Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:18, курсовая работа
В условиях формирования рыночной экономики в России одним из приоритетных направлений осуществления социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения.
Тема уровня жизни привлекает внимание широкого круга исследователей, является предметом научных дискуссий, что говорит об ее несомненной актуальности. Особенно важен этот вопрос для экономики нашей страны, в которой уровень жизни населения существенно ниже, чем в развитых странах.
Введе-ние…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и показатели уровня жизни населе-ния…………………....5
1.1. Уровень жизни населения и значение его повыше-ния………………5
1.2. Основные индикаторы уровня жизни населения………………….…6
1.3. Виды, источники и показатели дифференциации доходов
населе-ния…………………………………………………………………….9
Глава 2. Анализ уровня жизни населения России за 2009–2012 гг….………13
2.1. Анализ динамики номинальных и реальных денежных доходов, структуры и дифференциации доходов населе-ния………………………13
2.2. Анализ потребления и структуры потребительских расходов……..17
2.3. Анализ обеспеченности населения жильем, медицинскими и
образовательными услугами………………………………………………19
2.4. Региональные различия в уровне жизни населения России………..26
Глава 3. Пути повышения уровня жизни населения…………………………..30
3.1. Основные федеральные (региональные) программы в социальной сфере………………………………………………………………………...30
3.2. Результаты и проблемы реализации федеральных (региональных) социальных про-грамм……………………………………………………..36
Заключе-ние……………………………………………………………………….46
Список использованной литерату-ры…………
К 2018 году, по разным оценкам, от 30% до 40% трудовых ресурсов страны будут составлять люди старшего возраста, а они, по данным Росстата и минздравсоцразвития, более чем на 45% хронически больны. Ученые Лондонской школы экономики (LSE), опрашивавшие 45-50-летних россиян, установили, что из 10 человек только один откладывает денежные средства на медобслуживание в старости. В противоположность России в большинстве стран мира продолжительность жизни заметно выросла.
По данным минздравсоцразвития, в результате реализации национальных проектов с 2005 по 2009 год общая смертность населения снижена более чем на 9%, в том числе младенческая - на 24%, материнская - на 17%, от сосудистых заболеваний - на 8%, от ДТП - более чем на 26%, от туберкулеза - на 21%, а продолжительность жизни увеличилась на 3 года. При всем этом ситуация со здоровьем нации остается кризисной - низкая по европейским меркам рождаемость при "африканской" смертности от болезней и внешних причин (аварии, убийства, алкоголизм и пр.).
Состояние здоровья населения:
Таблица 9
Соотношение объема ветхого и аварийного жилищного фонда и ежегодного ввода жилья
Годы |
Ввод жилья млн. кв. м |
Ветхий и аварийный млн. кв. м |
Ввод жилья 1996=100% |
Ветхий и аварийный жилфонд 1996=100% |
Отношение объема ветхого и аварийного жилфонда к вводу жилья |
2003 |
36.4 |
91.6 |
106.1 |
227.3 |
2.5 |
2004 |
41.0 |
93.0 |
119.5 |
230.8 |
2.3 |
2005 |
43.6 |
94.6 |
127.1 |
234.7 |
2.2 |
2006 |
50.6 |
96.0 |
147.5 |
238.2 |
1.9 |
2007 |
61.0 |
99.1 |
177.8 |
245.9 |
1.6 |
2008 |
64,1 |
99,5 |
186,9 |
246,9 |
1,6 |
2009 |
59.8 |
99,5 |
148.4 |
246,9 |
1,7 |
Такая ситуация явно свидетельствует о крайней необходимости увеличения объемов капитального ремонта жилья.
Между тем данные Росстата говорят о другом. Из общей площади жилья, введенного в 2009 г. (без индивидуального) всего только 1,1% построено за счет реконструкции действующего ранее жилфонда. В Санкт-Петербурге за счет реконструкции введено 56,5 тыс. кв. метров жилья (2,4%), Кемеровской области - 55,3 тыс. кв. метров (8,8%)Для нормального воспроизводства жилищного фонда и достижения целей реализации Национального проекта в России в среднем ежегодно должно вводиться не менее 1 кв. м на человека (или 1000 кв. м на 1000 человек в год), что обеспечивало бы обновление жилищного фонда в 4%. В 2009 г. этот показатель составил в среднем по стране 422 кв. м на 1000 чел. (наибольшие объемы жилья в расчете на 1000 человек населения в 2009 г. были введены в Московской области - 1255 кв. м) [23].
