денежную форму и начало нового цикла оборота всех средств.
Проведем анализ розничного товарооборота с учётом влияния инфляции (табл. 3).
Таблица 3 – Анализ розничного товарооборота ООО «Сигма» за 2013-2014 гг.
Показатели |
2013г. |
2014г. |
2014г. в ценах 2013г. |
в сравнении с 2013 г. |
2014 г. в ценах 2013 г в сравнении с 2013 г. | ||
абс., тыс. руб. |
отн., % |
абс., тыс. руб. |
отн., % | ||||
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
13 510 |
13 086 |
12287,3 |
-424 |
-3,14 |
-1222,7 |
-9,05 |
Покупная стоимость товаров, тыс. руб. |
6 928 |
6 745 |
6333,7 |
-183 |
-2,64 |
-594,5 |
-8,58 |
Уровень к товарообороту, % |
51,28 |
51,55 |
48,40 |
0,26 |
0,52 |
-2,88 |
-5,62 |
Валовой доход, тыс. руб. |
6 582 |
6 341 |
5953,7 |
-241 |
-3,66 |
-628,1 |
-9,54 |
Уровень к товарообороту, % |
48,72 |
48,45 |
45,50 |
-0,26 |
-0,54 |
-3,22 |
-6,61 |
Издержки обращения, тыс. руб. |
5 809 |
5 954 |
5590,7 |
145 |
2,49 |
-218,6 |
-3,76 |
Уровень к товарообороту, % |
43,00 |
45,50 |
42,72 |
2,50 |
5,81 |
-0,28 |
-0,64 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
772 |
387 |
362,9 |
-386 |
-49,97 |
-409,6 |
-53,02 |
Уровень к товарообороту, % |
5,72 |
2,95 |
2,77 |
-2,76 |
-48,34 |
-2,94 |
-51,50 |
В таблице 3 можно видеть покупная стоимость составляет примерно 51-52% от розничного товарооборота, соответственно валовой доход 48-49%, издержки обращения составляют 43% в 2013 г. и 45,5% в 2014 г., то есть их уровень вырос в 2014 г. на 2,5%.
Прибыль от продаж составляет в розничном товарообороте 5,72% в 2013 г. и 2,95%.
Если учесть что в 2014 году уровень инфляции по данным статистики составлял 106,5%, то есть в среднем цены выросли на 6,5% в Российской Федерации, то при пересчёте (делении всех показателей на 1,065) получаем данные в ценах за 2013 год.
Сравнение этих показателей с показателями 2013 года демонтирует негативное влияние инфляции на прибыль от продаж, которая снизилась на 409,6 тыс. руб. или на 53,02%.
Формирование прибыли торгового предприятия ООО «Сигма» происходит зависит кроме перечисленных выше факторов от торговых надбавок.
Рассмотрим как изменялась средняя торговая надбавка в табл. 4.
Таблица 4 – Динамика средней торговой надбавки в ООО «Сигма»
Показатели |
2013 |
2014 |
Абс. откл. (+,-) |
Темп роста (снижения), % |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
13 510 |
13 086 |
-424 |
96,86 |
Торговая надбавка, тыс. руб. |
6 582 |
6 341 |
-241,16 |
96,34 |
Удельный вес в розничном товарообороте, % |
48,72 |
48,45 |
-0,26 |
99,46 |
Торговая надбавка в прибыли, коэфф. |
8,52 |
16,40 |
7,88 |
192,54 |
Как видно из табл. 4 средняя торговая надбавка составляет почти 50% и её удельный вес почти не изменился за год, он немного снизился с 48,72% в2013 г. до 48,45% в 2014 г. или на 3,66% стал меньше.
При этом торговая надбавка превышает прибыль от продаж в 2013 г. в 8,52 раза, а в 2014 г. в 16,4 раз, что указывает на снижение эффективности деятельности торгового предприятия.
Руководство торгового предприятия ООО «Сигма» распределяет чистую прибыль, которая остаётся у предприятия после выплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) в следующем отношении (табл. 5).
