Пути повышения прибыли предприятия малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основе анализа прибыли предприятия малого бизнеса определить резервы и предложить рекомендации по повышению прибыльности.
Задачи, которые были поставлены для достижения цели:
– Определить мнение различных авторов об экономической сущности прибыли и рентабельности, видов и факторов, влияющих на них.
– Охарактеризовать деятельности предприятия
– Проанализировать прибыль предприятия.
– Дать оценку формированию и распределению прибыли предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Алена Сервис Прибыль малого предприятия.docx

— 113.38 Кб (Скачать файл)

В состав доходов от вне реализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащие предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров.

Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям.

Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результат всех видов хозяйственной деятельности предприятия.

Чистая прибыль – это та часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Рассмотрим понятие «налогооблагаемая прибыль».

Налогооблагаемая прибыль – это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.

Толпегина О.А.  [18, c. 18] отмечает, что  кроме обычных видов прибыли  в соответствии с группировкой деятельности, предложенной МСФО, выделяют: а) прибыль от основной деятельности, ее же называют операционной прибылью, полученной от производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Рассчитывается она разницей между чистым объемом продаж и затратами на производство и реализацию продукции; б) прибыль от инвестиционной деятельности образуется от передачи ресурсов в долгосрочные проекты: вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц (корпоративные акции и облигации, государственные обязательства, векселя), процентные облигации государственных и местных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, а также предоставление займов другим организациям (депозитные вложения); в) прибыль от финансовой деятельности, полученная от размещения средств на краткосрочной основе, может формироваться за счет выданных займов другим юридическим лицам на срок не более 1 года, краткосрочных депозитных вкладов и инвестиций в государственные, муниципальные ценные бумаги, а также ценные бумаги других организаций.

Такая классификация видов прибыли позволяет разграничить долгосрочный, краткосрочный и текущий периоды получения финансовых результатов, что имеет большое значение для управления прибылью.

Кроме показателей, рассмотренных выше, выделяют:

а) маржинальную прибыль (маржинальный доход), которая исчисляется разницей между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию или как разность между продажной ценой единицы продукции и удельными переменными расходами. Служит оценкой способности предприятия покрывать постоянные издержки для формирования необходимого размера прибыли от продаж. Маржинальная прибыль лежит в основе разрабатываемых альтернативных управленческих решений;

б) общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов. Этот показатель используется при анализе риска в целях управления его негативным воздействием для принятие последующих решений.

Таким образом, существует несколько видов прибыли, которые можно классифицировать по разным и признакам и они могут быть использованы для анализа деятельности предприятия, помогут выделить определённые факторы, влияющие на каждый из видов.

 

 

 

1.3 Пути повышения  прибыли малого предприятия и их характеристика

 

На величину прибыли оказывают влияние различные факторы. По сути, это вся совокупность факторов, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Существуют различные подходы к классификации факторов. Однако для целей анализа финансовых результатов деятельности предприятия целесообразно выделять внешние и внутренние факторы. В их состав входят факторы, которые могут оказывать как прямое, так и косвенное влияние (табл. 1).

Таблица 1 – Факторы, влияющие на прибыль предприятия

Виды факторов

Внешние факторы

Внутренние факторы

Прямые факторы

– объем спроса на продукцию;

– уровень инфляции;

– нормы амортизации;

– транспортные условия;

– система налогообложения

– цели менеджмента и собственников;

– объем реализованной продукции;

– себестоимость продукции;

– производительность основного

технологического оборудования;

– продолжительность производственного и операционного цикла и др.

Косвенные

факторы

– конъюнктура рынка;

– природные условия;

– нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров

– качество продукции;

– политика ценообразования предприятия;

– инвестиционная политика и инвестиционный портфель предприятия;

– структурные сдвиги в ассортименте;

– нарушение условий труда;

– сезонность производства;

– стадия жизненного цикла;

отрасли, предприятия, продукта

– качество менеджмента и др.


 

Воздействие прямых факторов можно довольно точно определить, в частности, с помощью методов факторного анализа. Косвенные факторы оказывают, как правило, опосредованное воздействие на финансовые результаты. Влияние этих факторов можно оценить с определенной долей вероятности, в частности, с помощью методов экспертных оценок.

Одним из наиболее значимых внешних факторов, оказывающих прямое воздействие на финансовые результаты предприятия, является инфляция – обесценение денежной единицы и, как следствие, снижение ее покупательной способности. В результате инфляции предприятие может испытывать в каждом очередном производственном цикле недостаток денежных средств для восстановления подорожавших оборотных фондов, что при достаточно высокой инфляции может значительно ухудшить его финансовое состояние. Текущую нехватку денежных средств предприятие вынуждено восполнять за счет чистой прибыли или других доступных источников.