Как показывает опыт экономически развитых стран, большая доля жилых домов строится на месте сносимых.Это позволяет использовать существующую инфраструктуру и наряду с улучшением жилищных условий граждан, переселяемых из сносимого жилья, удешевляет стоимость нового жилья, так как не требует строительства на участках коммунальной инфраструктуры. В регионах России такой механизм ввода жилья на месте сносимого практически не используется, поскольку ежегодно в среднем по России сносится лишь 2,7% аварийного жилищного фонда, а в некоторых регионах - по 0,3-0,7%.Один из важнейших индикаторов уровня развития жилищной сферы - уровень доступности жилья для населения. Доступное жилье является важнейшим фактором эффективности экономики и мобильности трудовых ресурсов. Уровень денежных доходов основной массы населения не позволяет идти по пути увеличения приобретения жилья в собственность.
После проведенного исследования уровня жизни россиян выяснилось, что 71% жителей проживают в условиях ниже среднего уровня жизни, из них 33% соответствуют плохим условиям жизни. Такие данные сообщают специалисты и аналитики Всероссийского центра уровня жизни, анализ исследования которого был опубликован некоторыми российскими СМИ.В сравнении с европейскими стандартами жизни, которые предполагают 30 кв. м. жилой площади на каждого человека проживающего в квартире и количество комнат не менее числа проживающих, российские реалии диктуют советские стандарты, а именно 18 кв. м. жилой площади на каждого человека проживающего в квартире.
По статистике лишь 20% населения могут приобрести жилье на рынке недвижимости. Многие вынуждены брать ипотечные кредиты для приобретения квартиры сегодня. За первые три квартала 2011 года количество выданных ипотечных кредитов увеличилось в 1.8 раза, относительно 2010 года, и составило порядка 300 тыс. кредитов. Кроме того удвоилась и сумма выдаваемого кредита. Число просроченных платежей составляет порядка 9%. На этом фоне выросли цены на рынке продажи квартир в столице. По данным некоторых аналитиков, стоимость на трёхкомнатные квартиры в новостройках Москвы осенью 2011 увеличилась на 10% и составила порядка $9000 за кв. м. Спрос на участки без подряда составил 60%, на коттеджи - 18%, на таунхаусы - 10%, на квартиры в малоэтажных жилых домах-10%, на дуплексы -2%.
2.4. Региональные различия в уровне жизни населения России
Позитивная динамика экономического развития, о которой свидетельствуют статистика, не могла не отразиться на благосостоянии населения. Так, средняя номинальная зарплата за два прошедших года выросла на 26%, превышая темпы роста цен. Впрочем, это средние цифры по стране. Улучшение жизни происходило совсем неравномерно для различных социальных групп и регионов России. В связи с этим интересно выяснить, как изменяется уровень доходов в различных регионах для основной ячейки нашего общества – типичной российской семьи.
Результаты оказались лучше прошлогодних, однако по-прежнему не впечатляют – семейная жизнь во многих регионах представляет собой довольно безрадостную картину в финансовом отношении (Приложение 1).
Как следует из рейтинга, в 29 регионах страны «на руках» у семьи из двух работающих и двоих детей-иждивенцев остается менее 10 тыс. руб. в месяц. Радует, впрочем, то, что регионов, где родители не могут обеспечить хотя бы биологическое выживание семьи на уровне вполне себе очень скромного прожиточного минимума в рейтинге не оказалось. В 7 регионах, впрочем, остаток денег в семье составляет менее 5 тыс. руб. Именно в пределах этой суммы можно осуществлять свои мечты об автомобиле, поездке в отпуск, ипотеке, качественном образовании детям и прочих благах. При этом следует отметить, что год назад ситуация выглядела хуже – так что, по крайней мере, в статистическом понимании жизнь налаживается.
Самая сложная ситуация пока наблюдается в Алтайском крае, сохранившем 1-е место в рейтинге по уровню бедности семей. Среднестатистическая алтайская семья (двое детей-иждивенцев, двое работающих родителей, получающих среднюю для своего региона зарплату) после затрат на прожиточный минимум имеет в остатке около 3 тыс. руб. в месяц. Впрочем, региону есть и чем гордиться – в 2011 году он продемонстрировал максимальное из всех регионов страны улучшение ситуации и на будущий год «рискует» утратить лидерство в рейтинге бедности. Нельзя сбрасывать со счетов и региональное сельское хозяйство – «подножный корм» оказывает достаточно хорошее подспорье населению региона [14, с. 57].