Таблица 5 – Распределение чистой прибыли ООО «Сигма»
Показатели |
2013 |
2014 |
Абс. откл. (+,-) |
Темп роста (снижения), % |
Прибыль от продаж |
684 |
294 |
-391 |
42,92 |
ЕНВД |
88 |
93 |
5 |
105,70 |
Чистая прибыль |
596 |
201 |
-396 |
33,65 |
На оборотные средства |
89,5 |
30,1 |
-59 |
33,65 |
На текущий ремонт |
107,4 |
36,1 |
-71 |
33,65 |
Резервный фонд |
29,8 |
10,0 |
-20 |
33,65 |
Дивиденды ( |
370 |
124 |
-245 |
33,65 |
Как видим из табл. 5 чистая прибыль распределяется по следующей системе:
– На оборотные средства – 15%.
– На текущий ремонт – 18%.
– Резервный или страховой фонд – 5%.
– Дивиденды участникам общества – 62%.
В 2014 году из-за снижения прибыли снизились и отчисления в фонды общества, что сказалась на уменьшении защищённости бизнеса и возможности его развития.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «СИГМА»
3.1 Изучение анализа факторов, влияющих на прибыль от продаж
Для проведения анализа прибыли от продаж используем таблицу 6.
Таблица 6 – Информация для расчета влияния факторов
на прибыль от реализации ООО «Сигма» за 2013-2014 гг.
Показатель |
2013 г. |
2014 г. (в ценах 2013 г.) |
2014 г. |
Розничный товарооборот |
13 510,00 |
12 287,32 |
13 086,00 |
Покупная стоимость товаров |
6 928,21 |
6 333,67 |
6 745,36 |
Издержки обращения |
5 809,30 |
5 590,73 |
5 954,13 |
Прибыль (убыток) от реализации |
772,49 |
362,92 |
386,51 |
Исходя из данных таблице 6 рассчитаем влияние факторов на изменение (снижение) прибыли от реализации товаров, которое составило – 1586 тыс. руб.
Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от реализации товаров.
Первый ш а г. Расчет прироста прибыли от реализации (Δ Р):
387 – 772 = 386 тыс. руб.
Второй шаг. Расчет темпа роста объема реализации в сопоставимых ценах:
12 287 : 13 510 × 100 = 90,95%;
тогда темп прироста объема реализации товаров составил
90,95 – 100 = 9,05%.
Третий шаг. Расчет прироста прибыли в связи со снижением объема реализации товаров на 9,05%. Итак, влияние первого фактора – изменения объема реализации товаров на прирост прибыли от реализации товаров составил
Δ Р (N) = – 9,05 ∙ 772,5 : 100 = – 69,9 тыс. руб.
Четвертый шаг. Расчет изменения покупной стоимости товаров, продукции и услуг.
6745 – 6333,7 = 411,7 тыс. руб.
Это означает, что прибыль от реализации товаров уменьшится на эту сумму в связи с увеличением покупной стоимости товаров, т.е. этот фактор оказал отрицательное влияние и составит (– 411,7 тыс. руб.).
Пятый шаг. Расчет изменения издержек обращения при неизмененном объеме реализации товаров:
5954 – 5590,7 = 363,4 тыс. руб.
Этот фактор также уменьшил прибыль от реализации товаров на 363,4 тыс. руб., т.е. Δ Р(КР) составил (– 363,4) тыс. руб.
Шестой шаг. Расчет влияния на изменение прибыли от реализации товаров увеличения цен на них. Сравним два объема реализации товаров отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:
13086 – 12287,3 = 798,7 тыс. руб.
Это свидетельствует о том, что несмотря на кризис цены на товары выросли и предприятие получило в связи с этим прибыль ΔР(Ц) в размере сумму + 798,7 тыс. руб.
Седьмой шаг. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации товаров (в сторону увеличения или уменьшения реализации товаров более рентабельных товаров) на изменение прибыли от реализации товаров. Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:
362,9 – (772« 90,95 : 100) = 362,9 – 703 = – 339,7 тыс. руб.
Расчеты показывают, что в организации уменьшилась прибыль от реализации товаров в связи с изменением структуры товаров, в частности, за счет увеличения объема реализации менее рентабельных товаров Δ Р(стр) на сумму (– 339,7 тыс. руб.).
Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от реализации товаров и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом:
Информация о работе Пути повышения прибыли предприятия малого бизнеса