Причинами образования плохо реализуемой продукции (неликвидов) по мнению Н.В. Климовой могут быть:

– снижение спроса в связи с усилением конкуренции (появление непосредственного конкурента либо снижение спроса на этот вид продукции на рынке в результате появления аналогичного товара);

– снижение спроса в связи с потерей клиентов (проанализируйте текучесть ваших клиентов, их доли, тогда можно будет сделать вывод о риске ухода (перехода) вашего клиента к конкуренту);

– ошибочные закупки излишнего количества товара (бывает трудно «угадать», особенно если этот процесс полностью зависит от человеческого фактора);

– ошибочные закупки устаревших товаров (каждый товар имеет свой «жизненный цикл», и закупщику не следует опираться исключительно на предыдущий опыт – это может привести к образованию неликвидов);

– другие причины, связанные со складской деятельностью (порча товаров из-за повреждений, повышенной влажности; брак, не замененный поставщиком по рекламациям; оприходование по ошибке; пересортица в поставках; потери на складе из-за небрежности в указании адресов, обнаруженные при инвентаризации)[9, c.38]..

Таким образом,  величина прибыли от продаж зависит с одной стороны от натурального объема продаж и цены на единицу каждого вида продукции, а с другой от общей суммы затрат на проданную продукцию и прибыль от продаж. Для рассмотрения отдельных аспектов управления прибылью конкретную значимость приобретает одна из двух названных групп факторов, формирующих прибыль от продаж. Если перед предприятием стоит задача достижения определенной стоимости выручки от продаж независимо от получаемого при этом финансового результата, используется первая группа факторов. Разумеется, финансовый результат не должен иметь отрицательного знака. В случае, когда необходимо обеспечить определенную прибыль от продаж, практическое значение имеет вторая группа факторов.

Для выявления факторов влияющих на изменение прибыли и рентабельности используют соответствующие разделы бизнес-плана предприятия, накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности – «Отчет о финансовых результатах».

Существуют различные классификации факторов, влияющих на прибыль и рентабельность. О.В. Вахрушева указывает «на постоянные и переменные затраты, на ассортимент продукции и товаров, влияющих на прибыльность всего производства и отдельных продуктов»[6, с. 144].

И.В. Малова выделяет несколько различных классификаций факторов, формирующих затраты, влияющие в свою очередь на прибыль и рентабельность (уровень качества, ассортимент [13, с. 56]..

Анташов В.А., Уварова Г.В. приводят экстенсивные и интенсивные факторы, влияющие на прибыльность предприятия [2, с. 18]. Начальным этапом исследования является изучение динамики, структуры прибыли, оценка выполнения плана в целом, по видам хозяйственной деятельности, по структурным подразделениям, а также определение влияния факторов на изменение величины показателей прибыли.

Прибыль и рентабельность за период зависят от финансового результата организации. Ключевыми факторами, влияющими на прибыль и соответственно на рентабельность, являются:

– момент признания доходов и расходов (метод начисления с учетом концепции соотнесения затрат в МСФО);

– стоимость, по которой активы (преимущественно инвестиции) и обязательства (преимущественно страховые резервы) отражаются в балансе организации и учитываются при выбытии;

– финансовые доходы и расходы (определяемые по методу эффективной процентной ставки в МСФО).

При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли предприятия, используют данные «Отчета о финансовых результатах»[21, с. 106].

К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль торгового предприятия можно отнести следующие факторы:

– Емкость рынка, чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по получению прибыли.

– Развитие конкуренции, которое оказывает отрицательное влияние на сумму и уровень прибыли, т. к. оно приводит к усреднению нормы прибыли.

– Размер цен, устанавливаемых поставщиками товаров.

– Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий.

– Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг.

– Регулирование государством деятельности предприятий торговли.

Таким образом, разумное, взвешенное и эффективное сочетание всех факторов может привести к существенному повышению прибыли и рентабельности организации.

 

2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Общая характеристика ООО «Сигма»

 

ООО «Сигма» создано в начале 2012 года. Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью, которое работает на основании Устава.

Уставный капитал Общества составляет 300 000 (триста тысяч) рублей, что позволяет реализовывать спиртные напитки.

Основными конкурентами предприятия являются крупные торговые сети, такие как «Магнит», «Сибириада», магазины которых расположены вблизи магазинов ООО «Сигма».

Основной деятельностью ООО является розничная торговля продуктами питания. Цель – оказание услуг населению для получения прибыли.

Стратегия ООО «Сигма» заключается в стабильном росте и развитии бизнеса, расширение сети. Процесс управления торговым предприятием представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий и действий, направленных на обеспечение оптимального соотношения рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов.

Организационная структура управления  представлена на рис. 1.








 

Рисунок 1 – Организационная структура управления

 

Представленная на рис. 1 структура управления является линейно-функциональной. Всего численность персонала составляла по штатному расписанию  в 2014 году 28 человек, поэтому по численности и размерам выручки предприятие относится к малому.

Директор магазина принимает управленческие решения, организует выполнение принятых решений и осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает стратегию предприятия с помощью своих заместителей: главного бухгалтера, товароведа, администратора торгового зала.

Численность персонала по штатному расписанию составляет 28 человек, из них 6 – административно-управленческий персонал; 21 – торгово-оперативный персонал; 2 – вспомогательные рабочие.

Информация о работе Пути повышения прибыли предприятия малого бизнеса