Почти столько же - 3.1 тыс. руб. без учета иных доходов кроме зарплаты может по своему усмотрению потратить семья в Республике Дагестан, 3.3 тыс. руб. – в Калмыкии, 3.5 тыс. руб. в Карачаево-Черкесской Республике, 4.2 тыс. руб. в Чеченской республике. В первой десятке по уровню бедности также Республика Мордовия, Костромская, Кировская, Смоленская и Ивановская области.
Самые большие семейные доходы по итогам 2011 года демонстрировали Ямало-Ненецкий АО (свободный остаток в размере 76.7 тыс.) руб., Чукотский АО, Тюменская область, Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Ненецкий АО. Далее за нефтяными регионами расположилась Москва (50.0 тыс. руб.). Даже у типичной в регионе семьи достаток уже очень высок по российским меркам и, как минимум, о бедности семей речи вести не приходится.
В среднем по России в стандартной семье ежемесячно остается 21.3 тыс. руб. – на 10% больше, чем годом ранее. В год можно накопить 255.6 тыc. руб. Но это только теоретически – ведь реальные расходы превышают прожиточный минимум, обеспечивающий лишь биологическое выживание.
Впрочем, в 68 регионах из 83 показатели ниже среднероссийского, а столь относительно приемлемый результат достигается, прежде всего, за счет столиц и нефтегазовых регионов. В благоприятном климате и экологии детей растить в финансовом плане тяжелее, чем на севере или в каменных джунглях.
Из рейтинга следует и еще один неутешительный вывод. К сожалению, с текущими заработными платами решение демографической проблемы остается весьма проблематичным. Если в семье будет не двое, а трое детей, то, как показали расчеты, в 10 российских регионах двое родителей не смогут обеспечить им существование даже в пределах прожиточного минимума. К таким регионам относятся: Алтайский край, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Костромская и Смоленская области, Республика Мордовия, Кировская и Ивановская области. Здесь для того, чтобы прокормить третьего ребенка, нужны или дополнительные к зарплате собственные доходы, или помощь государства. В 53 регионах страны остаточный доход семьи с тремя детьми не превысит 10 тыс. руб. Так что красивой жизни в многодетных семьях в большинстве регионов страны пока не предвидится. Остается утешаться тем, что не в деньгах счастье [14, c. 59].
В целом, как свидетельствуют результаты рейтинга, российским семьям в большинстве регионов по-прежнему крайне сложно выжить только на одну зарплату. Если, конечно, заводить детей и строить хоть какие-то минимальные планы на будущее. Как следствие, особая роль по-прежнему сохраняется за государством – без социальной поддержки на всех уровнях существование семей с детьми в России по-прежнему крайне затруднено. Рыночные механизмы радикально повысить уровень благосостояния большей части российских семей пока не в состоянии. Остается комплексная государственная политика – лучше всего, ориентированная на стимулирование роста заработных плат граждан и предоставления различных льгот. Хотя, как показывают примеры ряда развитых стран, демографию это может совсем не улучшить. Зато бедность в семьях можно будет искоренить.
Глава 3. Пути повышения уровня жизни населения
3.1. Основные федеральные (
социальной сфере
Законодательство, регулирующее функционирование социальной сферы, по мнению известного отечественного ученого-правоведа Ю. А.Тихомирова, призвано обеспечивать как конституционные права граждан на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, жилище, пользование достижениями культуры и науки, так и гарантии их всестороннего и свободного развития. Например, принципиальное значение имеет институт прав и законных интересов граждан, закрепленный в ст. 2,17 и 18 Конституции Российской Федерации. Его назначение – признание, гарантирование и обеспечение реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, образование, социальное обеспечение и жилище, свободу научного творчества и на возможность пользоваться достижениями культуры .Законодательство, регулирующее функционирование социальной сферы, опирается не только на конституционные нормы, но и на международно-правовые акты, что во многом обусловлено высокой ролью концепции прав человека, которая рассматривается с середины ХХ века в качестве основополагающей в социальной политике государств. Так, конвенции МОТ и Европейская социальная хартия (ратифицированная Россией в 2009 г.) определяют во многом уровень международных стандартов в области доходов населения, качества образования, здравоохранения и социального обеспечения. Например, Европейская социальная партия провозглашает цели социальной политики для эффективного осуществления прав граждан в сфере социального обеспечения и медицинской помощи .Самостоятельными отраслями законодательства в социальной сфере выступают: законодательство в области медицины, образования, культуры и пенсионное законодательство. В тоже время, в качестве предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является: трудовое и жилищное законодательство.